Проблема цивилизационного выбора России связана с более сложным полем проблем, которая имеет непосредственное отношение к развитию человеческой цивилизации.
Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими.
Представители гуманитарных наук пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития.
Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие.
Проблема цивилизационного выбора России связана с более сложным полем проблем, которая имеет непосредственное отношение к развитию человеческой цивилизации.
Вопрос о том, куда идет Россия(«Камо грядеши, Россия?»)становится особой частью вопроса: куда идет человечество?
Ответ на эти вопросы не могут быть строго однозначными. Только для очень простых систем, стабильно воспроизводящих свои состояния, предсказания могут быть строгими.А социально-исторические процессы относятся к иному более сложному классу систем, чем механические. И когда ставится задача предсказать состояние сложного исторического процесса, то даже при наличии тенденций его развития выстраивается несколько сценариев будущего.
Какой из них реализуется, заранее определить невозможно, так как превращение потенциальных возможностей в действительность зависит от множества факторов, в том числе и от случайных.
Ретроспективно, глядя назад, на уже свершившуюся историю, можно указать причины, почему реализовался тот или иной сценарий развития,и раскрыть логику этого развития. Но, глядя вперед и делая прогнозы, мы принципиально можем обозначить лишь веервозможностей и в лучшем случае определить, какое из них более, а какое менее вероятны.
Предсказания характерны не только для естественных, но и для многих социальных наук. В синергетике, которая изучает сложные, нелинейные процессы самоорганизации, доказывается, чтокачественные преобразования исторически развивающихся систем в точке бифуркации, как правило, описываются спектром возможных сценариев.
Для обсуждения проблем будущего цивилизации нужно предварительно ввести понятие типов цивилизационного развития.
Известна концепция мировых цивилизаций, предложеннаяАрнольдом Тойнби. Он выделил и описал 21 цивилизацию, которые существовали в человеческой истории.
При всей их разнообразности, их можно разделить на два больших типа –традиционалистский тип цивилизации и цивилизацию, которую часто называют западной.
Директор института философии РАН, академик РАН В.С. Степинназывает эту цивилизацию техногенной, так как в ее развитии определяющую роль играют поиск и применение новых технологий (не только производственных, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций)
Техногенная цивилизация родилась в Европе примерно в 14-16вв. Ей предшествовали две мутации традиционных культур. Это - культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья.
Синтез их достижений в эпоху Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизация. На протяжении жизни одного поколения радикально меняется предметная среда, вместе с ним тип социальных коммуникаций, отношений людей.
Динамизм техногенной цивилизации разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ.
Система ценностей, характерная для техногенного развития, включает в себя особое понимание человека и его места в мире. Человек, прежде всего существо деятельностное, которое противостоит природе и подчиняет ее своей власти.
Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, и ее не было в традиционных культурах.
Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «У-ВЭЙ»,который провозглашал идеал минимального действия,основанного начувстве резонанса ритмов мира (древнекитайская притча о «мудреце», который пытаясь ускорить рост злаков, стал тянуть за верхушки и вытянул их из земли, наглядно иллюстрировала, к чему может привести нарушение принципа « У-ВЭЙ»)
Таким образом, традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных культурах такое понимание доминирует.
Среди базисных ценностей техногенной культуры - понимание природы как неорганического мира, который представляет собой материал и ресурсы для человеческой деятельности. Предполагалось, что это ресурсы безграничны.