Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровень здоровья студентов учащихся в ВУЗе



ВВЕДЕНИЕ

Здоровье (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия организма, допускающего наиболее полноценное его участие в различных видах общественной трудовой деятельности.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, анализ состояния современной молодежи свидетельствует о продолжающемся его ухудшении.

Студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличия в образе жизни (Сысоев, Суханова, 2009).

Сегодня официальные данные таковы: осмотрено 28,1 млн. человек (87,6 % всех молодых россиян). В результате у 16 млн. юношей и девушек (59,9 %) выявлены отклонения в состоянии здоровья. Менее половины российской молодежи могут считаться здоровыми (Сысоев, Суханова, 2009).

Актуальна проблема здоровья современной молодежи. Многочисленными исследованиями были выявлены причины, приводящие к снижению здоровья: курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, неправильное питание, ожирение, наследственные факторы, не соблюдение здорового образа жизни, психические и эмоциональные расстройства, экологическое неблагополучие и многие другие (Лисицын, Изуткин, 1984).

Цель настоящего исследования: оценить состояние здоровья студентов специальности «Лечебное дело» Медико-психолого-социального института и факторы его определяющие.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1. Оценить по показателю коэффициента здоровья состояния здоровья студентов.

2. Установить основные факторы, формирующие здоровье студентов.

Для выявления следующих задач были выделены следующие этапы:

1. Определить параметры, наиболее полно отражающие здоровье человека.

2. Предложить скрининговые тесты, позволяющие оценить здоровье студентов.

3. На основании анализа тестов, определить факторы, влияющие на снижение уровня здоровья студентов.

 

ГЛАВА 1. УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Здоровье человека как ценность

По мнению академика В.П. Петленко (1997) здоровье - это состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняю­щимися условиями среды.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается (Миронова,2006).
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки и т. д.); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела и т. д.); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры и др.) (Денисов, 2005).

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонения значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей. (Денисов, 2005).

Уровень здоровья студентов учащихся в ВУЗе

Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных характеристик организма, определяющих массу, плотность, форму тела и запас его физических сил. Основной целью оценки физического развития населения является как можно более раннее выявление отклонения физического развития студентов от так называемых «золотых стандартов» или норм ( Даутов, 2007).

Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития. По мнению Н. А. Агаджаняна (1999) молодежь должна стать мощной силой на мировой арене, определяющей перспективу развития цивилизации. В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, которая характеризуется определенными специфическими условиями труда и жизни, напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, высокой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, вынужденным частым нарушением труда, питания и отдыха.

По утверждению А.В. Ляховича и А.И. Марковой (1994), на снижение уровня здоровья студентов в процессе обучения влияет две группы факторов: субъективные личностные характеристики (организованность, дисциплинированность, целеустремленность) и объективные (продолжительность учебного дня, плотность нагрузки, условия проживания в общежитии и т. д.).

Н.В. Ермакова (1995) считает, что к комплексу факторов характерной для учащихся молодежи, добавились новые, отрицательно сказывающиеся на здоровье студентов: необходимость совмещения работы с учебой, ухудшение питания, рост распространенности вредных привычек.

Н.М. Стрекаловская (1999) установили, что за последние 10 лет изменилось качественное и количественное питание студентов: только 12% из них имели возможность обеспечить свои энергетические потребности суточным рационом питания, качественный состав не соответствовал рекомендуемым нормам у 86% студентов.

По мнению О.В. Грининой, Е.И. Русановой (1997), студенческий возраст имеет свои особенности, связанные с возникновением ряда проблем, обусловленные социальными и биологическими факторами. Это оптимальный возраст для вступления в брак, создания семьи, рождения детей. Студенческая семья является одной из приоритетных в семейной структуре населения. В 90-е годы доля семейных студентов, вынужденных совмещать учебу с работой значительно увеличилось.

Современное состояние заболеваемости отражает проявление нарастающей экологической нагрузки на население при снижении социально-экономических и психологических параметров благополучия, при этом именно студенчество является той возрастной группой, экосенситивность которой велика. Чем продолжительнее процесс учебы, тем больше учащихся подвергаются психо-эмоциональным стрессам, что приводит к ослаблению резистентности организма, усилению стрессорных реакций и созданию благоприятных условий для возникновения различных нарушений адаптации, напряжением различных функциональных систем организма. Студенчество входит в одну из социальных групп населения, наиболее подверженных воздействию факторов дизадаптации (Шабатура, 1989; Агаджанян, 1999).

По мнению Г.И. Матрос (1992), различный уровень физического развития приезжих студентов обуславливают условия жизни в различных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия. Первые годы обучения в ВУЗе приводят к напряжению механизма адаптации и ухудшению здоровья, при этом выраженность изменений стресс-реактивности и здоровья связаны со сменой экологической обстановки, что подтверждается более существенным снижением уровня здоровья у приезжих студентов по сравнению с постоянно живущими в городе (Агаджанян, 2006).

В связи с обострившимися социальными проблемами возникает необходимость изучения роли психологических факторов в здоровье студенчества, так как кроме материальных трудностей, во время обучения в ВУЗе студенты испытывают и психологическую неуверенность в своей необходимости как будущих специалистов, что снижает мотивацию к совершенствованию профессиональной подготовки, уменьшает престиж профессии и изменяет установку к формированию здорового образа жизни (Гринина, Кича ,1999).

Гиподинамия в сочетании с высоким уровнем нагрузок интеллектуального характера при обучении в ВУЗе повышает напряженность в функционировании всех систем организма и ведет к снижению успеваемости и уровня здоровья. Исходя из этого, одной из главных причин учащения и утяжеления ряда заболеваний является сердечно-сосудистая патология (Дембо, 1980; Земцовский, 2000). Одним из основных факторов, влияющих на распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у студентов является недостаточная двигательная активность, сочетающаяся с эмоциональной и информационной перегрузкой (Булич, 1981). При напряженной умственной деятельности, характерной для студентов, происходят определенные сдвиги: увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания. Изменяется активность и других вегетативных функций (Гринина, 1978).

Становится очевидной необходимость широкого внедрения в практику современных тестов для углубленной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физического состояния человека в целом, а также применения действенных профилактических и реабилитационных программ физических тренировок (Амосов, Бендет, 1989). Поэтому контроль состояния здоровья студентов должен быть направлен на выявление функциональных состояний, которые предшествуют заболеваниям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.