региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечило все, же отечественное сельское хозяйство Первоначально перед реформаторами сельского хозяйства в целом по регионам России стояла задача формирования производителей нового типа, т.е. ориентированных на рынок, способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру..Другой основной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрывало мотивационные стимулы к труду.
В связи с этим возник вопрос, связанный с введением частной собственности на землю. Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.
Процесс реорганизации коллективных хозяйств в регионах проходил в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», который предполагал следующие основные положения:
1. выбор колхозом (совхозом) формы собственности на землю;
2. определение списка лиц, имеющих право на земельный имущественный пай;
3. выдача свидетельства на право пользования землей;
4. объединение паев в ТОО, АО и прочие формы.
На первом этапе земельной реформы преобладал метод бесплатного наделения земельными участками новых землепользователей или закрепления участков за старыми землепользователями. Посредством среднерайонных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения.
Предполагалось, что второй этап реформы будет базироваться на механизме перераспределения участков между субъектами земельного права путем регулирования земельного рынка, т.е. в форме купли-продажи земельных участков или прав на их использование.
Первый сегмент земельного рынка – продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.
Второй сегмент– продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.
Что касается продажи земельных долей хозяйств, т.е. земли для сельскохозяйственных целей, то это сейчас стало основным пунктом разногласий при принятии Земельного кодекса в федеральных органах власти. Исходя из факта незначительного объема продажи паев, а также необходимости создания механизма перехода земель от собственников, неэффективно использующих сельскохозяйственные угодья, к другим, которые способны более рационально вести хозяйство, одна группа ученых и представителей властных структур предлагает ввести земельный рынок, ограничив его определенными условиями, в том числе:
- установлением дифференцированных по регионам максимальных размеров земельных участков, которые могут иметь в собственности физические лица; - ограничением на продажу земель, полученных бесплатно из государственного фонда;- предоставлением сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам только на основе аренд;- разрешением приобретать земли только лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в сельском хозяйстве.
Другая позиция заключается в том, что не может быть единообразным подхода к купле – продаже земли во всех регионах России в силу сложившихся традиций, законодательных актов, принятых на местах отдельными субъектами Федерации. Кроме того, необходимо четко представлять, кто может быть покупателем и продавцом земельных участков. Дальнейшее развитие региональных рынков земли должно идти, по мнению многих экономистов, в направлении предоставления собственникам земельных долей реального права распоряжаться ими по своему усмотрению, с ориентацией на крестьянина-хозяина; упрощения процедуры аренды земли, государственной поддержки региональных проектов улучшения земель, введения единого земельного налога и т.д.
До настоящего времени осуществление основных направлений реформы в российских регионах по своей сути не отличается. Однако постепенно в регионах, главным образом с учетом местных условий и возможностей, складываются новые модели экономики в аграрном секторе.
В современной экономике присутствуют положительные тенденции, эффективно действующие хозяйственные агенты начинают сами создавать условия для роста прибыли, активно воздействуя на других субъектов экономики. При этом критерии экономической эффективности, в рамках которых они действуют, переносятся в той или иной форме на предприятия, функционирующие в дополняющих и смежных сферах. Масштабы и темпы экономического роста при этом растут, а самое главное – преобразуется структура всей экономики.