Анкетирование проводилось среди студентов 1 курса 2011 года и студентов 4 курса 2011 года. Студентам была предложена анкета, которая определяет структуры составляющие здоровья студентов.
Из 64 опрошенных студентов 10% семейные. В домашних условиях проживают 65%; 20% ответили, что проживают в арендованном жилье и 15% в общежитии. Все опрошенные девушки условия проживания оценивают как хорошие. Удельный вес работающих студентов составляет 20%, при этом в ночное время работают 10%, днем после учебы 6% и в выходные дни работают 4% девушек. Совмещение работы с учебой влияет на успеваемость студента, следовательно психо-эмоцианальные расстройства, стресс, нарушение режима дня, что естественно приводит к снижению уровня здоровья студентов (Агаджанян, 1975). Около 60% девушек ответили, что ведут не здоровый образ жизни.
70% из опрошенных девушек ответили, что не придерживаются режиму питания; 30% - придерживаются. Около 20% из опрошенных девушек ответили, что регулярно питаются, 50% девушек ответили – частично и 30% - нет, не регулярно. Около 20% девушек питаются 1 – 2 раза в день;75% -3 раза в день и только 5 % из опрошенных девушек ответили – 5 раз в день. Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. А так как студент относится к первой группе умственного труда, им нужна энергия для обеспечения физической и профессиональной активности человека. Систематические нарушения питания (еда всухомятку, редкие или обильные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения (Пивоваров, 2001).
80% девушек не придерживаются режима сна, а 20% частично придерживаются. 75% девушек 4 – 5 часов в сутки уделяют сну, 18% -7 – 8 часов в сутки и 7 % - более 9 часов.
По результатам анкетирования было выявлено 25% - курящие девушки, 10 % - редко курящие и 65% - не курящие. 15% из опрошенных девушек 10 сигарет выкуривают в день, 10% - 12 сигарет в день. По результатом анкетирования стаж курения девушек в среднем составляет 5 лет. Курение вызывает учащение сердцебиения до 85 –90 ударов в минуту в покое при норме для здорового человека 60 – 80 ударов в минуту. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артериальное давление на 20 – 25 %, вызвать атеросклероз (Мартыненко, 2004).
60% девушек ответили, что не придерживаются режима двигательной активности и 55% девушек проходят пешком 10 км в течении дня. Из опрошенных девушек 80% - не занимаются спортом, 20% - занимаются спортом но не регулярно. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений.
ВЫВОДЫ
1. В начале обучения в ВУЗе большинство студентов 1 курса 2008 года (71%) и студентов 1 курса 2011 года (68%) имели удовлетворительный коэффициент здоровья. В 2011 году у студентов 4 курса количество студентов с удовлетворительным коэффициентом здоровья уменьшилась до 13%, увеличилось количество студентов с оптимальным коэффициентом здоровья в 3 раза и составило 87%.
2. Факторы, снижающие уровень здоровья студентов: совмещение учебы с работой (20% обследованных студентов работают); нерациональное питание (70% девушек не придерживаются режима питания); курение (35% девушек курящие); несоблюдение режима двигательной активности (80% опрошенных девушек не занимаются спортом).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Ритмы жизни и здоровье [ Текст]:/Н.А. Агаджанян. – М.:Знание, 1975. – 96с.
2. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов [Текст]:/Н.А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова. – Москва: 1997.-283 с.
3. Агаджанян, Н.А. Резервы организма и здоровье студентов и различных климато-географических регионов [Текст]:/В.И.Торшин, А.Е. Северин, Н.В. Ермакова, И.В. Радыш // Вестник Российского Университета дружбы народов. Сер. Медицина Физиология. – 2006. – №2 (34). – С.37 – 41.
4. Миронова, Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни / Миронова, Е.В. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2006. – № 5. – С. 128 – 133.
5. Даутов, Ю.Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни / Даутов, Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. // Новые технологии. – 2007. – № 3. – С. 67 – 69.
6. Бредихина, Н.В. Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения / Н.В. Бредихина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – № 32. – С. 84 – 87.
7. Меркулова, Н.А. Местоположение и структурно-функциональная организация дыхательного центра / Н.А. Меркулова, В.И. Беляков, Е.М. Инюшкина, Д.Н.Толкушкина. // Вестник СамГУ. – 2004. – 2 спец.выпуск. – С.183 – 185.
8. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека, 3-е изд. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 432с.
10. Семченко Л.М. Влияния адаптационного потенциала на здоровье студенческой молодежи/Л.М. Семченко , С.А. Батрымбетова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2008. – №3.С.12 – 14.
11. Рабочая инструкция по проведению и интерпретации результатов исследования функции легких на аппаратах «ЭТОН - 1» [Текст]: / Ответственный за выпуск В.Б. Нефедов. – М.:ООО «ЭТОН»,2001. – 53с.
12. Старшов, А.М. Спирография для профессионалов. Методика и техника исследования функций внешнего дыхания: Пособие для врачей / А.М. Старшов, И.В. Смирнов. –М.: Познавательная книга – пресс, 2003.-80 с.
13. Физиология человека : учебник. / Под ред. Р.А. Шмидта, Г.В. Тевса. – Москва: Мир, 1996. – 453с.
14. Мартыненко, А.В. Здоровый образ жизни молодежи / Мартыненко А.В. // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С. 136 – 138.
15. Судаков, К.В. Нормальная физиология [Текст]- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», - 2006. – 920с.
16. Уилмор, Дж.Х . Физиология спорта и двигательной активности [Текст ] /Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. – М: Медицина, 1997. – 503с.
Таблица 1 – Показатели дыхательной системы студентов МПСИ.
Показатели
Группы обследованных
1 курс 2008 год
1 курс 2011год
4 курс 2011год
ЖЕЛ вдоха, л
2,5±1,01
2,12±0,71
2,4±0,55
ЖЕЛ выдоха, л
2,4±0,77
2,5±0,40
2,9±0,34
Частота дыхания, раз в мин.
21,68±1,12
18,43±1,44
19,64±1,75
Дыхательный объем, л
0,7±0,08
0,6±0,04
0,6±0,05
РО вдоха, л
1,5±1,19
1,4±0,39
1,82±0,48
РО выдоха,л
0,8±0,57
0,82±0,55
1,4±0,45
МОД, л/мин.
12,78±1,94
11,76±2,38
11,80±0,04
МВЛ, л/мин.
40,8±5,16
41,86±13,00
70,63±9,07
Приложение Б
АНКЕТА
«ИССЛЕДОВАНИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
Выберите и поставьте галочки возле ответа на вопрос или выпишите необходимые данные. Ваши ответы должны быть именно Вашими , а не подсказанными друзьями.
Заранее благодарим Вас и сообщаем, что все данные , которыми Вы с нами делитесь не подлежат огласке и передачи в другие руки!!!