Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизнь имама Абуль-Хасана Али аль-Аш'ари



Махачкала

Издательский дом «Дар уль-Фикр»

2010 г.Ашариты – Ахлю-с-Сунна валь Джама`а 2

«Ашариты – Ахлю-с-Сунна валь-джама`а» / Составитель: Абу Али аль-Аш`ари – 1-е издание. Издательский дом «Дар уль Фикр».

Перед вами сборник статей, освещающих истинное вероубеждение Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а – спасшейся общины. В этих статьях рассказывается об убеждениях праведных имамов-саляфов, которые переняли вероучение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) через непрерывную цепочку сподвижников и табиинов. Именно на этих ученых зиждется Шариат. Сборник адресован широкому кругу читателей, чьи сердца устремлены к Истине.

Авторы статей:Абу Али аль-Аш`ари, Ахмад Абдурашидов, Шейх Ха Мим Нух Келлер, Шейх аль-Азхари, Хафиз Ибн Асакир, Имам аль-Байджури.

Одобрено экспертным советом

Духовного управления мусульман Дагестана

Ответственный эксперт:Абукаев А.

Заключение№ 10-0435

ВВЕДЕНИЕ

Мусульмане еще никогда не находились в таком духовном упадке, как в наше время. Одной из причин этого упадка является то, что мусульмане оставили свои многовековые духовные ориентиры и стали следовать за заблуждениями многих так называемых современных проповедников, которые пытаются внушить нам, что мусульмане большую часть своей истории находились в заблуждении и даже в язычестве.

Первостепенная задача этих сектантов – искажение истинного исламского вероубеждения и дискредитация великих имамов, которые служили примером для мусульман и защищали умму от искажений, вносимых заблудшими.

Во многом из-за усилий этих сектантов такие слова, как «ашарит» и «матуридит», стали ассоциироваться с философией и всяческого рода заблуждениями. А ведь именно имамы Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди боролись за чистоту исламского вероубеждения и защищали учение, с которым пришел наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и которое исповедовали его сподвижники.

Задача этого небольшого сборника статей – доказать, что спасшаяся группа, о которой сказано в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и которая обретет Рай, – это последователи имама аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) и имама аль-Матуриди (да будет доволен им Аллах).

Некоторым мусульманам покажется надуманной проблематика этой книги, и они могут даже возразить: «Мы все верим в шесть столпов имана. Зачем спорить друг с другом?» . Но вопрос не в том, что кто-то не верит в шесть столпов имана, а в том, как люди в них верят, и в том, что заблудшие искажают учение, которое донес до нас наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). А борьба с заблуждениями – это одна из важнейших задач для мусульман. Ведь безопасность для нашего вероубеждения важнее безопасности нашей жизни или нашего имущества. Эту проблему могут счесть надуманной лишь те, кто этот мир ставит выше следующей жизни.

Мы просим у Всевышнего Аллаха (Свят Он и Велик), чтобы Он сделал эту работу полезной для мусульман и вознаградил всех, кто принял участие в ее издании. Амин.

Для нас нет ни цели, ни мазхаба, кроме стремления к довольству Всевышнего Аллаха (Свят Он и Велик).

Абу Али аль-Аш`ари

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «АХЛЮ-С-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА`А»?

Наджмуддин аль-Гази (ум.1021), в своѐм труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община. Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Иудеи разделились на 71 течение, христиане - на 72, а моя община разделится на 73 течения». Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2\21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники». Тирмизи сказал, что этот хадис - «хасан». От Муавия (да будет доволен им Аллах) передают: «72 группы - в Аду, а одна - в Раю, и это – джама’а [община]». Абу Дауд привел этот хадис. Также передают от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Все группы в огне, кроме одной»1.

1 Цит. по: Имам Майдани аль-Ханафи, «Шарх Акыда ат-Тахавийя», стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.

2 Цит. по: Имам аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя».

Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, попросили дать фетву, определяющую «асхаб аль-бида’а», иначе говоря, заблудших. Он ответил: Это те, кто идѐт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) и шейха Абу Мансура аль-Матуриди (да будет доволен им Аллах) – двух имамов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»2.

Саид Фуда, крупный современный учѐный, специалист в области ‘ильм аль-калям (наука о вероубеждении), усуль аль- фикх, ‘ильм аль-хадис и других наук, пишет: «Ученые Ахлю-с-Сунна едины в том, что мушаббиха1 и муджассима2 - не из числа Ахлю-с-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим [а также Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – прим. пер.] также не из Ахлю-с-Сунна. Но не все ханабалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), ибн Акиль, ибн Джавзи, и большинство поздних ханабалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты3. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима».

1 Мушаббиха – антропоморфисты. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.

2 Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).

3 Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому алимы стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.

4 том 3-й, стр. 377

5 Эти слова имама Такиюддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне

Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии, в «Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра»4 пишет: «Я слышал, как шейх и имам, (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки, отец Таджуддина ас-Субки), сказал: «То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави (да будет доволен им Аллах), исповедовал имам аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах)».

Далее имам Таджуддин ас-Субки, [цитируя своего отца - имама Такиюддина ас-Субки,] пишет: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты в акыде. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) и кто примкнул к мазхабу таджсима (антропоморфистов) и му’тазилитам. Большинство шейхов-ханафитов - также ашариты5, кроме тех [немногих], кто последовал за ахлю и’тизаль формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.

(мутазилиты). Что же касается ханабалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к ахлю таджсим (антропоморфистам). И надо сказать, что в мазхабе ханбали муджассима больше, чем в других мазхабах...».

БИОГРАФИЯ ИМАМА АБУЛЬ-ХАСАНА АЛИ АЛЬ-АШ`АРИ

Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внѐс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.

Основание мазхабов

Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). По причине близости их жизни ко времени посланничества среди них было очень мало разногласий – ведь у них была возможность даже самую незначительную подробность уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисах. Поэтому у них не было необходимости самостоятельно составлять науки в области вероучения, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа – то есть шариатские науки.

Позднее произошло следующее. С одной стороны, на убеждения мусульман стали оказывать влияние вероучения иудеев и христиан, живших в мусульманском мире, с другой стороны, появились люди, толкующие Коран по-своему, которые верили в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали философы – материалисты и софисты, пытающиеся взвесить всѐ в мире: понятное и непонятное, известное и неизвестное – на ложных весах разума. Таким образом, влияние различных теорий и культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся учѐных Ислама уточнить убеждения веры, которые были у сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и передать их последующим поколениям.

Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, эти учѐные доказали ложность неправильных воззрений, указав на те основы и правила, которые содержатся в убеждениях лучшего из всех творений и его сподвижников. Они доказали истинность этих убеждений, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы исламских наук и упорядочили их.

Одним словом, они создали мазхабы, поскольку все вышеперечисленное и означает создать мазхаб. Среди тех учѐных, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан Али аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) и Абу-Мансур Матуриди (да будет доволен им Аллах). Абу-Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) и его выдающиеся ученики. Имам Аш'ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, и в их трудах не больше двадцати разногласий по второстепенным вопросам, большая часть из которых – словесного характера (например, когда можно говорить: «ИншаАллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху (Свят Он и Велик), я мусульманин), – или являются ли блага неверующего благами, если укрепляют его в неверии и т. д.).

Ашариты и матуридиты

С того времени как имамы Аш'ари и Матуриди основали свои мазхабы, их последователей стали называть ашаритами и матуридитами. Большая часть приверженцев четырѐх мазхабов в фикхе являются последователями имама Аш'ари (да будет доволен им Аллах) в вопросах вероубеждения: об этом свидетельствуют слова выдающегося учѐного-шафиита Иззуддина ибн Абдуссалама, которого называли повелителем учѐных, а также знаменитого учѐного маликитского мазхаба Ибн Хаджиба, и корифея наук ханафитского мазхаба – Хасири.

Жизнь имама Абуль-Хасана Али аль-Аш'ари

Имам Аш'ари родился в 260-м году по хиджре в семье исламского ученого Абу Бишра ибн Исмаила. Имам Абуль-Хасан был ещѐ ребѐнком, когда умер его отец Исмаил. Сам Исмаил тоже был учѐным, придерживающимся пути Ахлю-с-Сунна. Перед смертью Исмаил завещал известному учѐному, имаму в науках фикха и хадисов Закарии ас-Саджи присмотреть за сыном и воспитать его. Закария ас-Саджи придерживался шафиитского мазхаба и впоследствии передал имаму Абуль-Хасану большое количество хадисов, которые тот использовал в своем толковании к Корану в 50-ти томах.

Имам Абуль-Хасан Али (да будет доволен им Аллах) рос во второй половине 3-го века по хиджре. Это было время расцвета противоречий в политике и идеях. В течение его жизни сменилось шесть халифов:

1. Аль-Му’тамид ‘ала-ллах (256–279 гг. х.).

2. Аль-Му’тазид (279–288).

3. Аль-Муктафи би-ллах (288–295).

4. Аль-Муктадир би-ллах (295–320).

5. Аль-Кахир (320–322).

6. Ар-Рази (322–332).

При жизни имама персидские правители – бану Бувейх – отобрали власть в исламском халифате у Аббасидов, но Аббасиды оставались духовными предводителями мусульман. При его жизни африканцы устроили политический переворот на территории между Шамом и Бахрейном, а также бесчинствовали курмути (ортодоксальная группа шиитов). Отречение от му'тазилизма

Абуль-Хасан Али до сорока лет придерживался взглядов му'тазилитов и был их имамом. В этом он следовал за Абу Али Джубаи – большим ученым среди му'тазилитов. Абу Али был женат на матери будущего имама. Абуль-Хасан всегда отличался высоким мастерством в ведении диспутов. Если кто-либо приходил к Джубаи на диспут, он назначал вместо себя Абуль-Хасана. Но Аллаху (Свят Он и Велик) было угодно направить Абуль-Хасана аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) на путь истины. Сам имам Аш'ари так рассказывал об этом:

«Однажды во время урока я задал Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе у меня возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха (Свят Он и Велик) направить меня на путь истинный. Затем лѐг спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно меня озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?»

Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся, и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки калам и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27-я ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь о невозможности провести ночь в мечети, я лѐг спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калам и придерживаюсь только речи Всевышнего (Свят Он и Велик) и твоей Сунны».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калам, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если бы я не знал, что Сам Всевышний тебе поможет, то не встал бы с этого места, пока не разъяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном1. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом (мир ему) было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, – тебе поможет Сам Аллах (Свят Он и Велик)!»

1 В достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Кто увидел меня во сне, тот увидел меня, поистине, сатана не может принять мое обличье» (Муслим).

Я проснулся и понял, что всѐ увиденное мною – истина, и начал искать доказательства убеждений, которые передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), таких как совершения шафаата (заступничества) Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в ахирате, возможности увидеть Всевышнего глазами в будущем мире и других».

После случившегося имам Аш'ари не выходил из дому 15 дней. На 16-й день он пришѐл в большую мечеть города и, встав на возвышение, воскликнул: «Тем, кто меня знает и узнали, и тем, кто меня не знает, говорю: я Али Абуль-Хасан – сын Исмаила. До сих пор я говорил, что Коран является сотворѐнным, что Всевышнего (Свят Он и Велик) невозможно увидеть и что я сам совершаю плохие деяния. Сейчас я каюсь во всѐм сказанном и отказываюсь от убеждений му'тазилитов так же, как я отказываюсь сейчас от этой одежды». И, сняв с себя халат, он продолжил: «Раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха (Свят Он и Велик) направить меня на истинный путь, и Он направил меня к истине, которой придерживались сподвижники, и я изложил еѐ в этих книгах». Сказав так, алим отдал людям книги «Лума» и «Кашфуль асрар ва хаткуль асрар».

Абу Сахль ас-Сулуки говорит: «Мы вместе с имамом Аш'ари посетили маджлис1 учѐного в Басре, и имам дискутировал там с му'тазилитами. Их там было много. Когда имам побеждал в споре одного, приходил другой. В конце концов, уже никто не мог противостоять имаму. Когда мы во второй раз пришли на маджлис, из му'тазилитов никого не было. И, оставшись наедине с Аляви, имам сказал мне: «Напиши на двери: му'тазилиты убежали».

1 Маджлис – место учѐных собраний и диспутов.

Имам Абу Бакр ас-Сайрафи говорил: «Му'тазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама Аш'ари, он же их загнал в чашечку сезама».

Аль-хафиз Ибн Асакир в книге «Табйинуль Кизбиль муфтари» пишет: «Если кто-либо спросит, может ли человек отвернуться от ошибочного нововведения, которого придерживался большую часть жизни, и примет ли Аллах (Свят Он и Велик) его покаяние, и, если даже его покаяние примется, не будет ли он презираем Всевышним (Свят Он и Велик), мы ему ответим: «Эти слова не имеют под собой основы и бездоказательны. Ведь грех ошибочного нововведения не больше, чем грех многобожия. Кто так говорит, тот лжец. Всевышний (Свят Он и Велик) принимает и христианина, и иудея, принявших Ислам. И, если мусульманин отвернулся от Ислама, а затем вернулся к нему, его тоже принимает Аллах (Свят Он и Велик). И если кто-либо вырос и жил в неверии, а затем пришел к истинной вере, то и его принимает Создатель (Свят Он и Велик). И разве после этого невозможно принятие Всевышним (Свят Он и Велик) покаяния у приверженца ложных нововведений, который не вышел за рамки Ислама?!

Всевышний в Коране говорит (смысл):

«Поистине, Аллах не прощает приравнивание к Нему кого-либо (ширк), пока (человек) от этого не отвернѐтся и не покается, и прощает меньше этого тому, кому Он пожелает». (Сура ан-Ниса, аят 48)

Всевышний (Свят Он и Велик), который принимает покаяние того, кто совершил непростительный грех, отвергнет ли покаяние приверженца нововведений, который не отрицал Создателя и не приравнивал Ему никого?! Большая часть исламских ученых говорит, что Всевышний (Свят Он и Велик) принимает покаяние даже у зиндика, целью которого было разрушение Ислама, который отрицает Создателя (Свят Он и Велик), Судный день и придерживается грязных убеждений. А приверженец нововведений не отрицает величия Аллаха (Свят Он и Велик), но из-за недальновидности, самолюбия и невежества попирает обязанности. Мы знаем множество великих учѐных, которые вначале ошибались, а затем пришли к истине.

Поистине, большая часть сподвижников была в вере многобожия, затем они стали выдающимися личностями в Исламе, имамами истинной веры. Были подобные случаи и среди тех, кто пришѐл после сподвижников.

Например, Абу Савр говорит: «Я, Исхак ибн Рахавия и Хусейн Карабиси (он перечислил, помимо этих трѐх, еще многих иракских учѐных) придерживались ложных нововведений, пока не увидели имама Шафии (да будет доволен им Аллах)».

Абдулла Фасави передавал от Абу Савра: «Когда имам Шафии приехал в Ирак, ко мне пришел Хусейн Карабиси. Мы тогда, если находили противоречия между разумом, Кораном и хадисами, то считали разум более правильным, и Карабиси сказал мне: «Сюда пришѐл человек, который опирается только лишь на хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пойдѐм, подшутим над ним». Мы пришли к Шафии (да будет доволен им Аллах), и Хусейн задал ему вопрос. Отвечая на него, имам Шафии не переставал говорить: «Аллах сказал…», «Посланник Аллаха сказал…», «Аллах сказал…», «Посланник сказал…», – пока не потемнел белый свет. И мы отказались от заблуждений и последовали за имамом Шафии».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.