Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы организации и деятельности парламента Республики Беларусь. Его структура и порядок формирования



ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: «Теории государства и права»

КСР

ПО ТЕМЕ: «Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь»

ТЕМА КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1.Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь.

2.Компетенция Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Компетенция Совета Республи­ки Национального собрания Республики Беларусь.

4.Акты палат Национального собрания.

5.Законодательный процесс и его стадии.

6.Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и гаран­тии их депутатской деятельности.

7.Основания досрочного прекращения полномочий и порядок от­зыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики На­ционального собрания Республики Беларусь.

 

История парламента и парламентаризма очень длительная. Считается, что первый парламент был образован в Англии в 1215 году, когда король Иоанн Безземельный по требованию восставших феодалов подписал Великую хартию вольностей, в которой ограничивалась королевская власть, содержалось положение о выборном представительном органе, а подданным предоставлялись необходимые права и свободы. Английский парламент состоял из двух палат: в верхней были представлены наиболее богатые и именитые люди (лорды), в нижней - представители городов и сельской местности (депутаты общин).

Само слово «парламент» в переводе с латинского («parlare») означает «место, где говорят». Изначально парламент являлся местом, где публично обсуждаются все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Итогом парламентских обсуждений становятся правовые акты, имеющие высшую юридическую силу.

В юридической литературе парламент определяют как высший представительный и законодательный орган государственной власти, избираемый населением страны. С одной стороны, это представительный орган, в котором заседают депутаты, представляющие своих избирателей и выражающие их волю. С другой стороны, это законодательный орган власти, который от имени народа принимает законы – правовые акты, обладающие высшей юридической силой.

Парламенты имеют разные наименования. Британский парламент так и называется. Французский парламент с момента его учреждения именуется Национальное собрание. Парламент США – Конгресс, Швеции – Рикстаг, Дании – Фолькетинг, Норвегии – Стортинг, Израиля – Кнессет, Ирана – Меджлис, Финляндии, Польши, Литвы – Сойм (так назывался парламент в Великом княжестве Литовском), в ФРГ – Бундестаг и Бундесрат, в России – Федеральное собрание и т.д.

По своей структуре выделяются однопалатные и двухпалатные парламенты. Первые создаются в мононациональных и, как правило, небольших государствах (например, в Греции, Португалии, Швеции, Финляндии, Бельгии, Румынии, Молдове). Двухпалатные парламенты характерны для крупных и федеративных государств. Такие парламенты имеют место в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Италии, Франции, Испании, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Индии, Японии и др.

В странах с двухпалатным парламентом нижние палаты избираются путем всеобщих выборов населением на 4 – 5 лет, а верхние палаты обычно формируются путем косвенных выборов. В федеративных государствах в парламенте представлены субъекты федерации, а в унитарных государствах – территории, на которые делится страна (области, провинции, воеводства, префектуры и т.д.). В ряде стран президент (монарх) наделен правом назначать некоторое количество членов верхней палаты за выдающиеся заслуги, особые знания, практический опыт. Такая практика имеет место в Британии, Испании, Италии, Беларуси.

Вопрос о преимуществах и недостатках двухпалатной парламентской структуры остается предметом дискуссий до настоящего времени. Так, в качестве ее недостатка называют усложнение и замедление законодательного процесса. В то же время положительная сторона такого парламента - более тщательная проработка законодательных актов.

При всем разнообразии существующих в мире парламентов их объединяет то, что они являются представительными органами государственной власти, наделенными законодательными, финансовыми и контрольными полномочиями. Парламент - единственный государственный орган, который правомочен издавать законы как акты, обладающие высшей юридической силой (законы могут приниматься также путем референдумов. – Авт.). Только парламенту принадлежит право принимать финансовый закон страны – бюджет, в котором определяются государственные расходы и доходы.

В зависимости от объема законодательных полномочий все парламенты могут быть разделены на две группы: парламенты с неограниченной сферой законодательных полномочий (они характерны для государств с парламентской формой правления) и парламенты с ограниченной сферой законодательных полномочий (они характерны для президентских республик).

 

Правовые основы организации и деятельности парламента Республики Беларусь. Его структура и порядок формирования

Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание Республики Беларусь. Он был образован по итогам ноябрьского (1996 года) референдума, когда была введена в действие новая редакция Конституции. Как отмечалось, она существенно изменила структуру высших органов государственной власти и их полномочия.

До этого в Республике Беларусь функционировал Верховный Совет Республики Беларусь – однопалатный парламент, состоящий из 360 депутатов. Он был распущен, и на его основе была сформирована нижняя палата нового парламента – Палата представителей из 110 депутатов. Позднее на основании Положения о выборах членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного декретом Президента № 3 от 11 декабря 1996 г., была образована верхняя палата парламента в составе 64 членов.

Правовую основу организации и деятельности белорусского парламента составляет Конституция Республики Беларусь (ст.ст.90 – 105), вышеназванный президентский декрет от 11 декабря 1996 г., Закон от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в редакции от 6 апреля 1999 г. и Регламент Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 29 июня 2001 г.

Согласно ст.90 Конституции, Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Они избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня по восемь членов Совета Республики.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь по его усмотрению.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин, достигший 21 года, членом Совета Республики - гражданин, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат нижней палаты может быть одновременно членом Правительства (например, министром).

Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены только в случае войны.

Первая сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в следующих случаях: 1) при отказе в доверии Правительству; 2) выражении вотума недоверия Правительству; 3) двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.