Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические основы курса.



Методология –учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методологические основы формируются под действием экономических законов и основных категорий РЭ (например: знание законов – стоимости и предложения, пропорциональности развития, отраслевой и территориальной структуры хозяйства), в результате систематизации методов их познания.

Любая наука использует различные методы исследования, которые для курса РЭ можно условно разделить на такие группы:

- общенаучные (метод диалектического материализма, системного анализа);

- междисциплинарные (исторический, математический);

- экономические (балансовый, статистический);

- специальные (картографический, регионального анализа);

- методико-технологический (информационный).

В научных исследованиях РПС и РЭ используются методы, которые могут применяться для достижения поставленной цели. В частности, для анализа ситуации и конкретных расчетов используются экономико-математическое моделирование, картографический, сравнительно-географический, статистический и другие методы.

При изучении курса РЭ в первую очередь используется такой ряд методов:

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.

Метод системного анализа включает всестороннее изучение каждой из территориальных систем, ее внешние и внутренние связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и процессов РПС и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях.

Балансовый метод позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции (в общем виде «приход-расход»). Это общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешнеторговый или топливно-энергетический балансы и др.

Статистические методы служат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные аспекты социально-экономических явлений, позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.

Метод экономико-математического моделирования позволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант (минимум затрат при максимуме производства), используются матрицы, линейное программирование, построение графиков и др. Моделирование – упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.

Описательный метод – один из самых древних методов, но продолжает широко использоваться, представляет происходящие в реальности процессы и их развитие во времени при помощи определенной терминологии. Помогает предсказать будущие изменения при заданных условиях и при существующих закономерностях.

Сравнительно-географический метод дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических, статистических и др. приемов.

Картографический метод необходим для познания территориальных экономико-географических процессов и особенностей размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. Картографические методы остаются самыми популярными в современной географии, региональной экономике, экологии. Без карты нет географии и многих других наук.

Н.Н. Баранский отмечал: “От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается”.

Исторический метод позволяет с помощью сравнения исторических явлений выявлять общие особенности и основные тенденции их развития.

Э. Реклю: «История есть география во времени, география – история в пространстве».

Дистанционные (аэрокосмические)методы – общее название методов изучения Земли с летательных аппаратов – воздушных или космических. В состав этих методов входят аэросъемка, космическая съемка, дешифрирование снимков, а также визуальные наблюдения (осмотр территории с борта летательного аппарата).

Информационный метод – использование ЭВМ, ПК и компьютерных сетей (в т.ч. Интернета) для обработки больших объемов информации по странам, их районам и миру в целом. Возникло геоинформационное моделирование, которое позволяет получать, развивать, накапливать и передавать в научный оборот новые виды текстов (информации), изображений, сцен – комбинированных, многомерных, объемных, динамичных и пр.

Чем больше методов использует специалист в исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним методом и студенты – экономисты уже в курсовой работе (введении) должны указать, какие методы они использовали при написании своей работы.

Экономическая наука начала активно исследовать вопросы РПС в ХІХ в. Теорий размещения производств, как таковых, в то время не было. Однако, развитие экономических наук происходило не только за счет анализа, но и через создание основ рыночной теории размещения производства, основоположниками которой являются: Йоган Тюнен, Альфред Вебер, Август Леш, Вальтер Кристаллер, Джон Фридман, Т. Хегерстранд, П. Хаггет и другие.

Проблемы РПС и РЭ были и есть в центре внимания советской и украинской науки, ученых экономистов и экономистов-географов. Весомый вклад в развитие науки внесли советские ученые – И. Г. Александров, Н. Н. Некрасов, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, Ю. Г. Саушкин, А. Т. Хрущев и др., а также украинские ученые – К. Г. Воблый, О. Т. Диброва., С. И. Дорогунцов, М. М. Паламарчук, А. Н. Алымов, Ф. Д. Заставный, Н. Д. Пистун, О. И. Шаблий и др. В системе Национальной Академии наук Украины длительное время функционирует Совет по изучению производительных сил Украины (СОПС), а это свидетельствует, что РПС и РЭ была официально признана в нашем государстве, а труды этого научного заведения использовались государственными плановыми органами при обосновании размещения нового строительства и формирования территориальной структуры хозяйства всей страны и отдельных регионов.

Структура курса РЭ.

Курс РЭ состоит из двух разделов (модулей) – «Региональная экономика» и «Экология», по которым читается 16 тем: 10 тем - РЭ (1 модуль), 6 тем - Экологии (2 модуль).

Раздел РЭвключает четыре направления познания предмета, раскрывающих, в целом, не только, конкретные проявления, но и научные основы комплексного РПС, а именно изучение:

- общих закономерностей, принципов и условий территориального размещения и развития общественного производства;

- условий, особенностей и эффективности размещения всего национального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, их отраслей и межотраслевых комплексов, крупнейших объединений и предприятий;

- комплексного развития территориального хозяйства страны (экономических районов, областей и т.д.);

- внешних экономических связей в территориальном аспекте.

Современное РПС в Украине является результатом территориального разделения труда, обусловленного экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями и географическим положением отдельных регионов. Территориальное разделение труда закрепляет определенные отрасли за определенными территориями страны, района в соответствии с природными и другими факторами. Все это позволяет не только увеличить общественное богатство, но и сократить затраты в хозяйстве и повысить эффективность производства. Территориальное разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей различную продукцию.

Раздел “Экология” включает и изучает темы: Научные основы рационального природопользования. Концепция устойчивого экологически безопасного развития производительных сил. Развитие производительных сил и антропогенное воздействие на окружающую среду (АВОС). Управление природопользованием. Система экологической информации. Региональные экологические проблемы Украины. Международный опыт и сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

 

 

Вопросы для контроля:

1. Дать определение данных понятий: региональная экономика, производительные силы, размещение производительных сил, региональная политика, район, регион.

2. Определить предмет, объект и задачи курса «Региональная экономика».

3. Охарактеризовать структуру курса РЭ и её место в системе других наук.

4. Раскрыть основные методологические положения курса.

5. Назовите ученых, которые внесли основной вклад в области пространственной организации производительных сил. В чем состояла сущность их взглядов?

Рекомендованная литература:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.