Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закономерности развития личности. Развитие личности младшего школьника (определение, задачи: естественно-культурные



Билет №1

Развитие личности младшего школьника (определение, задачи: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические, связь с жизнедеятельностью, сферы жизнедеятельности, закономерности развития, механизмы развития, зоны развития по Л.Н.Выготскому).

Ответ:

Развитие- становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоения им системы социальных отношений.

Задачи соответствуют целям:

Естественно-культурные ( физическое созревание, темп полового созревания, образ женственности, муж-ти)

2. Социально-культурные (определяются обществом, региональным и ближним окружением)

3. Социально-психологические(самосознание, самоопределение, самоутверждение).

 

Жизнедеятельность -общественный способ существования человека, реализации им своей активности в общественном бытии.

Существуют 5 сфер жизнедеятельности школьника:

1. Познания;

2. Предметно- практической деятельности;

3. Игры;

4. Спорт;

Общение

 

Закономерности развития личности -необходимые и существенные связи, зависимости, проявляющиеся при соответствующих условиях воспитания.

А) взаимосвязь воспитания и развития;

Б) зависимость между формированием личности и ее возрастом;

В) зависимость формирования личности от деятельности;

Г)обусловленность развития актуальным и будущем влиянием;

Е) зависимость усвоения норм и правил поведения от организации обратной связи.

Механизмы развития личности-совокупность промежуточных состояний и процессов, на основе которых формируется, развивается качество личности.

- подражание (воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта: непроизвольное, произвольное);

- интериоризация(превращение внешних предметных действий, норм и способов поведения во внутренние процессы, психические образования (ПРИВЫЧКИ)

- экстериоризация (переход внутренних состояний во внешние практические действия, формы поведения и избирательное отношение к новым внешним воздействиям).

- сдвиг мотива на цель(«Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. Леонтьев)

- идентификация(отождествление себя с другими)

- рефлексия(осознание человеком своих действий и состояний)

- Соотношение между уровнем притязаний(прошлый уровень сложности целей и реальный результат (уверенность в своих силах, настойчивость).

- Я-образ (Содержание: 1) знание о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими 2) знания, выделяющие Я-субъекта)

- Когнитивный диссонанс(Противоречия: моральные принципы – реальная ситуация и новые цели – наличные средства)

Зоны развития по Л.Н.Выготскому

- Уровень ближайшего развития (обучаемость)является опережающим развитием, ученик сегодня делает с помощью учителя, завтра уже может сделать его самостоятельно;

- Уровень актуального развития (обученность)предполагает действия ученика, когда он самостоятельно справляется с заданием.

Закономерности развития личности

Исследования в области человеческого развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития.

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим развитием тесно связано развитие духовное, в динамике которого также наблюдаются значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Духовное развитие также подчиняется ряду закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – только один шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Например, для развития речевых функций сензитивным считается период от 1 до 2 лет, для интеллектуального развития – возраст до 13 лет). Причины сензитив-ности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать под пристальным контролем периоды формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Если этот период будет упущен, то человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону при надлежащих условиях и адекватных действиях (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.