Здоровье (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия организма, допускающего наиболее полноценное его участие в различных видах общественной трудовой деятельности.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, анализ состояния современной молодежи свидетельствует о продолжающемся его ухудшении.
Студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличия в образе жизни (Сысоев, Суханова, 2009).
Сегодня официальные данные таковы: осмотрено 28,1 млн. человек (87,6 % всех молодых россиян). В результате у 16 млн. юношей и девушек (59,9 %) выявлены отклонения в состоянии здоровья. Менее половины российской молодежи могут считаться здоровыми (Сысоев, Суханова, 2009).
Актуальна проблема здоровья современной молодежи. Многочисленными исследованиями были выявлены причины, приводящие к снижению здоровья: курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, неправильное питание, ожирение, наследственные факторы, не соблюдение здорового образа жизни, психические и эмоциональные расстройства, экологическое неблагополучие и многие другие (Лисицын, Изуткин, 1984).
Цель настоящего исследования: оценить состояние здоровья студентов специальности «Лечебное дело» Медико-психолого-социального института и факторы его определяющие.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Оценить по показателю коэффициента здоровья состояния здоровья студентов.
2. Установить основные факторы, формирующие здоровье студентов.
Для выявления следующих задач были выделены следующие этапы:
1. Определить параметры, наиболее полно отражающие здоровье человека.
3. На основании анализа тестов, определить факторы, влияющие на снижение уровня здоровья студентов.
ГЛАВА 1. УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Здоровье человека как ценность
По мнению академика В.П. Петленко (1997) здоровье - это состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается (Миронова,2006). Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки и т. д.); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела и т. д.); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры и др.) (Денисов, 2005).
Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонения значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей. (Денисов, 2005).
Уровень здоровья студентов учащихся в ВУЗе
Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных характеристик организма, определяющих массу, плотность, форму тела и запас его физических сил. Основной целью оценки физического развития населения является как можно более раннее выявление отклонения физического развития студентов от так называемых «золотых стандартов» или норм ( Даутов, 2007).
Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития. По мнению Н. А. Агаджаняна (1999) молодежь должна стать мощной силой на мировой арене, определяющей перспективу развития цивилизации. В структуре молодого поколения студенты представляют собой особую социальную группу, которая характеризуется определенными специфическими условиями труда и жизни, напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, высокой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, вынужденным частым нарушением труда, питания и отдыха.
По утверждению А.В. Ляховича и А.И. Марковой (1994), на снижение уровня здоровья студентов в процессе обучения влияет две группы факторов: субъективные личностные характеристики (организованность, дисциплинированность, целеустремленность) и объективные (продолжительность учебного дня, плотность нагрузки, условия проживания в общежитии и т. д.).
Н.В. Ермакова (1995) считает, что к комплексу факторов характерной для учащихся молодежи, добавились новые, отрицательно сказывающиеся на здоровье студентов: необходимость совмещения работы с учебой, ухудшение питания, рост распространенности вредных привычек.
Н.М. Стрекаловская (1999) установили, что за последние 10 лет изменилось качественное и количественное питание студентов: только 12% из них имели возможность обеспечить свои энергетические потребности суточным рационом питания, качественный состав не соответствовал рекомендуемым нормам у 86% студентов.
По мнению О.В. Грининой, Е.И. Русановой (1997), студенческий возраст имеет свои особенности, связанные с возникновением ряда проблем, обусловленные социальными и биологическими факторами. Это оптимальный возраст для вступления в брак, создания семьи, рождения детей. Студенческая семья является одной из приоритетных в семейной структуре населения. В 90-е годы доля семейных студентов, вынужденных совмещать учебу с работой значительно увеличилось.
Современное состояние заболеваемости отражает проявление нарастающей экологической нагрузки на население при снижении социально-экономических и психологических параметров благополучия, при этом именно студенчество является той возрастной группой, экосенситивность которой велика. Чем продолжительнее процесс учебы, тем больше учащихся подвергаются психо-эмоциональным стрессам, что приводит к ослаблению резистентности организма, усилению стрессорных реакций и созданию благоприятных условий для возникновения различных нарушений адаптации, напряжением различных функциональных систем организма. Студенчество входит в одну из социальных групп населения, наиболее подверженных воздействию факторов дизадаптации (Шабатура, 1989; Агаджанян, 1999).
По мнению Г.И. Матрос (1992), различный уровень физического развития приезжих студентов обуславливают условия жизни в различных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия. Первые годы обучения в ВУЗе приводят к напряжению механизма адаптации и ухудшению здоровья, при этом выраженность изменений стресс-реактивности и здоровья связаны со сменой экологической обстановки, что подтверждается более существенным снижением уровня здоровья у приезжих студентов по сравнению с постоянно живущими в городе (Агаджанян, 2006).
В связи с обострившимися социальными проблемами возникает необходимость изучения роли психологических факторов в здоровье студенчества, так как кроме материальных трудностей, во время обучения в ВУЗе студенты испытывают и психологическую неуверенность в своей необходимости как будущих специалистов, что снижает мотивацию к совершенствованию профессиональной подготовки, уменьшает престиж профессии и изменяет установку к формированию здорового образа жизни (Гринина, Кича ,1999).
Гиподинамия в сочетании с высоким уровнем нагрузок интеллектуального характера при обучении в ВУЗе повышает напряженность в функционировании всех систем организма и ведет к снижению успеваемости и уровня здоровья. Исходя из этого, одной из главных причин учащения и утяжеления ряда заболеваний является сердечно-сосудистая патология (Дембо, 1980; Земцовский, 2000). Одним из основных факторов, влияющих на распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у студентов является недостаточная двигательная активность, сочетающаяся с эмоциональной и информационной перегрузкой (Булич, 1981). При напряженной умственной деятельности, характерной для студентов, происходят определенные сдвиги: увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем работы сердца и дыхания. Изменяется активность и других вегетативных функций (Гринина, 1978).
Становится очевидной необходимость широкого внедрения в практику современных тестов для углубленной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физического состояния человека в целом, а также применения действенных профилактических и реабилитационных программ физических тренировок (Амосов, Бендет, 1989). Поэтому контроль состояния здоровья студентов должен быть направлен на выявление функциональных состояний, которые предшествуют заболеваниям.