1.Усиление региональных аспектов социально-экономической политики - выражается в разработке и проведении регионально ориентированных мероприятий и реформ
2.Улучшение федеральной - региональной социально-экономической политики (политика центра по отношению к регионам).
В качестве стимула развития регионов федеральный центр и сами регионы должны проводить мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Эти мероприятия: Центр создает базовые установки, задачи регионов при разработке политики. Единая федеральная региональная политика (ЕФРП) является ядром государственного регулирования территориального, социально-экономического развития, соединяя в себе все региональные аспекты политики центра, ее основной целью является обеспечение единого экономического пространства РФ.
Задачи ЕФРП:
1.Усиление процессов межрегиональной интеграции (чем теснее связаны регионы, тем труднее разрабатывать экономические программы).
2.Снижение дифференциации уровня социально-экономического развития региона (трансферт).
3.Обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов.
4.Обеспечение равных конкурентных условий хозяйственной деятельности в различных регионах.
5.Создание условий для межрегиональной конкуренции, привлечений капиталов.
Основные направления ЕФРП:
1) Инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства (т. е создание производственной инфраструктуры федерального значения, магистральный транспорт, единая энергетическая система, единые сети коммуникаций.)
2) Создание систем экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции, т.е разработка правил денежной, кредитной и платежерасчетной системы, федеральный центр должен обеспечить работу каждой, регулирование тарифов естественных региональных монополий, развитие правовой и институционной базы интеграции.
Понятие экономической безопасности региона (ЭБР), факторы, ей угрожающие.
Под экономической безопасностью территориального образования понимается- совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территорий, а так же определенной степени независимости и интеграции с экономической федерации.
Проявление экономической безопасности выражается в :
1.возможности проводить собственную экономическую политику в рамках федерации.
2.способности безобвально реагировать на резкие геополитические изменения в Федерации.
3.способности осуществлять крупные экономические мероприятия по неотложным социально взрывным ситуациям на территории, связанных с локальным экономическим бедствием или экономическими расчетами на уровне федерации не ожидая помощи от центра, т.е экономическая безопасность обеспечена, когда у региона есть запас.
4.Возможность стабильно поддерживать соответствия существующих на территории экономических нормативов, общепринятых в мировой практике.
Объект ЭБ - территории региона и все образования, относящиеся к его экономике, находящиеся на его территории.
Субъект ЭБ – органы государственной власти.
Факторы, угрожающие экономической безопасности:
1.Спад производства и потеря внутреннего рынка.
2.Разрушение научно-технического потенциала и идей индустриальной экономики.
3.Утрата продовольственной независимости.
4.Рост безработицы.
5.Криминализация экономики.
6.Деградация природной среды.
7.Нарушение финансового обеспечения территории.
8.Потеря внешних рынков сбыта.
Методика оценки ЭБР.
Реализуется через систему показателей -индикаторов. Пороговое значение индикатора- предельное значение индикатора, превышения или недостижения которого приводит к началу разрушительных, не регламентирующих процессов на территории.