Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.



ТЕМА 6. Внимание как свойство психики.

План:

1.Понятие о внимании, его функциях и физиологических механизмах.

2. Виды внимания.

3. Психологические свойства внимания.

4. Возрастные особенности внимания.

1.Понятие внимания. Функции внимания: Отбор значимых, релевантных (соответствующих потребностям) воздействий и одновременное игнорирование (торможение) других воздействий, побочных; удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания психической деятельности.

Физиологические основы внимания. Ориентировочный рефлекс «Что такое?». Закон индукции нервных процессов (И.П.Павлов). Принцип доминанты (А.А.Ухтомский). Психологические теории внимания.

2. Виды внимания. Непроизвольное, произвольное и полепроизвольное (постпроизвольное). Сравнительная характеристика видов внимания и условия оптимального функционирования.

3. Психологические свойства внимания. Закономерность циркуляции и флуктуации внимания.

4. Возрастные особенности внимания.

 

ТЕМА 7. Ощущения.

План.

1. Понятие об ощущения. Физиологические основы.

2. Классификация ощущений.

3. Общие свойства ощущений.

4. Взаимодействие ощущений.

1. Понятие об ощущениях. Ощущение - психический познавательный процесс, который заключается в отражение отдельных свойств предметов и явлений внешнего и внутреннего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств. Физиологическая основа – сложная деятельность органов чувств (И.П.Павлов). Анатомофизиологический аппарат, который принимает воздействия и преобразует их в ощущения называется анализатором. Строение анализатора. и восприятии как процессах познавательной деятельности человека. Физиологические основы ощущений и восприятия.

2. Классификация ощущений. Классификация по месту расположения рецепторов: экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные. Классификация по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающем ощущение: контактные и дистантные. Классификация по модальности: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, кожные (тактильные, болевые, температурные), вкусовые, статические.

3. Общие свойства ощущений. Пороги ощущений. Интенсивность ощущений. Латентный период реакции. Адаптация и ее виды.

Восприятие человека человеком. Психологические механизмы восприятия людей друг другом.

4. Взаимодействие ощущений. Компенсация. Сенсибилизация. Синестезия.

 

ТЕМА 8. Восприятие.

План.

1. Понятие о восприятии. Физиологические основы.

2. Свойства восприятия.

3. Виды восприятия.

4. Нарушения восприятия.

1. Понятие о восприятии. Восприятие - психический познавательный процесс, который заключается в целостном отражении предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств. Физиологическая основа: сложная деятельность системы анализаторов. В процессе восприятия происходит выделение из всего комплекса воздействующих признаков и свойств предмета или явления наиболее существенных (основных) при одновременном отвлечении от несущественных (второстепенных). В структуру восприятия входит двигательный компонент (движение глаз, ощупывание предмета руками и др.) и сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга.

2. Свойства восприятия: целостность,константность,структурность, осмысленность, избирательность.

3. Виды восприятия: восприятие предметов, восприятие времени, восприятие движения, восприятие пространства, восприятие человека человеком.

4. Нарушения восприятия: галлюцинации, иллюзии (аффективные, вербальные, парейдолические).

 

ТЕМА 9. Память.

План:

1. Понятие о памяти. Теории памяти.

2. Процессы памяти и их характеристика.

3. Виды памяти.

4. Индивидуальные особенности памяти.

5. Расстройства памяти.

1.Понятие о памяти. Теории памяти. Ассоциативные теории памяти. Виды ассоциаций: 1) простые (по смежности, по сходству и по контрасту); 2) сложные или ассоциации по смыслу (часто и целое, род и вид, причинно-следственные). Нейронные и биохимические теории памяти.

2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение, забывание.

3. Виды памяти: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая); по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная; по продолжительности закрепления и сохранения материала (кратковременная, оперативная и долговременная).

4. Индивидуальные различия в памяти. К индивидуальным различиям памяти относятся: содержание и объем запечатленной и хранимой информации; сила памяти (быстрое запоминание и длительное сохранение информации); скорость запоминания и воспроизведения; прочность сохранения и точность воспроизведения.

5. Расстройства памяти.

 

ТЕМА 10. Мышление.

План.

1. Понятие о мышлении.

2. Развитие мышления в персоногенезе.

3. Виды мышления.

4. Структура мыслительного процесса решения проблемы.

5. Мыслительные операции и формы мышления.

6. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

7. Расстройства мышления.

 

1. Понятие о мышлении. Мышление – это психический познавательный процесс, который заключается в опосредованном и обобщенном отражении связей и отношений между познаваемыми объектами. О соотношении чувственного познания и мышления. Социально-историческая природа мышления. Мышление и действие. Связь мышления с речью и языком. Внутренняя речь как переход от замысла к развернутому речевому высказыванию. Мышление как процесс. Мотивация мышления.

2. Развитие мышления в персоногенезе. (об этом очень хорошо написано в учебнике Столяренко, с. 179).

3. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (абстрактно-логическое); дискурсивное и интуитивное; творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное); теоретическое и практическое.

4. Структура мыслительного процесса решения проблемы. (см.Столяренко, с.187)

5. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение. Формы мышления: понятия, суждения и умозаключения.

6. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности: широта, глубина, самостоятельность, гибкость, быстрота, критичность ума.

7. Расстройства мышления. (можно у Столяренко, с.196)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.