Организация практик должна быть направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускников в соответствии с присваиваемой квалификацией, а также на непрерывность и последовательность овладения студентами навыками профессиональной деятельности.
Ответственность за организацию, а также общее руководство и контроль за проведением практик на факультете возлагается на деканат. Учебно-методическое руководство прохождения студентами юридического факультета МГЭИ практик по гражданско-правовому профилю подготовки осуществляется кафедрой гражданско-правовых дисциплин.
Виды практик, сроки их проведения и продолжительность определены учебным планам и корректируются приказами ректора института. Так, для студентов очной формы обучения предусмотрены: учебная практика (АРМ юриста) – 2 недели (4 семестр); производственная практика – 3 недели (6 семестр); преддипломная практика – 2 недели (8 семестр). Итого – 7 недель.
Практики по гражданско-правовому профилю подготовки организуются в различных коммерческих и некоммерческих организациях, адвокатских образованиях, юридических фирмах, у частных нотариусов, других организациях, органах местного самоуправления и учреждениях, осуществляющих гражданско-правовую деятельность.
Места прохождения практик определяются деканом факультета с учетом пожеланий студентов и возможностей МГЭИ. Как исключение, студенты с разрешения декана могут сами определить место прохождения практик (кроме АРМ юриста), заручившись письменным согласием руководителя учреждения, организации, предприятия.
Иногородние студенты-заочники могут проходить практику на предприятиях, в учреждениях и организациях по месту жительства.
Зачисление студентов на практику оформляется приказом руководителя соответствующего учреждения (организации). В этом же приказе определяется руководитель практики от структурного подразделения, учреждения (организации).
Итоги прохождения практик обсуждаются на итоговых конференциях института по каждой из практик, на заседаниях кафедры, Совета факультета и Ученом совете МГЭИ.
III. Обязанности структурных подразделений
И должностных лиц по организации и проведению
Практик
Учебный отдел:
· координирует работу факультета и кафедр по вопросам практик;
· контролирует своевременность разработки и переиздания программ всех видов практик;
· анализирует отчеты кафедры по результатам практик, готовит предложения Ученому совету института по совершенствованию практической подготовки студентов института;
· участвует в проведении итоговых конференций по практикам.
Деканат юридического факультета:
· организует практики по гражданско-правовому профилю подготовки и осуществляет контроль за их проведением;
· обеспечивает своевременную разработку, переиздание и согласование программ практик, организует рассмотрение их на методических комиссиях кафедры гражданско-правовых дисциплин, Совета факультета и представляет на утверждение проректору по учебной и методической работе;
· привлекает заинтересованные кафедры к разработке соответствующих разделов программ практик и руководству практиками студентов;
· организует совместно с кафедрой гражданско-правовых дисциплин подбор организаций, органов местного самоуправления и учреждений, осуществляющих гражданско-правовую деятельность в качестве баз практик;
· готовит проект приказа о распределении студентов по местам практик и назначении руководителей практик от института;
· участвует в распределении студентов по местам практик и назначении руководителей практик от организаций и учреждений;
· заключает от имени института договоры и соглашения с руководителями баз практик;
· совместно с кафедрой организует и проводит организационные собрания студентов перед началом практик;
· до начала преддипломной практики закрепляет приказом ректора за студентами выбранные ими темы дипломных работ с установлением срока их выполнения и назначением руководителей дипломных работ;
· организует и принимает участие в защите отчетов студентов по итогам практик;
· проводит итоговые конференции по практикам и не реже одного раза в год рассматривает на Совете факультета вопросы их организации и проведения;
· обеспечивает отчеты кафедры гражданско-правовых дисциплин по всем практикам для отражения их результатов в годовом отчете факультета;
· ведет делопроизводство по практикам, организует хранение отчетов и дневников по практикам.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин:
· проводит практики и осуществляет учебно-методическое руководство ими;
· разрабатывает, согласовывает с органами власти, учреждениями, организациями и переиздает программы практик и представляет их в деканат;
· назначает из числа наиболее опытных преподавателей руководителей практик и обеспечивает выполнение ими всех мероприятий;
· обеспечивает руководителей практик учебно-методической документацией (программы, перечень индивидуальных заданий и т.д.);
· заведующий кафедрой перед началом каждой практики инструктирует руководителей практик и оказывает им необходимую методическую и иную помощь;
· распределяет совместно с деканатом студентов по местам практик и обеспечивает их учебно-методической литературой, сопроводительной документацией (программы, дневники, направления на практику и т.д.), а также выдает им индивидуальные задания;
· проводит совместно с деканатом организационные собрания студентов перед началом практик;
· представляет в деканат факультета предложения по закреплению за студентами тем дипломных работ и назначению руководителей по ним до начала преддипломной практики;
· совместно с деканатом осуществляет защиту отчетов и прием зачетов по практикам;
· заслушивает отчеты руководителей практик о выполненной работе;
· разрабатывает мероприятия по улучшению и совершенствованию проведения практик, принимает соответствующие меры по их реализации;
· организует совместно с деканатом хранение отчетов и дневников по практикам;
· представляет в деканат отчеты по практикам и свои предложения по их совершенствованию;
· заведующий кафедрой заслушивается на Совете факультета об организации и проведении практик по гражданско-правовому профилю подготовки.
Руководитель практик от института:
· обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед началом практик (инструктаж о порядке прохождения практик, по технике безопасности и т.д.);
· обеспечивает высокое качество прохождения практик студентами и строгое соответствие их учебным планам и программам;
· организует, исходя из учебных планов и программ, совместно с руководителем практик от органа власти, учреждения, организации обязательные учебные занятия для студентов, а также лекции и беседы по правовым вопросам;
· вовлекает студентов в общественную работу коллектива, а также руководит научно-исследовательской работой студентов, предусмотренной заданием кафедры, совместно с руководителем практик от организации;
· осуществляет контроль за обеспечением нормальных условий труда практикантов, а также за соблюдением сроков проведения практик и ее содержанием;
· контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;
· контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;
· принимает участие в работе по защите отчетов и приему зачетов по практикам и в подготовке студенческих конференций по итогам производственных практик;
· рассматривает отчеты студентов по практикам, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практик вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
Руководитель практик от учреждений (организаций):
· организует и проводит практики студентов в соответствии с разработанными в институте Положением и программами;
· создает необходимые условия для получения студентами в период прохождения практик знаний по профилю подготовки;
· представляет студентам (практикантам) возможность пользоваться имеющейся литературой, другой документацией;
· оказывает помощь в подборе материалов для курсовых и дипломных работ;
· проводит обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности;
· обеспечивает и контролирует соблюдение студентами (практикантами) правил внутреннего распорядка, в том числе и времени начала и окончания работы;
· обеспечивает участие студента-практиканта в:
а) подготовке планов работы юридической службы (юрисконсульта);
б) проверке состояния правовой работы в подведомственных учреждениях, структурных подразделениях;
в) работе по заключению хозяйственных договоров;
г) проверке соответствия закону проектов приказов руководителя органа (учреждения, заведения);
д) работе по систематизации приказов, инструкций, положений и т.д., издаваемых в учреждении;
е) приеме населения, подготовке проектов решений и ответов на письма и жалобы граждан;
ж) подготовке заключений и справок по правовым вопросам, относящимся к ведению органа, учреждения, заведения;
з) проверке бухгалтерских и иных финансовых документов предприятий, связанных с заключением договоров и других гражданско-правовых сделок;
· налагает в случае необходимости приказом руководителя предприятия (учреждения, организации) взыскания на студентов (практикантов), нарушающих правила внутреннего распорядка, и сообщает об этом ректору института;
· несет полную ответственность за несчастные случаи со студентами, проходящими практики;
· вовлекает студентов в научно-исследовательскую работу;
· осуществляет учет работы студентов (практикантов);
· организует совместно с руководителем практик от института чтение лекций, бесед, проведение консультаций на правовые темы;
· осуществляет постоянный контроль за работой практикантов; помогает им правильно выполнять все задания; консультирует по конкретным вопросам и заданиям программ практик и индивидуальных заданий;
· контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов (практикантов) и составляет на них характеристики (отзывы), содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий,
об отношении студентов к работе, участии в общественной жизни;
· при необходимости принимает участие в работе по приему зачетов по практикам.