Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание тенденции сила убеждения




Нам не удастся разумно управлять космиче­ским кораблем под названием Земля, если мы не будем рассматривать его как единое це­лое с общей судьбой. Он должен стать для нас всем или ничем.

Бакминстер Фуллер

До сих пор мы занимались в основном изменениями на уровне отдельной человеческой личности, вопросами роста и возмужания. Но одним из неотъемлемых Аспектов современного мира является обилие измене­ний на межличностном, глобальном уровне. Мысль о том, что Земля — это, в принципе, большая деревня, с давних пор стала журналистским клише, но, тем не менее, она верна. Однако никогда прежде в мире не суще­ствовало столь мощных механизмов воздействия на лю­дей в массе. Это может привести к тому, что все больше и больше людей будет пить кока-колу, носить джинсы фирмы «Левайс» и слушать рок-н-ролл. Это может так-



 

же означать и более глубокие изменения в массовом сознании людей, в их отношении к жизни. Все зависит от того, кто их убеждает, в чем и зачем. В этой главе мы рассмотрим, что происходит на уровне массового созна­ния, как осуществляются эти изменения, и что они озна­чают. Затем мы коснемся вопросов, как можно овла­деть наукой убеждать и зачем нужно этому учиться.

Мы представляем себе современный мир в виде про­странства, насыщенного огромным количеством стиму­лов, и в этом мы не отличаемся от наших предков. Ко­гда охотник-индеец пробирался сквозь чащу леса, он постоянно сталкивался с видами, звуками и запахами, в которых для него заключалась разница между жизнью и смертью, между сытостью и голодом. В его мире тоже хватало стимулов.

Самое большое различие между стимулами, воздейст­вующими на сознание современного человека и полуди­кого индейца, — в направленности и предназначении стимулирования. Индеец в лесу вынужден был интер­претировать значения множества объективно существую­щих случайных и не направленных на него специально стимулов. Наш мир, наоборот, полон стимулов, сознатель­но направленных на то, чтобы заставить нас делать что-то конкретное. Это может быть реклама, убеждающая нас покупать автомобиль определенной марки, или при­зыв голосовать за определенного кандидата. Это может быть страстный призыв спасти голодающих детей или рекламный лозунг покупать больше пирожных и пече­нья. Это может быть попытка внушить нам, как пре­красно мы будем чувствовать себя, купив что-то, или, на­оборот, как много мы потеряем, если не купим. Но самая главная особенность, характеризующая современный мир, — настойчивость и даже назойливость убеждения. Мы постоянно окружены множеством людей, вооружен­ных самыми современными технологиями убеждения и


 

техническими средствами. И это убеждение носит уже глобальный характер. Тот образ, который закладывает­ся в наше сознание, в это же самое время может заклады­ваться и в сознание большей части жителей планеты.

Давайте рассмотрим привычку к курению. Люди в прежние времена могли не знать о вреде, который оно приносит человеку. Но сегодня мы все прекрасно знаем, что курение вредно нашему здоровью. Оно способствует развитию рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Но, несмотря на все антитабачные кампании, проводимые обеспокоенной общественностью, курильщики остаются верны своей привычке. Табачная промышленность про­должает получать прибыль, миллионы людей продолжа­ют курить, а еще больше — начинают. Почему?

Люди получают удовольствие от курения. Но разве это заставляет их начать курить? Им ведь надо снача­ла научиться пользоваться сигаретой, чтобы получать от курения удовольствие; они не могут это уметь от природы. Что происходит с ними, когда они впервые берут в руки сигарету и делают первые затяжки? Они начинают кашлять, задыхаться — словом, они чувству­ют себя плохо. Весь их организм протестует, как бы говоря: «Что за гадость. Немедленно избавь меня от этого!» В большинстве случаев, когда органы чувств убе­ждают вас в чем-то, вы обычно прислушиваетесь к ним. Тогда почему же люди не слушаются их сейчас, упорно продолжая курить, пока, наконец, организм не сдастся и не привыкнет?

Люди поступают так потому, что их сознание пере-контекстуализировано таким образом, что они воспри­нимают курение по-другому, и это новое представле­ние и состояние укореняют в них прочную зацепку. Кто-то, знающий, что такое сила убеждения, не пожа­лел несколько миллионов долларов, чтобы убедить об­щественность в преимуществах курящего человека. По-



 

средством талантливой рекламы, ловко использующей яркие образы и приятные звуки, переводят нас в пози­тивное состояние, а затем ассоциативно связывают это состояние с продукцией табачной промышленности. Пу­тем многократного повторения идея курения связы­вается с рядом желаемых состояний. Не существует никакой общественно значимой ценности или социаль­ного содержания в мелко нарезанных табачных ли­стьях, завернутых в тонкую бумагу. Однако нас убеж­дают в том, что курение повышает нашу сексуальную привлекательность, придает лоск, «взрослость» и зага­дочность. Хотите быть таким, как Мальборо-мен? То­гда курите наши сигареты. Хотите показать, что вы проехали много миль в роскошном автомобиле, не так ли, детка? Тогда выкурите нашу сигаретку. Вы про­ехали большой путь, но если вы не бросите курить, то очень скоро на своем автомобиле вы покатите по доро­ге к клинике для больных раком.

Не правда ли, это какое-то безумие? Какого черта введение канцерогенов в собственные легкие связыва­ют с положительными психологическими состояниями? Но рекламщики проделывают с вами именно те мани­пуляции, о которых мы уже говорили в этой книге. Они подсовывают вам образы, которые переводят вас в при­поднятое, рецептивное состояние и на пике этого пере­живания вводят свою зацепку в ваше сознание. Потом они повторяют эту процедуру множество раз — по те­левидению, в журналах, по радио, пока зацепка не уко­ренится в вас намертво.

Почему компания «Кока-кола» платит Биллу Крос­би, а «Пепси-кола» платит Майклу Джексону за рекла­му их продукции? Почему политики заворачиваются в национальный флаг? Что истинно американского в пи­ве «Миллер»? Почему мы любим «хот-доги», бейсбол, яблочный пирог и машины «Шевроле»? Это все симво-


лы нашей культуры, а реклама просто переносит наши теплые чувства, которые мы испытываем к ним, на ка­кие угодно продукты. Она использует их как средство сделать нас восприимчивыми к определенной продук­ции. Когда Рейган баллотировался в президенты, в раз­личных пропагандистских роликах на телевидении по­стоянно фигурировал образ медведя. Почему? Медведь был мощным негативным символом России, а в те годы многие говорили о «русской угрозе». Вот реклама и спекулировала на этих чувствах, намекая, что стране нужен сильный президент и что только Рейган знает, как побороть русского медведя. Почему американцы именно так интерпретировали этот образ? Что, они в самом деле боятся медведей? Да нет, это все благодаря особому зловещему освещению и музыке, используемым в этих роликах.

Вы можете подвергнуть анализу любую эффектив­ную рекламу или политическую кампанию и убедиться, что во всех случаях используется методика переконтек-стуализации, о которой я уже говорил в этой книге. Сна­чала используются визуальные и аудитивные стимулы, чтобы привести вас в состояние, нужное рекламщикам. Затем это состояние связывается зацепкой с предметом или действием, которое они хотят, чтобы вы предприняли. Это, безусловно, повторяется снова и снова, до тех пор, пока ваша нервная система не свяжет это позитивное состояние с определенным предметом или желательным поведением. Если это хорошая реклама, она будет ис­пользовать образы и звуки, которые привлекают вас и воздействуют на все три основные системы представле­ния: визуальную, аудитивную и кинестетическую. Теле­видение является как раз таким эффективным средст­вом убеждения, поскольку оно может наилучшим образом воздействовать на все три системы представлений: оно дает нам яркие, запоминающиеся образы, сопровождая


 


их прилипчивыми, незатейливыми мелодиями, и нужные сообщения с эмоциональным подтекстом. Вспомните наи­более эффективные ролики, рекламирующие кока-колу, пиво «Миллер» или рестораны «Макдональдс». Что об­щего у этих роликов? Все это в основе своей комплекс­ное визуальное, аудитивное и кинестетическое воздейст­вие, которое способно поймать на крючок любого.

Конечно, есть и такая реклама (антиреклама), кото­рая добивается сильного эффекта, создавая противопо­ложные образы. Она разбивает положительное состоя­ние на мелкие осколки достаточно быстро и эффективно. Вспомните антитабачную рекламу. Видели плакат, на котором человеческий зародыш курит сигарету в утро­бе матери? Помните Брук Шилдс с сигаретами, торча­щими у нее из ушей? Функция антирекламы — резко прервать состояние эйфории, вызываемое рекламой, про­пагандирующей вредный продукт.

В мире, где все кого-то в чем-то убеждают, вы можете быть либо тем, кто убеждает, либо тем, кого убеждают. Вы или сами ведете свою жизнь или позволяете кому-то вести себя по ней. Эта книга, по сути, повествует о силе убеждений. Она показала вам, как вырабатывать в себе внутреннюю силу, которая позволяет контролировать себя в такой степени, что сама ваша личность может быть фактором убеждения, если кто-то рассматривает ее как модель для себя. Например, ваши дети или кол­леги. Люди сильные убеждают других. Люди слабые просто принимают все команды и послушно их выпол­няют.

Сила сегодня — это способность общаться и убеж­дать. Если у вас нет ног, вы можете убедить кого-то носить вас. Если у вас нет денег, вы можете убедить кого-то дать их вам в долг. Убеждение может служить инструментом, с помощью которого осуществляются пе­ремены. Если вы одиноки в жизни и не хотите мирить-


ся с этим состоянием, то можете убедить кого-нибудь разделить ваше одиночество. Если вы хорошо убеждае­те и у вас есть ценная вещь на продажу, вы обязательно найдете того, кто ее купит. Если у вас есть идея, как изменить мир, но вы не сможете убедить других в ее гениальности, она останется бесплодной. В жизни глав­ное — дать людям понять, что у тебя есть что-то, что ты можешь им предложить. Поэтому искусство убеждать — главное из искусств.

Позвольте привести вам пример, наглядно показы­вающий, насколько мощна эта технология и как много вы можете сделать, если овладеете всеми методами НЛП. Организовывая свои первые двухнедельные курсы по подготовке профессиональных нейролингвистов, я при­думал задание, которое идеально подходило в качестве выпускной работы для моих слушателей, потому что, выполняя его, они могли показать все, чему у меня на­учились. Итак, вот что я сделал. Я собрал всех членов группы после занятий в половине двенадцатого ночи и попросил их отдать мне свои ключи, всю наличность, все кредитные карточки, все бумажники — абсолютно все, кроме одежды.

Я сказал, что хочу доказать им, что они могут преу­спеть без этих символов человеческого благополучия, используя только личную власть и способность убеж­дать других. Я сказал, что у них есть умение выявлять и удовлетворять потребности других людей, а для этого им совершенно не нужны ни деньги, ни статус, ни маши­на, без чего, считается, невозможно прожить в нашей культуре.

Мы проводили этот семинар в городе Кеифри, штат Аризона. Первым заданием было добраться до Финик­са, который находится примерно в часе езды на машине, найти, где остановиться, хорошо поесть и вообще использовать методики общения, которые предлагает ней-

 



 

ролингвистическое программирование, то есть сделать свое пребывание в Финиксе максимально комфортным.

Результаты были просто потрясающие. Многим из моих слушателей даже удалось получить кредит в ме­стном банке от сотни до пятисот долларов. Помните, у них не было при себе даже удостоверения личности, и они находились в этом городе впервые в жизни. Одна женщина отправилась в крупный универмаг города, по­лучила там кредитные карточки и тут же их израсходо­вала. Из ста двадцати человек, отправившихся в Фе­никс, около восьмидесяти процентов сумели сразу же найти работу, а семеро из них устроились на три и боль­ше мест в течение одного дня. Одна женщина хотела устроиться на работу в зоопарк. Ей сказали, что вакан­сий нет и в ближайшие полгода не предвидится. Но она говорила так убедительно, что ей разрешили сразу же приступить к работе. Ей даже удалось вылечить боль­ного попугая от нервного расстройства. Служащий зоо­парка был так потрясен этим, что собрал своих коллег и попросил ее прочесть для них краткую лекцию об использовании методики НЛП для работы с животны­ми. А один из моих слушателей, молодой человек, кото­рый очень любил детей, отправился в школу и сказал: «Я хочу выступить на сегодняшнем собрании. Когда начало?» Там у него спросили: «Какое собрание?» Он сказал: «Собрание, назначенное на сегодня. Я прибыл издалека и могу ждать не более часа. За это время вы должны собрать детей». Никто не знал, кто он и откуда, но он вел себя так уверенно и конгруэнтно, что дирек­тор собрал всю школу в актовом зале и этот молодой человек прочел им полуторачасовую лекцию о том, как они могут стать богатыми и счастливыми. И учителя, и ребята были в восторге.

А другая женщина пришла в книжный магазин и, увидев, что на полках скопилось много книг телевизи-


онного проповедника Терри Коул-Уайтакер, объявила, что она — автор, и начала раздавать автографы. Она нисколько не была похожа на Терри Коул-Уайтакер, чей портрет можно было видеть на обложке книги, но она так точно копировала походку, манеру говорить, выражение лица и все ее поведение, что даже сам владе­лец магазина прибежал и, пробившись сквозь толпу, по­жал ей руку: «Извините, госпожа Коул-Уайтакер, что не узнал сразу. Для нас большая честь принимать вас в нашем магазине». Сразу же несколько покупателей купили книги и обратились за автографами. В тот же самый день группа других энергичных слушателей моего семинара добилась успеха в лечении людей от различ­ных фобий. Смысл этого задания — показать людям, что им не нужно ничего, кроме осознанного энергично­го поведения и навыков, чтобы найти свое место в жиз­ни. Что теперь они — предприимчивые, веселые, общи­тельные, а такие люди никогда не пропадут в нашем мире, даже не имея в качестве поддержки таких фети­шей нашей цивилизации, как деньги, машины, кредит­ные карточки, репутация и т. д. Большинство из них признались, что это был самый интересный день в их жизни. Они нашли новых друзей и помогли многим людям.

В главе 1 этой книги мы говорили о том, что у людей разное отношение к власти. Некоторые понимают ее как чрезмерное влияние, оказанное на других людей. Хочу возразить. Такого рода влияние можно любить и можно не любить, но нельзя не признать, что оно — факт совре­менного мира, где постоянно кто-то занимается убежде­нием. Некоторые тратят миллионы долларов, чтобы с боль­шим искусством и энергией довести свои сообщения до людей и заинтересовать их этим, так как либо вы кого-то в чем-то убеждаете, либо кто-то другой убеждает вас. Поведение ваших детей порой зависит от того, кто гово-


 


 

рит убедительнее: вы или торговец наркотиками. Если вы хотите сами вести свою жизнь, если вы хотите стать образцом для подражания для тех, о ком заботитесь, вам необходимо овладеть искусством убеждать. Если же вы снимете с себя ответственность, найдется множество дру­гих, готовых заполнить вакуум.

Вы уже знаете, что для вас может значить умение общаться с другими. Теперь давайте рассмотрим во­прос, какое значение это искусство может иметь для нас всех. Мы живем в замечательную историческую эпоху, в то время, когда изменения, на которые раньше уходи­ли десятилетия, происходят за несколько дней, когда путешествия, на которые раньше уходили месяцы, со­вершаются за несколько часов. Многие из этих измене­ний прекрасны. Мы стали жить дольше, с большим ком­фортом, пользуемся большими свободами.

Однако некоторые изменения не могут не пугать. Впервые в истории мы способны запросто уничтожить всю планету — или сразу с помощью мощнейших бомб, или постепенно, отравляя отходами химического про­изводства. Это не те проблемы, которые большинство из нас готовы обсуждать; это что-то такое, от чего наш мозг старается отстраниться, отодвинуть в сторону, а не приблизить к себе. Но от этого никуда не денешься. Это — факт нашей жизни. Немного утешает то, что, хо­тя сам Господь, человеческий интеллект, просто случай­ность, любая сила или комбинация сил, в которые вы верите, довели планету до такого жалкого состояния, они же создали средства борьбы с этим злом. Полагаю, что все проблемы, стоящие перед миром, очень сложны, но я также уверен в том, что есть более мощный источ­ник мудрости, чем наш коллективный разум. Говорить, что нет на свете такого источника разума, который лю­ди называют Богом, то же самое, что говорить, что Сло­варь английского языка Вебстера появился в результа-


те взрыва на полиграфическом комбинате, когда все буквы по чистой случайности заняли нужное положе­ние в матрицах.

Однажды я задумался об этих мировых проблемах, и вдруг мне в голову пришла одна мысль: все они име­ют нечто общее. Все человеческие проблемы — пробле­мы поведения! Надеюсь, вы сейчас используете свою мо­дель уточнения и сразу же спросите: «Неужели все?» Хорошо, тогда я изложу это по-другому. Если даже источником каких-то проблем и не является человече­ское поведение, то все равно они решаются через него. Например, надо бороться не с явлением под названием преступность, а с человеческим поведением, порождаю­щим его.

Зачастую мы берем какое-нибудь понятие и обраща­емся с ним как с объектом, употребляя имя существи­тельное для его обозначения, в то время как по сути это — процесс. Пока мы представляем проблемы челове­чества в виде неких объективно существующих вещей, мы не можем не превращать их во что-то огромное, нахо­дящееся вне сферы нашего контроля. Радиоактивные отходы не являются проблемой, как не проблема и сам атом. Это люди используют атом таким образом, созда­вая проблемы. Если наш коллективный разум решит, что расщепление атома — не лучший способ решать энер­гетические проблемы, это изменит наше поведение. Ядер­ная война — не проблема сама по себе. Человеческое поведение создает угрозу или, наоборот, предотвращает войну. Голод в Африке — тоже не проблема. Поведение, ответственное за то, что люди голодают, является пробле­мой. Вторжение на территорию соседнего государства и уничтожение посевов не способствует созданию изоби­лия пищевых продуктов. Если продовольствие, постав­ляемое по линии гуманитарной помощи со всего мира, гниет в портах только потому, что другие люди не в со-



 

стоянии между собой договориться, это — проблема по­ведения. С другой стороны, израильтяне сумели создать изобилие в пустыне.

Надеюсь, вы согласитесь, что определенное человече­ское поведение является источником многих проблем человечества, что другое определенное поведение лю­дей может решить множество возникающих проблем.

Мы знаем, что состояния, на основе которых появля­ется определенное поведение, являются порождением внутренних представлений людей. Мы знаем, например, что люди связали процесс курения с определенным со­стоянием. Они ведь не курят каждую минуту, а только тогда, когда приходят в состояние, способствующее ку­рению. Если вы разрушите эти ассоциации, то сможете радикально изменить поведение людей.

В наш век широко используется технология, позво­ляющая передать любое сообщение мгновенно по все­му миру. Это так называемые средства массовой ин­формации: радио, телевидение, кино и печать.

Фильмы, которые мы сегодня смотрим в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, уже завтра будут смотреть в Париже и Лондоне, послезавтра — в Бейруте и Манагуа, а через несколько дней их будут смотреть по всему миру. По­этому, если фильмы, книги, телевизионные передачи и другие формы средств массовой информации могли бы изменять внутренние представления людей и их состоя­ния к лучшему, то можно было бы сказать, что благода­ря им весь мир меняется к лучшему. Мы видели уже, насколько эффективной может быть реклама опреде­ленных продуктов и пропаганда определенной культу­ры. Как было бы здорово, если бы можно было распро­странять таким же образом информацию, которая меняла бы представления людей так, чтобы весь мир менялся к лучшему! Вспомните благотворительные кон­церты, которые транслируются на весь мир в прямом


 

эфире. Что это, как не потрясающий пример положи­тельного использования средств массовой информации? Более яркого примера я не знаю.

Поэтому можно сказать, что сегодня в нашем распо­ряжении есть могучие средства, способные изменить внутренние представления огромного количества лю­дей, меняя тем самым их психологические состояния, а за ними и их поведение. Эффективно пользуясь наши­ми знаниями о тех спусковых механизмах, которые вы­свобождают определенное поведение человека, и совре­менной технологией, передающей нужные представления миллионам людей, мы можем изменить будущее всего человечества.

Документальный фильм «Взять на испуг» является прекрасным примером использования СМИ для изме­нения внутренних представлений людей и опосредованно их поведения. Это рассказ о том, как группу трудных подростков привезли в одну из тюрем, где добровольцы из числа заключенных рассказывали им о жизни здесь, изменяя, таким образом, внутренние представления ре­бят о том, что такое места лишения свободы. Перед этим среди детей проводили опрос. Большинство из них были настоящими крутыми парнями, которые верили, что тюрьма — это своеобразная «школа мужества». Их внутренние представления и состояния радикально из­менились, после того как они выслушали рассказ мате­рого убийцы о тюремной жизни с такими пикантными подробностями, которые способны были изменить фи­зиологию любого человека! Последующие наблюдения за этими подростками показали, что и их поведение из­менилось в лучшую сторону. Телевидение смогло доне­сти этот опыт до огромного числа подростков и взрос­лых, одновременно изменив их мысли и поступки.

Мы можем изменить поведение огромного числа лю­дей, если дадим им яркие эффективные представления,



 

которые стыкуются с основными системами представ­лений людей, и если поместим эти представления в кон­тексты, которые не противоречат их главным метапро-граммам. Изменив поведение масс, мы способны изменить ход истории.

Например, какие эмоции вызвал у большинства моло­дых американцев вопрос: «С какими чувствами вы бы отправились на первую мировую войну?» В высшей сте­пени, положительные. Почему? Дело в том, что внутрен­ние представления большинства молодых людей о той войне формировались песнями типа «Долог путь до Тип-перари», плакатами, с которых Дядя Сэм призывал: «Ты нужен мне». Солдаты первой мировой войны, вероятно, представляли себя спасителями демократии и освободи­телями человечества. Такие виды внешних стимулов соз­давали у них позитивное состояние и желание ехать и сражаться. Поэтому было так много добровольцев. А что произошло, когда началась война во Вьетнаме? Ка­ковы были чувства большинства молодых людей, кото­рых посылали на эту войну? Совсем другие, не правда ли? Почему? Потому что на этот раз действовали совер­шенно другого типа внешние стимулы, которые атаковы-вали сознание огромного количества молодых людей, ко­гда они включали телевизоры и смотрели программу «Вечерние новости». Она полностью изменила их внут­ренние представления. Люди начали представлять вой­ну совсем в другом свете. Она уже была не «где-то там далеко», она ворвалась в наши дома. Это уже не было славным маршем в защиту демократии. Вместо этого мы видели какого-нибудь восемнадцатилетнего парня, очень похожего на нашего собственного сына или на соседского парнишку, который в муках умирал в дале­ких джунглях, захлебываясь кровью. В результате у очень многих молодых людей сформировались совер­шенно новые внутренние представления о том, что та-


кое эта война, — и в результате изменилось и их пове­дение. Я не хочу сейчас рассуждать о том, была ли та война справедливой или нет. Я просто хочу сказать, что с изменением внутренних представлений людей изме­нилось их поведение, и именно средства массовой ин­формации выработали механизм этих изменений.

Даже в наши дни можно заметить изменения в соз­нании и поведении людей, каких не отмечалось прежде. Например, что вы теперь думаете об инопланетянах, по­сле того как посмотрели фильмы «Инопланетянин», «Звездный человек», «Кокон», «Близкий контакт третьей степени»? До этого инопланетяне представлялись нам в виде безобразных кровожадных монстров, которые прилетят на Землю и проглотят нас и наши дома. А сейчас мы чаще представляем их в виде добродушных маленьких существ, прячущихся в детских шкафчиках, катающихся на велосипедах вместе с нашими детьми. Или в виде славных парней, которые оставили вашему дедушке бассейн, чтобы ему было где охладиться в жа­ру. Если бы вы были инопланетянином, желающим ус­тановить добрые контакты с землянами, разве вы бы хо­тели, чтобы перед этим они посмотрели «Вторжение похитителей трупов», а не фильмы Стивена Спилберга? Если бы я был инопланетянином, то, прежде, чем отпра­виться на Землю, подбросил бы туда несколько филь­мов, повествующих о том, какой я славный парень, что­бы, посмотрев их, люди приняли меня с распростертыми объятиями. Я бы послал на Землю лучшего агента по связям с общественностью, чтобы он изменил массовое сознание землян о том, что я собой представляю. Воз­можно, Стивен Спилберг является именно таким по­сланником какой-то далекой планеты?

Или что вы думаете о войне, посмотрев фильм «Рэм-бо»? Этот фильм представляет уничтожение людей с помощью огнемета как веселое и необыкновенно инте-



 

ресное развлечение, не правда ли? Разве он не застав­ляет нас примириться с самой идеей войны? Конечно, один фильм не в состоянии изменить менталитет и по­ведение нации. И заметьте, как ловко Сильвестр Стал­лоне смещает акцент с самого убийства людей на тему преодоления человеком своей ограниченности через ад­скую работу над собой и самодисциплину. Его герои всегда побеждают, несмотря на чудовищное неравенст­во сил. Но, в любом случае, просматривая фильмы с участием Сталлоне, мы не можем не почувствовать влия­ния, которое оказывает и на него массовая культура. Нам важно чувствовать, какой заряд постоянно полу­чает наше сознание и поддерживает ли это нас в дости­жении наших собственных целей.

Подумайте, что бы произошло, если бы удалось изме­нить внутренние представления о войне у населения земного шара? Что, если бы та же самая энергия и тех­нология, которые в наше время работают на то, чтобы огромные массы людей стремились схлестнуться в бит­ве, стали бы эффективно использоваться для того, чтобы выравнивать наши системы ценностей и объединять всех людей? Как вы думаете, такое возможно? Я верю, что возможно. Поймите меня правильно. Я не говорю, что все это элементарно просто: снял несколько фильмов, показал их всем — и весь мир немедленно переменит­ся. Я хочу только сказать, что механизмы перемен в массовом сознании так же доступны нам, как и средства массового уничтожения. Я хочу сказать, что нам необ­ходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, — и не только индивидуально, но и коллективно. Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и ми­ра, жизнь на планете станет значительно разумнее.

Все то, что мы постоянно видим, слышим и чувствуем как члены человеческого общества, имеет тенденцию ин-


тернализироваться в массовом сознании. Эти представ­ления влияют на поведение людей как внутри опреде­ленной культуры, так и в глобальном масштабе. Таким образом, если мы хотим создать для всего мира нор­мальную жизнь, мы должны постоянно планировать и корректировать массовое сознание, создавая в нем та­кие представления, которые способствовали бы нашему общему процветанию на земле.

Мы можем прожить свою жизнь одним из двух спо­собов. Можем уподобиться собакам Павлова, реагиро­вавшим на любые сообщения и стимулы, посылаемые им. Можем упиваться идеей войны, пускать слюни при одном упоминании риса «Анкл Бене», с благодарно­стью принимая любую гадость, поступающую в нашу кровь через капельницу СМИ. Кто-то однажды назвал рекламу «наукой брать под арест человеческий разум, пока вы не внесете за него выкуп». Некоторые из нас так и живут с «арестованным» разумом.

Другой способ человеческого существования пред­ставляется мне более элегантным. Вы можете попытаться жить собственным умом, выбирая для себя такие моде­ли поведения и внутренние представления, которые бу­дут способствовать совершенствованию и вас самих, и мира. Вы можете научиться чувствовать, когда ваше сознание пытаются запрограммировать или манипули­ровать им. Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, — и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие.

Мы живем в мире, в котором постоянно происходит что-то новое. Если вы умеете убеждать, то можете сами стать зачинателем какого-нибудь движения, вместо то­го чтобы послушно следовать туда, куда вам укажут. Само направление, в котором развивается жизнь, столь же важно, как и события, которые в ней происходят.



 

Направление движения определяет пункт назначения. Поэтому очень важно определить направление бурного потока, пока вы не оказались над Ниагарским водопа­дом в маленькой лодке без весел. В функции провод­ника входит не только прокладывать путь, но и снаб­жать своих спутников картами местности, где указаны пути, которые могут быстрее привести к цели.

Многие люди ошибочно думают, что День Благодаре­ния стал американской традицией еще со времен пилиг­римов, когда первые переселенцы из Англии устроили праздник в честь индейцев, оказавших им гостеприимст­во в октябре 1621 года, но на самом деле это не так. В течение 155-летнего колониального периода в Америке не было такого официального праздника. Только побе­да в Войне за независимость была отпразднована всена­родно как День Благодарения. Но традиция не прижи­лась. Даже после того, как Джордж Вашингтон объявил день 26 ноября 1789 года Днем Национального Благо­дарения в честь принятия Конституции, этот праздник далеко не везде и далеко не регулярно отмечался.

Только в 1827 году благодаря целеустремленной жен­щине по имени Сара Джозеф Хейл* этот праздник стал частью культурной традиции США. Будучи матерью пятерых детей, она выбрала для себя профессию лите­ратора, что было весьма смелым шагом для женщины в ту пору. Работая редактором журнала для женщин, она смогла сделать его самым популярным периодическим изданием в стране с тиражом 150 тысяч экземпляров. Сара Хейл была инициатором кампании в поддержку женских колледжей, за создание бесплатных игровых площадок, детских садов. Это она написала знамени-

* Сара Джозеф Хейл (Sarah Joseph Hale) (1788-1879) - журна­листка, активистка движения за права женщин, главный редак­тор журналов «Лейдиз мэгэзин» и «Годдиз лейдиз бук».


тый детский стишок «У Мэри был барашек». Однако самым значительным ее вкладом в национальную куль­туру было превращение Дня Благодарения во всена­родный национальный праздник.

На протяжении тридцати шести лет она атаковала своими личными письмами президентов и губернато­ров. Тридцать шесть раз ее журнал готовил специаль­ный праздничный номер, посвященный этому празднику, публикуя кроме ее собственной статьи, в которой она пропагандировала идеи, лежащие в основе этого празд­ника, специальные меню к праздничному столу, расска­зы и стихи на эту тему.

Но только окончание Гражданской войны дало Саре Хейл шанс привлечь на свою сторону общественное мне­ние. «Разве не будет крупным достижением с социаль­ной, патриотической и религиозной точек зрения, если мы официально признаем наш истинно американский праздник — День Благодарения? — писала она в сво­ей редакторской статье в октябре 1863 года; — Если отложить в сторону все местнические интересы и фрак­ционные чувства, побуждающие представителей различ­ных штатов и областей предлагать свои даты для празд­нования дня национального примирения, разве не должны мы признать, что сам Бог выбрал для нас этот день, чтобы мы праздновали свое национальное едине­ние, вознося хвалу ему за все хорошее, что он послал в уходящем году? Это будет и более благородно, и истин­но по-американски!» Она отправила свое письмо гос­секретарю США Уильяму Севарду, который показал его президенту Аврааму Линкольну. Тот не мог не при­знать, что момент для празднования выбран в самом деле удачно. Спустя четыре дня президент издал указ об объявлении последнего четверга ноября 1863 года Днем Национального Благодарения. Дальнейшее — ис­тория. И все это благодаря одной женщине, обладавшей

 


упорством и умением воздействовать на массовое со­знание через средства массовой информации.*

Позвольте мне предложить вам две возможные мо­дели эффективного создания новых тенденций. Сразу же хочу подчеркнуть позитивную роль в этих процес­сах образования. Если мы хотим оказать положитель­ное воздействие на будущее нашей планеты, мы должны давать каждому следующему поколению самые эффек­тивные средства для создания того мира, который они хотят иметь. Наша лаборатория пытается это делать через организацию Лагерей Неограниченных Возмож­ностей. В этих лагерях мы обучаем детей специальным методам управления своим сознанием и поведением, бла­годаря чему они могут стать творцами собственной жиз­ни. Они учатся достигать взаимопонимания с людьми, принадлежащими к разным общественным слоям, мо­делировать преуспевающих людей, прорываться сквозь ограничения и переконтекстуализировать свои представ­ления о возможном. К концу курса большинство детей признаются, что никогда в жизни им не доводилось узнать так много полезного за такое короткое время. Я, со своей стороны, считаю, что никогда в жизни не полу­чал такого удовольствия, как руководя этими курсами.

Осознавая, что мне с коллегами не охватить всех детей в стране, мы разработали специальную програм­му обучения, которая доступна всем учителям и бази­руется на НЛП, в том числе и на моих Оптимальных Деятельностных Технологиях. Это был большой шаг вперед, хотя, конечно, явно недостаточный для создания новой тенденции в образовании. Сейчас мы находимся на первом этапе разработки нового проекта, в основу которого заложена идея воспитания на положительных

* Эту информацию автор позаимствовал у Маршалла Бергеса из газеты «Лос-Анджелес тайме»


примерах. Дело в том, что многим ребятам в наше вре­мя — особенно в неблагополучных районах и неблаго­получных семьях — очень не хватает положительных примеров для подражания. Мы собираем видеотеку, по­священную наиболее выдающимся личностям нашего времени, сыгравшим положительную роль в нашей куль­туре. Таким как Джон Ф. Кеннеди, Мартин Лютер Кинг или Махатма Ганди, а также менее известным деяте­лям из мира политики, бизнеса, искусства. Это даст де­тям бесценный жизненный опыт. Вы можете услышать рассказ о Мартине Лютере Кинге от учителя, вы може­те читать его речи, но это будет только частью опыта. А что, если бы вы смогли провести тридцать минут перед экраном и живо представить себе, что это он вошел в класс, сел рядом с вами и рассказывает вам о своей жизненной позиции? И что, если бы в заключительные пять минут он призвал вас бросить вызов и совершить что-то важное в своей жизни? Я хотел бы, чтобы дети почувствовали его как личность, изучив интонацию, фи­зиологию, мимику, жесты... Многие дети знают о Кон­ституции, но совершенно не представляют, как она влияет на их жизнь. А что, если им дать посмотреть ролик, на котором председатель Верховного суда рассказывает о том, как трудно бывает порой отстаивать букву и дух этого документа? И вообще, представляете, как было бы хорошо, если бы наши дети могли иметь постоянный доступ к положительным примерам? Я думаю, это зна­чительно изменило бы их будущее.

Другой пример создания новых позитивных тенден­ций предлагает Эмори Лавине, директор научно-иссле­довательского центра при институте «Роки маунтин» в Сноумасс, штат Колорадо. Он уже более семи лет зани­мается созданием проекта, цель которого — пропаган­да альтернативных источников энергии. Сегодня мно­гие считают, что ядерная энергия слишком дорога,


неэффективна и слишком опасна, чтобы ею пользовать­ся. Тем не менее антиядерное движение не сильно про­двинулось вперед, хотя бы по той простой причине, что оно — антиядерное. Многие конструктивно мыслящие люди предпочитают участвовать в движениях за что-то. Иногда это довольно трудно объяснить. Однако Ла-винсу удалось добиться колоссального успеха в работе с энергетическими компаниями благодаря тому, что он не относится к числу людей, которым лишь бы протес­товать. Вместо того чтобы нападать на атомные стан­ции, Лавине предлагает альтернативные проекты, кото­рые не требуют миллиардных капиталовложений и поэтому не особенно опустошат бюджет.

Свою излюбленную тактику Лавине называет «по­литикой айкидо». Он всегда предпочитает уступить нажиму, чтобы затем направить взаимодействие в вы­годное для него русло. Однажды его пригласили уча­ствовать в обсуждении проекта строительства новой атомной станции. Строительство еще не начиналось, но фирма уже затратила на проект около трехсот мил­лионов долларов. Лавине начал свое выступление с того, что он не собирается ни возражать, ни поддержи­вать этот проект. Он сказал, что в интересах обеих сторон — и самого предприятия, и заказчиков, — что­бы атомная станция строилась на прочной финансовой основе. Затем он указал на то, сколько денег будет сэкономлено, если заморозить строительство, и сколь­ко средств потребует завершение строительства этой станции. Оперируя только сухими экономическими терминами, он объяснил, какие последствия это будет иметь для предприятия. Все это он говорил спокойно и без нажима. Он ни слова не сказал против этой стан­ции или ядерной энергии вообще.

Вскоре ему позвонил вице-президент по финансо­вым вопросам предприятия, и они договорились о ветре-


че. Когда они встретились, вице-президент высказался о тех проблемах, которые могут возникнуть у предпри­ятия с финансами, если оно будет продолжать строи­тельство. Он сказал, что из-за строительства компания не сможет выплачивать дивиденды и ее акции начнут падать. В заключение он сказал, что компания приняла решение отказаться от строительства, смирившись с убытками в триста миллионов долларов. Если бы Ла­вине на совете директоров в агрессивной форме потре­бовал замораживания проекта, компания бы уперлась и продолжала строительство. Но в поисках общего, в по­пытках найти приемлемую альтернативу они сумели достигнуть соглашения, устраивающего обе стороны. По­сле этого репутация Лавинса сильно возросла. К нему стали обращаться другие директора, надеявшиеся с его помощью уменьшить свою зависимость от атомных про­ектов и таким образом повысить рентабельность.

Лавине сумел помочь фермерам в долине Сан-Луи, проходящей через штаты Колорадо и Нью-Мексико. Фермеры традиционно пользовались дровами в качест­ве единственного источника тепла. Но землевладельцы огородили лесные массивы, где фермеры ранее заготав­ливали дрова. Фермеры сначала пришли в отчаяние, поскольку другие «энергоносители» им были не по кар­ману. Но тут Лавине увидел в этой ситуации не беду, а подарок судьбы. Получив субсидию от правительства штата, фермеры начали в этом районе строительство крупнейшей станции по преобразованию солнечной энер­гии. В результате к решению их проблемы прибавилось еще чувство уверенности, что коллективными усилиями они смогут добиться чего угодно.

Лавине приводит еще один аналогичный случай, про­изошедший в городке Осейдж, штат Айова, где местное топливное предприятие обратилось к горожанам с прось­бой утеплить дома и бережнее расходовать электроэнер-


гию. В результате расходы предприятия настолько со­кратились, что оно трижды за два года снижало плату за обогрев домов, отблагодарив, таким образом, горожан за сотрудничество. А экономия была немалая —1,6 мил­лиона долларов в год в городке с населением 3800 жи­телей.

В этих случаях много общего. Люди получили вза­имную материальную выгоду, найдя приемлемое для всех решение проблемы. Они получили моральное удо­влетворение, принимая участие в коллективных дейст­виях, направленных на достижение общей цели. Это об­разцы новых положительных тенденций, которые могут быть созданы людьми, умеющими убеждать.

В компьютерном мире есть такое выражение — «принцип МЗМП» (мусор заложишь — мусор полу­чишь). Это означает, что качество того, что вы получаете на выходе из системы, полностью зависит от того, что вы в нее ввели. Если вы вводите путаную, ошибочную или неполную информацию, то такими же будут и резуль­таты. Многие люди в нашей культуре уделяют недо­статочное внимание качеству той информации и того опыта, которыми их пичкают каждый день. Согласно новейшим статистическим данным, средний американец смотрит телевизор семь часов в день. По данным еже­недельника «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», средний старшеклассник за четыре года учебы (с 9-го по 12-й класс) видит на экране примерно 18 тысяч убийств. Каждый из них просиживает перед телевизором 22 ты­сячи часов — в два с лишним раза больше времени, проведенного в классе за все 12 школьных лет. Нам должно быть небезразлично, чем загружается их созна­ние, если мы хотим, чтобы они выросли нормальными людьми и испытали радость и удовлетворение от того, что мы называем жизнью. Наш мозг устроен так же, как компьютер. И если формируемые нами такие внут-


ренние представления говорят нам, что сметать с лица земли мирные деревни с помощью огнемета — это нор­мально или что сомнительные полуфабрикаты быстро­го приготовления — это то, чем питаются все преуспе­вающие люди, — то именно эти представления и будут определять наше поведение.

Сейчас мы в большей степени, чем когда-либо преж­де подвержены, различным влияниям, способным изме­нять наши внутренние представления, которые, в свою очередь, определяют наше поведение. Нет никакой га­рантии, что это будут изменения к лучшему. Одна из самых сложных проблем, которые нам, представителям своей страны и своей планеты, предстоит решить, — как все-таки обеспечить эту гарантию?

Создание новых тенденций — это и есть цель лидер­ства, и именно к этому сводится пафос этой книги. Вы уже знаете, как руководить своим сознанием и обраба­тывать информацию самым эффективным способом. Вы умеете уменьшать громкость и убирать яркость из потока негативной информации, и вы знаете, как разре­шать внутренние конфликты между духовными ценно­стями. Но, если вы действительно хотите насладиться полнотой жизни, вам надо стать лидером, освоив искус­ство убеждения, чтобы сделать мир лучше. Быть лиде­ром для меня — это значит представлять собой более позитивную и сильную модель для подражания со сто­роны моих детей, коллег, партнеров по бизнесу. Надо уметь убедить человека, находясь с ним с глазу на глаз, и надо уметь убедить коллектив. В противоположность Рэмбо надо научиться общаться с инакомыслящими, ста­раться прибегнуть к вашему идеалу.

Помните, миром правят те, кто умеет убеждать. И ваш личный опыт, и информация, почерпнутая из этой книги, убеждают вас в этом. Если вы сможете вопло­щать в массовом сознании свои внутренние представле-



 

ния о том, каким должно быть поведение человека, о том, что элегантно, эффективно и позитивно, вы сможете создать более оптимальные условия жизни для ваших детей, друзей, знакомых, страны и всего мира. У нас есть соответствующие технические средства, чтобы сделать это сейчас. Я предлагаю вам ими воспользоваться.

Ради этого я и написал эту книгу. Конечно, в ней говорится о том, как многократно увеличить свои внут­ренние силы, как научиться добиваться успеха во всем, что предпринимаешь. Однако какой смысл быть пове­лителем гибнущей планеты? Все, о чем мы говорили — о важности позитивной контекстуализации, о природе контакта, о моделировании совершенства, о синтаксисе успеха, — все это срабатывает только тогда, когда име­ет позитивный смысл не только для вас одного, но и для других.

Подлинное могущество всегда синергично. Оно ис­ходит от тех, кто работает вместе, а не поодиночке. В нашем распоряжении есть технология, позволяющая практически мгновенно изменять представления людей. Самое время использовать ее на благо всем нам. Томас Вулф когда-то писал: «Ничто на свете не заставляет так быстро выбросить все камни, которые мы носим за пазухой, как ощущение успеха». Это истинное испыта­ние на совершенство: использовать все эти навыки на более высоком, межличностном уровне, чтобы воодушев­лять себя и других на достижение общего значительно­го успеха и радости.

И время начать это делать уже пришло.



Живое

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.