Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В точке бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние системы, порождая новые возможные траектории ее развития.



Установка на активное силовое преобразование объектов уже не является эффективной. При простом увеличении внешнего силового давления система может не порождать нового, а воспроизводить один и тот же набор структур.

Но в состоянии неустойчивости в точке бифуркации часто небольшое воздействие – укол в определенном пространственно - временномлокусе способно порождать новые структуры и уровни организации.

Этот способ воздействия напоминает стратегии ненасилия, которые были развиты в индийской культурной традиции.

 

3. В стратегиях деятельности со сложными человекоразмерными системам возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностнорационального действия.

Сегодня все чаще комплексные исследовательские программы и технологические проекты проходят социальную экспертизу, включающую этические компоненты.

В западной культурной традиции долгое времядоминировал идеал истинного знания как самоценности не нуждающейся в дополнительных этических обоснованиях(когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал: сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения).

Принципиально иной подход характерен длявосточной культурной традиции. Там истина не отделялась от нравственности, и нравственноесовершенствование полагалось условием и основанием для постижения истины.

Например, один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнекитайской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь.

Новый тип рациональности, который сегодня утверждается в науке и технологической деятельности, резонирует с древневосточными представлениями о связи истины и нравственности.

Точки роста новых ценностей возникают не только в этике и науке, но и в других сферах культуры. Например, в сфере религиозного сознания.

Например, американские протестантские теологии выдвигают предположения, что Бог еще не закончил творение мира, он творит его до сих пор. В этом смысле мир не просто создан Богом, а он как бы со стороны на него смотрит и за ним наблюдает. Бог – соучастник этого процесса, и сумма зла, творимого людьми на земле, тоже оказывает влияние на этот процесс. Возникает представление о том, что человек ответственен за космическую эволюцию и влияет на нее добром или злом.

Разумеется, надо посмотреть, как меняется политическое сознание, и какие точки роста новых ценностей возникают. В свое время У. Черчилль говорил, что демократия обременена множеством недостатков, но ничего лучшего человечество пока не придумало.

Демократия действительно обеспечивает эффективное управление сложными социальными системами, поскольку предполагает наличие обратной связи, корректирующей управленческие решения.

Но в условиях быстрых перемен социальной жизниначинают обостряться и изъяны демократии. Прежде всего, то, что нет механизма учета мнения меньшинства на демократических выборах и учета его мнения в процессе принятия решения.

В современных условиях, по мнению Степина, демократия ориентирует власть больше на решение тактических, чем стратегических задач. Президент избирается на 4 года, максимум на 8 лет и он, естественно, думает о том, что можно сделать за этот короткий срок. По мнению Степина, должна быть ответственность перед природой, перед будущими поколениями, а не просто сиюминутная борьба за голоса избирателей.

На переломном этапе развития цивилизации требуется новая система ценностей. И это возможно лишь при диалоге культур, но это отнюдь не желание создать мир, где бы все культуры были одинаковы, чтобы мир был в неком устойчивом положении.

Диалог культур – это условия поиска такой системы ценностей, которая изменит стратегию современного развития. Если в результате переклички культур, их диалога будут возникать новые ценности, отличные от традиционалистских, и от техногенных, то это откроет перспективы для новых стратегий развития. Для этого понадобиться духовная революция, сопоставимая с той, которая прошла в эпоху Ренессанса и Реформации.

Это наиболее благоприятный, хотя и наиболее трудный для реализациисценарий цивилизационного развития. Существуют и другие сценарии. Менее благоприятные и просто катастрофические. В настоящее время процессы глобализации протекают не как равноправный диалог культур, а как одностороннее воздействие современных Западный ценностей и идеалов потребительского общества на другие культуры.

 

Стремление стран-лидеров западного мира сохранить свое доминантное положение может стимулировать консервацию существующего положения дел и активную защиту ценностей техногенной цивилизации.

В этих условиях формирование новых мировоззренческих ориентаций может блокироваться противодействием экономических и политических властных структур. Поэтому ответственность стран-лидеров Запада за судьбы человеческой цивилизации после выигрыша или холодной войны резко возросла.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему ответ на вопрос о том, куда идет Россия не может быть однозначным?

2. Что означает расширительное толкование категорического императива Канта?

2. Два типа цивилизации: традиционная и техногенная. Назовите достоинства и недостатки.

2. К какому типу цивилизации относится Россия и почему?

3. Сложность становления постзападной цивилизации?

4. Что представляют собой человекосоразмерные системы и какую роль в них играет синергетика?

5. Что вы понимаете под диалогом культур?

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.