3. Теории локализации психических функций в коре головного мозга.
4. Основные физиологические механизмы функционирования центральной нервной системы.
1. Общая характеристика строения мозга человека. Строение нервной системы у всех позвоночных одинаково. Основным элементом является нервная клетка или нейрон. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Они выполняют разные функции. Спинной мозг, продолговатый мозг и мозжечок и их основные функции. Отделы центральной нервной: средний мозг, большие полушария головного мозга, в состав которых входят подкорковые узлы и кора головного мозга. Функции отделов ц.н.с.
2. Рефлекторный характер психики. И.М.Сеченов и его последователь И.П Павлов в учении о рефлексах открыли явление условнорефлекторного научения. Идея Сеченова: в любом поведенческом акте обязательно содержится психическое явление. Но и само психическое явление как компонент поведенческого акта является своеобразным сложным рефлексом. Психофизиологический механизм условного рефлекса был представлен рефлекторной дугой. Идея условного рефлекса получила продолжение в исследованиях Е.Н.Соколова и И.А.Измайлова. Они предложили идею концептуальной рефлекторной дуги. Блок-схема рефлекторной дуги: афферентная система, эфферентная система, модулирующая система. Далее о идеи Н.А.Бернштейна. Потом П.К.Анохина.
Далее вывод о том, что психическое связано с работой высшей нервной деятельности (ВНД).
3. Теории локализации психических функций в коре головного мозга. Кора больших полушарий и функциональная локализация психических функций в коре. История развития теории «локализации психических способностей». Современное учение о локализации функций в коре головного мозга (П. Брок, К. Клейст). Принципы мозговой организации психических процессов (А.Р.Лурия). Блок тонуса коры или энергетический блок. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
4. Физиологические механизмы функционирования мозга. Безусловные и условные рефлексы. Замыкание временных связей – основа работы коры головного мозга. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Закон взаимной индукции нервных процессов. Образование динамического стереотипа.
ТЕМА 5. Психика, поведение и деятельность.
План.
1. Понятие деятельности.
2. Человек как субъект деятельности.
3. Основные характеристики психологической структуры деятельности.
4. Психофизиологические функции деятельности.
5. Освоение деятельности.
6. Виды деятельности.
1. Понятие деятельности. Основные характеристики деятельности: предметность; социальная, общественно-историческая природа деятельности; опосредованность; целенаправленность; продуктивность.
Главный признак деятельности – активность. Источник активности – потребности. Группы или виды потребностей. Пирамида потребностей по А.Маслоу. Отличие деятельности человека от активности животного и поведения животного. Понятие деятельности: деятельность – это внешняя, то есть физическая и внутренняя, то есть психическая активность человека.
2. Человек как субъект деятельности. Понятия «деятельность» и «поведение» человека. Факты поведения человека. Деятельность без относительно к субъекту не может быть наделена психологическими характеристиками. Психологическими характеристиками обладает только субъект деятельности.
3. Основные характеристики психологической структуры деятельности.
Психологическая структура деятельности: мотив, действия, цель. Действие как основная единица деятельности и как процесс. Компоненты действия и их функции.
4. Психофизиологические функции процессов деятельности: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные. Интериоризация и экстериоризация.
5. Освоение деятельности: умения, навыки и привычки.