Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приемов, оценка применяемых методов.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
· по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
· по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
· по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
Одним из необходимых условий актуализации педагогической технологии является педагогическая позиция.
Педагогическая позиция — система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к ребенку и детству, педагогической действительности и педагогической деятельности.
[Учитель с жесткой авторитарной позицией, скорее всего, не сможет реализовать личностно ориентированные, гуманные педагогические технологии. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда. ]
Педагогическая позиция рассматривается и в других значениях.
Открытая или скрытая педагогическая позиция — степень прямого (непрямого) руководства деятельностью воспитанников в педагогическом взаимодействии. Учителю-мастеру более свойственна позиция скрытая, поддерживающая, сопровождающая.
Выделяют дистанционную позицию — определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия: далеко, близко, рядом.
Уровневая позиция — расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: под, над, наравне.
Кинестическая позиция — положение человека по отношению к другому в совместной деятельности: впереди, сзади, вместе.
Наиболее приемлемой в педагогике можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.
[Еще одно понимание позиции педагога связано с физическим нахождением педагога в образовательном пространстве по отношению к воспитанникам. Сюда же можно отнести психологическую открытость (закрытость) педагога как собеседника (положение рук, головы, туловища). ]
Помимо указанно педагогической позиции выработка и освоение современных педагогических технологий требуют соблюдения педагогом следующих условий:
· умение осуществлять целеполагание, организацию; и лич. деятельности;
· умение рефлексировать собственный опыт;
· умение выражать собственный опыт в технологичной форме;
· способность педагога к самовыражению и профессиональной самореализации;
· умение отслеживать устаревание технологии в целом или ее отдельных элементов и перестраивать ее.
Билет 15
Педагог устанавливает субьект- субьектное общение
с учеником выводя его на уровень социально ценностной позиции.
Педагогическое общение, функцально имеющее направленность на открытие ученика в общении через создания психологически комфортных условий для раскрытия его как личности .
Технологический элемент присутствующий в обращении учителя -педагогическое требование.
.Реализация педагогическоготребования стимулирует активность Функции привлечение ребёнка к деятельности и приучения к проявлению себя на уровне современной культуры.
Передача социального опыта челочества производится путём организации такого элемента технологии как иформативного речевого и демонстрационного воздействия Функции внесение понятийних и образно представленческих знаний демонстрация отношения ,вовлечениев деятельность.
Ключевые операции -это начало педагогической технологии, не овладев ими не возможно постичь более слржные элементы научного технологического арсенала
1 .Первая ключевая операция -"Я-сообщение" .Я всегда, Мы всегда Меня всегда .Использование этих речевых формул облегчает воспитателю практическую реализацию данного приёма.
2 . Вторая ключевая операция -" положительные подкрепление" не разводит субьектов общения по разные стороны баррикады, а наоборот способствует развитию их взаимоотношений.
Можно использовать для данной операции фразы."Вы такой" ,"Ты такой"
3.Технологическая ключевая операция "Безусловность нормы"
Безусловность нормы -это раскрытие перед школьником социально и личностно значимых доводов в пользу требования ,раскрытие того , что даёт его соблюдение людям ,стране городу, школе,классу и отдельному человеку, ученику как человеку .
Можно использовать для данной операции фразы "Это нужно и для тебя тоже, потому что. ..." Это нужно нам ,потому что. .."