Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь



Правовой статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики образуют права, обязанности, а также гарантии их деятельности. Правовой статус указанных лиц определяется в Конституции Республики Беларусь (ст.102), Законе «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 ноября 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламентами палат Парламента.

Как отмечалось, депутатом Палаты представителей может быть гражданин, достигший 21 года, членом Совета Республики - гражданин, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими комиссий, других органов. В частности, депутаты Палаты представителей, член Совета Республики вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение палаты, комиссии, других органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, обсуждении и принятии по ним решений.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен. Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения, иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Ответ на поставленные вопросы должен быть дан безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок.

По вопросам своей парламентской деятельности депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом первоочередного приема должностными лицами государственных органов, учреждений, организаций, предприятий, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, иными должностными лицами.

В случаях обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов.

Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики проводит собрания избирателей округа, населения административно-территориальной единицы; встречи с трудовыми коллективами; информирует избирателей и население, трудовые коллективы о своей работе во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Для осуществления предоставленных полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики обеспечиваются необходимые условия:

1) ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра при условии, если они работают на профессиональной основе;

2) возмещение расходов, связанных с парламентской деятельностью;

3) предоставляется служебное помещение в здании соответствующей палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи;

4) предоставление служебного жилого помещения в городе Минске для проживания с членами семей;

5)предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 календарных дней;

6) право пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на финансирование Национального собрания Республики Беларусь, а также право внеочередного приобретения проездных документов и бронирования билетов.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе иметь до двух помощников, работающих на постоянной основе с оплатой труда, и до трех помощников, работающих на общественных началах.

По истечении срока полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, работающим в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь. Им предоставляется работа с их согласия с учетом полученной квалификации и опыта работы в Парламенте. По желанию им предоставляется прежнее место работы (должность), за исключением должности члена Правительства и выборной должности в государственных органах. Срок полномочий депутата представителей, члена Совета Республики засчитывается в общий стаж работы (службы), стаж работы по прежней специальности, стаж службы в государственном аппарате.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для министра Республики Беларусь.

Конституция (ст.102) и Закон «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (ст.47) устанавливают ряд гарантий неприкосновенности депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики. Так, они пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность распространяется также на их жилое, служебное помещение, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые средства связи и на принадлежащие им документы.

В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматривается Верховным судом Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое положение парламента РБ закреплено конституцией (раздел 4 глава 4), законом о национальном собрании, а также регламентом палат. Порядок формирования палат парламента, кроме конституции регламентируется избирательным кодексом. В РБ парламент является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из 2 палат: палаты представителей и совета республики. Палата представителей состоит из 110 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, равного, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом палаты представителей может быть гражданин, достигший 21 года.

Совет республики является палатой территориального представительства, формирующаяся путем многоступенчатых голосований на заседаниях местных советов депутатов избирают по 8 членов совета республики, и 8 членов совета республики назначается президентом. Членом совета республики может быть гражданин РБ достигший 30 лет и проживший на территории на территории соответствующей области не менее 5 лет. Депутат палаты представителей может быть одновременно членом правительства, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом 2 палат парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного совета депутатов, член совета республики не может быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата палаты представителей, члена совета республики с одновременным занятие должности президента или судьи.

Срок полномочий парламента 4 года. Полномочия парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Существует возможность досрочного прекращения полномочий палаты представителей или совета республики. Полномочия палаты могут быть прекращены как индивидуально, так и другими способами: по решению президента прекращение полномочий одной из палат парламента может повлечь прекращение полномочий другой палаты.

Заседания палат являются открытыми, в некоторых случаях могут проводиться закрытые заседания. Ст.103 дает право членам парламента обратиться с запросом к премьер-министру, членам правительства и другим компетентным лицам. Ответ на запрос должен быть дан в течение 20 сессионных дней.

Ст.104 закрепляет форму решения палат парламента. Решения палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления палаты предстателей принимаются по вопросам контрольного и распорядительного характера. Решении совета республики принимаются только в Фоме постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания, вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен другой срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты президента. Закон не имеет обратной силы за исключением, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Палаты осуществляют свою деятельность на основании регламента палат. Регламенты палат подписывают председатели палат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.

2. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, 3 35, ст.516; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 64, 2/180.

3. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. В редакции постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 29 июня 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 66.

4. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. В редакции постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999, № 32, 4/71.

5. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 46, 1/3636.

Основная литература:

1. Андреев И. Законодательный процесс в Республике Беларусь // Юстыцыя Беларусі. 2003, № 2, с.26 – 28.

2. Василевич Г.А. Парламент Республики Беларусь: Конституционно-правовой аспект. – Мн., 1994.

3. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с. 541 – 586.

4. Дмитрук В. Правотворчество – единая система // Юрист. 2002, № 3, с.70 – 72.

10. Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах. – Мн., 2002, с.162 – 213.

5. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003, с.168 – 182.

6. Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат / Общ. Ред. В.Н.Лысенко. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. – Мн., 1997.

2. Семенков В.И. Белорусский парламент и существующий парламентаризм // Вестник Молодежного научного общества. 2000, № 2, с.6 – 9.

3. Сивец С.М., Чуприс О.И. Прблемы совершенствования законодательного процесса в Республике Беларусь // Право Беларуси. 2002, № 21, с.65 – 68.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.