Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 4. Мозг и психика.



План.

1. Общая характеристика строения мозга человека.

2. Рефлекторный характер психики.

3. Теории локализации психических функций в коре головного мозга.

4. Основные физиологические механизмы функционирования центральной нервной системы.

 

1. Общая характеристика строения мозга человека. Строение нервной системы у всех позвоночных одинаково. Основным элементом является нервная клетка или нейрон. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Они выполняют разные функции. Спинной мозг, продолговатый мозг и мозжечок и их основные функции. Отделы центральной нервной: средний мозг, большие полушария головного мозга, в состав которых входят подкорковые узлы и кора головного мозга. Функции отделов ц.н.с.

2. Рефлекторный характер психики. И.М.Сеченов и его последователь И.П Павлов в учении о рефлексах открыли явление условнорефлекторного научения. Идея Сеченова: в любом поведенческом акте обязательно содержится психическое явление. Но и само психическое явление как компонент поведенческого акта является своеобразным сложным рефлексом. Психофизиологический механизм условного рефлекса был представлен рефлекторной дугой. Идея условного рефлекса получила продолжение в исследованиях Е.Н.Соколова и И.А.Измайлова. Они предложили идею концептуальной рефлекторной дуги. Блок-схема рефлекторной дуги: афферентная система, эфферентная система, модулирующая система. Далее о идеи Н.А.Бернштейна. Потом П.К.Анохина.

Далее вывод о том, что психическое связано с работой высшей нервной деятельности (ВНД).

3. Теории локализации психических функций в коре головного мозга. Кора больших полушарий и функциональная локализация психических функций в коре. История развития теории «локализации психических способностей». Современное учение о локализации функций в коре головного мозга (П. Брок, К. Клейст). Принципы мозговой организации психических процессов (А.Р.Лурия). Блок тонуса коры или энергетический блок. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

4. Физиологические механизмы функционирования мозга. Безусловные и условные рефлексы. Замыкание временных связей – основа работы коры головного мозга. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Закон взаимной индукции нервных процессов. Образование динамического стереотипа.

ТЕМА 5. Психика, поведение и деятельность.

План.

1. Понятие деятельности.

2. Человек как субъект деятельности.

3. Основные характеристики психологической структуры деятельности.

4. Психофизиологические функции деятельности.

5. Освоение деятельности.

6. Виды деятельности.

 

1. Понятие деятельности. Основные характеристики деятельности: предметность; социальная, общественно-историческая природа деятельности; опосредованность; целенаправленность; продуктивность.

Главный признак деятельности – активность. Источник активности – потребности. Группы или виды потребностей. Пирамида потребностей по А.Маслоу. Отличие деятельности человека от активности животного и поведения животного. Понятие деятельности: деятельность – это внешняя, то есть физическая и внутренняя, то есть психическая активность человека.

2. Человек как субъект деятельности. Понятия «деятельность» и «поведение» человека. Факты поведения человека. Деятельность без относительно к субъекту не может быть наделена психологическими характеристиками. Психологическими характеристиками обладает только субъект деятельности.

3. Основные характеристики психологической структуры деятельности.

Психологическая структура деятельности: мотив, действия, цель. Действие как основная единица деятельности и как процесс. Компоненты действия и их функции.

4. Психофизиологические функции процессов деятельности: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные. Интериоризация и экстериоризация.

5. Освоение деятельности: умения, навыки и привычки.

6. Виды деятельности. Личность и деятельность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.