· принять участие в организационных мероприятиях на курсе по вопросам прохождения практик, ведения и заполнения предусмотренной для каждого вида практик документации;
· изучить методические и инструктивные материалы по практикам, выдаваемые деканатом и кафедрой;
· определить место прохождения практик в соответствии с профилем будущей работы при содействии деканата;
· получить в деканате направление на практику, на кафедре – индивидуальное задание; в библиотеке – программу;
· максимально использовать отведенное для практик время, полно и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой практик и индивидуальным заданием;
· выполнять правила внутреннего распорядка организации, в которой проходит практику;
· изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
· согласовать с руководителем практик от учреждения (организации) индивидуальные планы работы на неделю (с конкретизацией по дням) в соответствии с программой и индивидуальным заданием;
· участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры;
· выполнять должностные обязанности по конкретной должности в соответствии с утвержденным планом и должностной инструкцией;
· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
· регулярно вести дневник практик;
· информировать деканат и руководителя практик от кафедры о ходе прохождения практик, возникающих трудностях и т.д.;
· перед окончанием производственных и преддипломной практик получить по месту прохождения практик отзыв о проделанной работе, подписанный руководителем практик от организации и заверенный печатью;
· после окончания каждой из практик (кроме АРМ юриста) подготовить письменный отчет о выполнении всех заданий в соответствии с программой практики, индивидуальным заданием, а также представить в деканат заполненный дневник прохождения практик, отзыв и письменный отчет.
V. Методические основы проведения практик
В начале практики студент в зависимости от места ее прохождения обязан изучить не только нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), но и конкретные подзаконные акты (инструкции, положения), регламентирующие порядок организации и деятельности соответствующих учреждений, а также государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих гражданско-правовую деятельность.
В процессе прохождения практики студент определяет особенности применения правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в деятельности органа власти, местного самоуправления, учреждения, организации на соответствующем рабочем месте.
Свои наблюдения, замечания, результаты проделанной работы и выводы студент обязан зафиксировать в дневнике практики.
VI. Содержание практик
При прохождении практик в учреждениях, организациях, органах местного самоуправления, осуществляющих гражданско-правовую деятельность, студент должен:
а) ознакомиться:
· со структурой и организацией работы соответствующего субъекта практики;
· с планированием работы подразделения юридической службы, юрисконсульта;
· с порядком взаимодействия организации с адвокатскими образованиями, нотариусами, другими организациями и органами власти;
· с анализом и обобщением практики применения действующего гражданского законодательства в деятельности организации (учреждения);
· с организацией работы по разрешению конкретных спорных правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления коммерческой и иной правовой деятельности;
· с гражданско-правовой деятельностью при взаимодействии с партнерами по бизнесу;
б) изучить:
· практику организационного планирования работы юридических служб;
· практику взаимодействия руководящего органа организации с правоохранительными и иными государственными проверяющими органами и формами реагирования на их замечания;
· практику юридической защиты организации от неправомерных действий третьих лиц;
· практику юридического сопровождения сделок;
· договорно-претензионную работу;
· практику осуществления юридического контроля за исполнением законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных правовых и нормативных актов, изданных в их развитие;
в) принять участие:
· в подготовке планов работы юридической службы (юрисконсульта);
· в проверке состояния правовой работы в подведомственных учреждениях, структурных подразделениях организации (учреждения);
· в работе по заключению хозяйственных договоров;
· в проверке соответствия закону проектов приказов руководителей органов (учреждений);
· в работе по систематизации имеющих гражданско-правовую направленность приказов и инструкций, издаваемых руководителями органов (учреждений);
· в работе по юридическому сопровождению заключенных хозяйственных договоров;
· в приеме населения, подготовке проектов решений и ответов на письма и жалобы граждан;
· в выдаче заключений, справок, проведении консультаций по правовым вопросам, относящимся к ведению органа (учреждения).
При прохождении практик в нотариате студент должен:
а) ознакомиться:
· с организацией труда и делопроизводства нотариальных контор;
· с формами выдаваемых нотариусом документов;
· с общими правилами удостоверения гражданско-правовых сделок и требованиями, предъявляемыми к ним;
· с обзорами и обобщениями практики работы нотариальных контор по гражданско-правовым вопросам;
· с порядком передачи заявлений граждан и организаций другим лицам;
· с содержанием и порядком выдачи постановления об отказе в совершении нотариального действия;
· с работой нотариусов по наследственным делам;
б) изучить:
· требования к документам, которые предъявляются нотариусу;
· перечень документов, по которым может быть осуществлено бесспорное взыскание по исполнительной надписи;
· нотариальные действия:
– по удостоверению бесспорного права: выдача свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
– по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам: совершение исполнительных надписей, протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
– по удостоверению и засвидетельствованию бесспорных фактов: обеспечение доказательств, необходимых для представления в судебные или административные органы, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг, свидетельствование верности копий документов и выписок из них и др.;
– по охране наследственного имущества, наложению и снятию запрещения отчуждения имущества, принятию на хранение документов;
в) принять участие:
· в совершении отдельных нотариальных действий и составить по ним необходимые документы.
При прохождении практик в адвокатуре студент должен:
а) ознакомиться:
· с основными организационными формами работы адвокатуры и ее руководящих органов;
· с консультативной и разъяснительной работой адвоката по юридическим вопросам;
· с практикой участия адвокатов в оказании профессиональной юридической помощи коммерческим и некоммерческим организациям, юридическом сопровождении сделок, юридическом обслуживании предприятий и организаций;
б) изучить:
· нормативные акты адвокатских палат, регламентирующие организацию адвокатской деятельности по месту проведения практики;
· формы взаимодействия объединений и организаций адвокатов с правоохранительными органами;
в) принять участие:
· в составлении заявлений, жалоб и других документов гражданско-правового характера;
· в работе, осуществляемой адвокатом в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, других государственных органах по гражданским делам;
· в работе, осуществляемой адвокатом на предварительном следствии и суде по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;
· в подготовке устных и письменных справок по законодательству.
VII. Содержание и оформление отчета о практике
И защита практик
Учебная практика оценивается преподавателем, ведущим занятия по программе «Автоматизированное рабочее место юриста» (АРМ юриста).
Защита отчетов (зачеты) по пройденным производственным практикам проводится деканатом и кафедрой: преподавателем кафедры, руководителем практик от института, по возможности, руководителем практик от учреждения (организации), деканом (зам. декана) факультета.
Основа отчета – дневник практики и накопленные в соответствии с настоящей программой материалы.
В отчете должны содержаться следующие данные:
· место и время прохождения практики;
· характеристика места прохождения практики;
· описание выполненной работы по отдельным разделам программы с указанием объема этой работы;
· знания и навыки, приобретенные студентом в ходе практики;
· указания на трудности, возникшие в процессе прохождения практики;
· предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации и прохождения производственной практики и процесса обучения по гражданско-правовому профилю подготовки (перечень вопросов, которые, по мнению практиканта, нуждаются в специальном исследовании и важны в практическом отношении).
Объем отчета – 12–16 страниц. План отчета, образцы его титульного листа и индивидуального задания, дневник прохождения практики прилагаются к программе практик.
Контроль за ходом выполнения студентами программы практик обеспечивается проверкой результатов работы за определенное время и записей в дневнике прохождения практик руководителями практик от органов власти, организаций, учреждений и кафедры не реже одного раза в неделю.
Отчет должен быть подписан студентом-практикантом, руководителями практики от института и производства. К отчету должны быть приложены документы, составленные самим студентом при прохождении практики.
Руководитель практики от организации на основании личных наблюдений, ознакомления с отчетом и дневником студента составляет отзыв-характеристику о его работе в период практики. В отзыве-характеристике дается оценка работы студента; отражаются умения применять теоретические знания в практической работе, ориентироваться в обстановке и решать служебные вопросы; отмечаются инициативность и дисциплинированность студента, а также недостатки в его подготовке, выявленные в период практики.
При подведении итогов производственных практик принимаются во внимание соответствие профиля работы на практике; выполнение программы практик и индивидуального задания, а также учитывается инициативность студента в процессе прохождения практики.
Защита отчетов по производственным практикам должна быть завершена в течение одного месяца следующего за практикой семестра.
Результаты защиты отчетов по всем видам практик оформляются зачетно-экзаменационной ведомостью и проставляются в зачетную книжку студента.
Студенты допускаются до экзаменационной сессии следующего за практикой семестра при условии защиты ими отчетов по практике и получении зачета по практике.
Ликвидация задолженности по практикам, а также сдача зачетов студентами, которые не явились на него в установленный расписанием занятий срок, производится по разрешению декана при наличии оправдательных документов, а при их отсутствии – за дополнительную плату по заявлению студента.
В случае если студент не может пройти производственные практики в установленные учебным планом сроки, ему предоставляется право пройти их по частям с тем же объемом часов и сдать зачет в течение следующего за практикой семестра.
Студент, не выполнивший программу практик, получивший отрицательный отзыв о работе или не защитивший отчет при сдаче зачета, направляется на практику повторно в период каникул и до ее последующей защиты на очередной курс не переводится, а в случае несдачи зачета во второй раз может быть отчислен из института как имеющий академическую задолженность.
Студенты, работающие постоянно по избранному направлению деятельности, для защиты производственных практик представляют в деканат отзыв, подписанный руководителем и заверенный печатью предприятия, учреждения, организации, и отчет о своей повседневной деятельности в соответствии с Программой практик.
Отдельная защита преддипломной практики не производится. Итогом ее завершения является рекомендация кафедры гражданско-правовых дисциплин о допуске дипломной работы студента к защите перед государственной аттестационной комиссией и представление студентом отзыва о прохождении преддипломной практики по теме дипломной работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Угловой
штамп учреждения
Приложение 1
Ректору МГЭИ
Л.А. Демидовой
___________________________
ГСП-1, 119049, г. Москва,
Ленинский проспект, дом 8, стр.16
На Ваш исх. №_________ от «____» ______________ 200__ г.
Настоящим подтверждаем согласие на прохождение студентом(кой)____ курса МГЭИ ________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________ практики по избранному профилю
(вид практики)
подготовки в период с «____»_____________ 20___ г. по «___» ___________20___г. на базе _________________________