Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь психологии с другими науками.



Общие проблемы психологии.

ТЕМА 1. Психологии как наука. Принципы и задачи.

1. Психология как наука.

2. Этапы становления психологии как науки.

3. Задачи и принципы психологии.

4. Связь психологии с другими науками.

5. Отрасли психологии.

1. Психология как наука.

Понятие житейской и научной психологии.

Общим предметом психология являются факты, закономерности и механизмы психики.

2. Этапы становления психологии как науки. Её объект и предмет.

(См. историю психологии)

3. Задачи, принципы и место психологии в системе наук.

Задачи:

- Систематизация накопленных теоретических знаний.

- Изучение законов психической деятельности.

- Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека.

-Включение психологической науки в решение практических задач.

Принципы психологии:

1. Детерминизма. Суть принципа: психика, её свойства и проявления определяются образом жизни и изменяются вместе с изменением образа жизни. Развитие психики у животных определяется естественным отбором, а развитие психики человека – законами общественного развития.

Принцип детерминизма сыграл важную роль в развитии научной психологии. Основываясь на принципе детерминизма, в психологии была вытеснена интроспективная методология. Благодаря этому, учёные отказались от понимания психики как замкнутого в себе образования и стали рассматривать её как образование, которое зависит от воздействий внешней среды. А это в свою очередь привело к развитию объективного метода исследования (50-е годы – Выготский, Рубинштейн).

2. Единство сознания и деятельности. Понятия сознания и деятельности – центральные понятия в психологии.

В отечественной психологии этот принцип начал разрабатываться в 30-е годы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.) Впервые С.Л.Рубинштейн – деятельность и сознание две стороны одного целого, они образуют единство, но не тождественны. Существо принципа: не может быть деятельности без сознания, а сознания без деятельности. Появилась возможность через деятельность изучать сознание. Важное условие для развития объективного метода исследования психики и сознания. А именно: изучая деятельность и её продукты, можно выявить в ней психические процессы. Отсюда пришли к выводу: в действительности психика, сознание не являются чем-то внутренним, а деятельность не сводится только к внешнему проявлению. Конечно, деятельность имеет внешнее выражение, но эта внешняя сторона не характеризует деятельность однозначно.

Единство сознания и деятельности определяется в том, что все психические свойства не просто проявляются в деятельности, но формируются в ней.

3. Генетический. Психика, сознание и их закономерности познаются лишь в их развитии, в процессе их изменения, их возникновения. Согласно этому принципу, развитие понимается как основной способ существования личности на всём её жизненном пути.

Связь психологии с другими науками.

1. Психология непосредственно связана с биологией человека. Поведение человека и его психику невозможно понять без понимания его природной и социальной сущности, без знания строения и функционирования его ЦНС. Связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС изучается физиологией ВНД.

2. Связь психологии с историей общества, с культурой общественного развития. В развитии высших психических функций человека основная роль принадлежит главным историческим достижениям цивилизацииорудия труда и знаковые системы.

3. Связь с социологией. Человек по своей сути биосоциальное существо. Только в обществе формируется человеческая психика. Именно общество, в котором живёт человек, обусловливает особенности его психики, поведения, характер социального взаимодействия с другими людьми. Социология как раз помогает психологии более глубоко понять психику человека, выявить как происходит формирование психических свойств социально-ориентировочного поведения.

4. Связь с педагогикой. Многие психические явления проявляются и формируются в процессе воспитания и образования.

5. Связь с философией. Психология вышла из недр философии. Отсюда очевидна её связь с философией.

Отрасли психологии.

Традиционно выделяют такие отрасли: педагогическую, возрастную, социальную, инженерную, психологию труда, клиническую психологию, психофизиологию, дифференциальную.

 

ТЕМА 2. Развитие психики в филогенезе.(была лекция)

План.

1. Генезис психики. Функции психики.

2. Формы поведения животных.

3. Различие психики животных и человека.

4. Структура психики человека.

ТЕМА 3. Сознание и бессознательное.(лекция у вас есть)

План.

1. Общественно-трудовая деятельность и язык как факторы формирования сознания.

2. Основные характеристики структуры сознания.

3. Понятие о самосознании.

4. Понятие о бессознательном. Взаимодействие сознания и подсознания.

5. Развитие сознания в онтогенезе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.