Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аксессуары для режиссерской игры (маленьких кукол)



Становление режиссерской игры начинается на 3-4 году жизни, когда у ребенка в достаточной степени развивается моторика, и он уже в состоянии объединять различный игровой материал единым сюжетом. Игры с маленькими куклами и их атрибутами способствуют развитию наглядно-образного мышления и расширяют представления ребенка: ведь опускаясь на уровень куколки, и создавая для нее ландшафт, малыш может видеть открывающийся вид из леса, следить, как меняется пейзаж по мере продвижения машины или пешехода.

Таким образом, для режиссерской игры транспорт, ландшафт, дом и т.п., т.е. то, что обеспечит масштабность и динамику игрового сюжета, имеет особое значение. В первую очередь маленьким куколкам нужен дом, лучше, если он будет разделен на несколько комнат или этажей. Хорошо, если в дополнение к дому будет небольшой садикилиигрушечная площадка с качелями. При этом, совсем не обязательно покупать кукольный дом в магазине. Созданный своими руками он обычно вызывает у детей больший эмоциональный отклик. К тому же, благодаря такому проектированию и воплощению задуманного будут развиваться творческие способности ребенка, мышление и воображение, мелкая моторика.

Обычно дома продаются со всей необходимой мебелью. Здесь важно помнить, что переизбыток, как мебели, так и всевозможной утвари только ограничит игру. Без чего действительно не обойтись? Во-первых, поскольку количество кукол здесь может быть большим(как минимум – семья), то и кроваток должно быть несколько (в том числе колыбелька для младенца). Важными являются так же стол, стулья, диван, шкаф, ванночка, посуда. Все это должно подходить по размеру выбранным куколкам.

Для режиссерской игры в дошкольном возрасте многообразие кукольной одежды не представляет острой необходимости: во-первых, сами куклы могут не предполагать такого аксессуара (например, куколки, с нарисованной одеждой), во-вторых, куклы могут быть в одежде, которая не снимается, и в-третьих, особенность режиссерской игры такова, что отсутствием определенной одежды ее сложно испортить.

Особенное значение для режиссерских игр приобретают транспорт и ландшафт. Куклы могут ездить друг другу в гости и путешествовать в «далекие края», по пути созерцая красоты природы. Для «путешествий» нужно подбирать транспорт, подходящий по размеру и сюжету: либо это будет машинка для одной куколки, либо для всей семьи, а может быть, автобус или поезд.

Ландшафт можно создавать самому, используя обычный подручный материал: лоскутки ткани (озера и луга), веточки с листиками или хвоей (деревья), камешки (скалы), палочки или ленточки (дороги и тропинки). Ландшафты можно и купить: они продаются как отдельные наборы деревьев и кустиков, целых деревень или городов. Часто они так и называются – «Набор для режиссерской игры», и включают в себя не только дома, административные здания (больницу, школу, библиотеку), деревья, но даже маленьких человечков. Кроме того, они продаются с наборами конструкторов и других игр. Часто интересный ландшафт можно встретить совсем в неожиданной игрушке, например, настольной игре. Любые игрушечные деревья, карты с изображением местности и т.д. – все это с успехом можно использовать для разнообразных режиссерских игр. Это будет способствовать развитию воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, это ситуация планирования местности в игре, ведь на такой ландшафт мы смотрим сверху.

Как выбирать.

При выборе атрибутов, как для больших, так и для маленьких кукол, в первую очередь следует обращать внимание на качество и прочность изделий. Эти свойства очень важны для игры - ведь так обидно когда любимая кукольная кроватка ломается, а в ванночке невозможно никого искупать, потому что у нее щели, из которых льется вода.

Немаловажен также материал, из которого изготовлены аксессуары. Лучше отдавать предпочтение естественным материалам – дереву и натуральным тканям. Предметы, созданные из них, имеет приятную фактуру и запах, и развивают сенсорное восприятие малыша. Эта рекомендация не относится к атрибутам, которые используются в контакте с водой (большие и маленьким ванночки для купания, тазики и кухонная утварь). Они должны быть из металла или пластмассы. Особое значение сковородки кастрюли приобретают для ролевой игры. Покупая такую посуду, нужно иметь в виду, что ребенок, скорее всего, будет в нее и воду наливать, и всевозможные супы-каши готовить. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми.

При покупке таких атрибутов сюжетной игры, как кухонная плита, утюг, весы и пр., нужно помнить: они покупаются для игры! Современные игрушки с электронной начинкой (миксеры с надписью «Mulinex» или стиральные машины «Indezit», которые работают), - фактически уже не игрушки. Они не выполняют свою главную игрушечную функцию – замещение реальных предметов. Для игры нужны не полные аналоги «взрослых» предметов, а их символы – и чем проще и обобщенней они будут, тем лучше. Выбирая одежду для куклы, обратите внимание на ее застежку. В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а позже – одевать. Поэтому хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями.

Для игрушечной прогулочной коляски важен ремешок. Покупая коляску необходимо обращать внимание на ее прочность. Дело в том, что всевозможные пластмассовые коляски часто не выдерживают уличных прогулок. К тому же часто дети сами любят в них садиться. Поэтому лучше если у коляски металлический каркас и резиновые колеса, а сама она сделана из брезента или другого прочного материала. Конечно, такие коляски стоят дороже, но зато они не развалятся на первой же прогулке, а при рождении следующего малыша не придется покупать новую.

Сейчас в игрушечных магазинах продается огромное количество кукольных домов со всеми мыслимыми и немыслимыми принадлежностями (чего стоит одна только туалетная бумага или рулон бумажных полотенец для кухни). Дом – очень важен для полноценной режиссерской игры, поэтому к его выбору нужно отнестись со всей серьезностью. Главное для дома – его прочность. Немаловажную роль играет цвет, и розовый – не лучший из них (имеется в виду, конечно, ядовито-розовые кукольные дома, внутри которых такого же цвета мебель). Выбор должен быть в пользу натуральных оттенков.

 

Транспортные игрушки

У детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет) игрушечный транспорт призван способствовать социально-эмоциональному развитию ребенка. Разыгрывая сюжеты с участием грузовых и легковых машин, поездов и пароходов, ребенок примеряет различные социальные роли, связанные с транспортом, учится сопереживать, одушевляя свои игрушки на колесах. На первый план выходит социальная роль транспорта, его участие во взаимодействии людей.

Для сюжетно-ролевых игр лучше всего подходят крупные транспортные игрушки. Значимыми критериями для них являются большой, удобный для манипуляций, размер игрушки и наличие персонажа и места для него. Также важно, чтобы транспортная игрушка была узнаваемой, но не была перегружена дополнительными, отвлекающими внимание ребенка деталями. Машинка, поезд или самолет для дошкольника должны сохранять достаточную степень условности, чтобы ребенок мог использовать свое воображение для их одушевления. Хорошие «ходовые» свойства и устойчивая конструкция – также обязательные условия. Именно плохое техническое исполнение игрушки, в целом, или отдельных деталей, часто закрывает возможности игры в этом возрасте.

Игрушечный транспорт- конструктор имеет ряд особенностей. Во-первых, такая игрушка может служить как для простого конструирования, так и для сложных сюжетных игр в старшем дошкольном возрасте. Во-вторых, благодаря тому, что машинка или паровозик собирается из отдельных частей, ребенок может сам, в соответствии с тем, в какую игру он играет, изменять вид и назначение своего транспортного средства, прибавляя или убавляя какие-либо детали.

Игрушечные транспортные системы- необходимый атрибут режиссерской игры, расвет которой также приходится на дошкольный возраст. Малышам, начиная с 3-4-х лет, будут интересны тематические наборы небольших машинок, объединенные под различными названиями («Пожарная часть», «Милиция», «Скорая помощь»). При этом, лучше выбирать такие, в которые кроме игрушечной техники входят фигурки людей. Ребятам постарше будт интересны такие наборы со сложной системой дорог, с функциями конструктора (несколькими вариантами сборки).

Игрушечная железная дорога, будь она деревянная, пластмассовая или металлическая, должна быть максимально «открытой», т.е. должна предусматривать хотя бы несколько вариантов игры. Для этого в ней, кроме возможности по-разному разложить рельсы, обязательно должны быть открытые вагончики, чтобы ребенок мог в них посадить или положить другие игрушки. Также желательно, чтобы не пустовало место машиниста в головном вагоне - поезд обязательно должен кто-то вести. Электрическая железная дорога приемлема только в том случае, если она предполагает возможность механического перемещения поезда самим ребенком и позволяет ему самому направлять движение.

 

Игры с правилом

Игры с правилом– особый вид игровых материалов. Игра с ними предполагает определенный алгоритм действий, направленный на достижение конкретной цели, а значит, соответствующие правила, обязательные к выполнению. Осознанно подчиняясь этим правилам и удерживая их благодаря игровому мотиву, ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями.

Существует можество разновидностей игр с правилом. Являясь важным инстументом развития волевой регуляции, все они имеют также определенные игровые задачи, в процессе достижения которых, в зависимости от конкретной игры, тренируется память, внимание, мышление, моторная ловкость и пр.

Игры с правилом для детей бывают самыми разными как внешнему виду и размеру (от миниатюрных бирюлек до напольных игр как, например, «твистер»), так и по уровню сложности (от самых простых «ходилок» до сложных стратегических и словесно-логических игр, таких как «монополия» и «сраббл»). При этом большинство из них все же относится к настольным играм, то есть к таким играм, в которые играют за столом.

Для детей от трех лет подойдут элементарные разновидности лото и домино. Познавательную активность развивают игры типа «Кто, где живет» (карточки с изображением животных нужно разместить на соответствующем поле), «Времена года», «У кого какой малыш», «Профессии» и т.п. Для развития внимания хороши игры, где нужно находить и классифицировать предметы по контуру («Путаница», «Где спрятались зверушки».), и отгадывать предмет по его части («Крылья, лапы и хвосты»). Лото, в котором объекты объединяются по определенному признаку («Магазин», «Подбери картинку», «Путаница» и т.п.), служат развитию логического мышления, речи, тренируют память. Игры домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои. Карточки с точками по количеству от «пусто» до шести больше подходят школьникам. Игроки должны фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

Большая часть вариантов лото и домино подходит для совместной игры детей друг с другом. Но особенно большим потенциаломдля социального развития обладают настольные игры, предполагающие определенный сюжет. Некоторые из них носят более соревновательный характер, другие, наоборот, учат делиться и помнить о партнере. В любом случае, такая игра для этого возраста должна иметь ясную игровую задачу и простые правила ее выполнения. Также важно, чтобы образы героев игры были яркими и хорошо знакомыми ребенку. Особенно хороши с этой точки зрения традиционные «игры-ходилки» с участием героев сказок и популярных мультфильмов – такие как «За грибами в Простоквашино», «Приключения зайца и волка», «Чехагор» (зарубежные аналоги - «Доктор Ежик» «Маленький сад» Haba; «Выдерни морковку», «Крот ищет друзей» Ravensburger)

Для совместных игр младших дошкольников подойдут также настольные игры, развивающие ловкость и координацию. На рынке представлено множество подобных игр, которые можно условно поделить на несколько типов. Первый - игры, в которых нужно «вылавливать» предметы (Бирюльки, различные виды «Рыбалок» - магнитные с крючком и пр.), они развивают мелкую моторику, легко могут быть включены в сюжет ролевой или режиссерской игры. Второй тип игр предполагает соревнования на меткость (в них различные предметы при помощи трамплинов нужно закинуть в ячейки на поле). Самая известная из таких игр отечественная «Летающие Колпачки», в ней один трамплин и колпачки разного цвета.

Существует также множество настольных игр на координацию и ловкость, в которых участникам предлагается найти нужный баланс частей конструкции, или, наоборот, - требуется его не нарушить.

Из напольных игр с правиломдетям от трех лет подойдут кегли, кольцеброс,безопасный аналог игры вдартс.

Детям от пяти лет адресована большая часть дидактических настольных игр для дошкольников. В этом возрасте такие игры с правилом могут сыграть значительную роль в подготовке ребенка к школе.

Домино и лото типа «Что где растет?», «Едет, плавает, летает» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту обитания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный).

Кстати, дидактическую игру для освоения категоризации, соотнесения и запоминания изображений и слов легко придумать и сделать самим.

Настольно-печатные игры в ненавязчивой форме познакомят детей с буквами («Гу-ди ма-ши-на! - рисуем и читаем по слогам», «Азбука», «Телефон-волшебник»). Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей («Что сначала, что потом?»), учат построению связного рассказа. В ходе игры, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учится рассуждениям. Подготовиться к решению математических задачпоможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Пригодится для математических игр на столе «счетные палочки Кюизенера» - наглядный материал для освоения счета.

Еще один важный навык, необходимый в школе – умение быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны. Научиться ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или попросту «игра-ходилка», в правилах которой заложена необходимость выбирать направление и отсчитывать нужное количество клеточек или кружочков. Такие игры развивают и другие важные для будущего школьника навыки и умения. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать нужное количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила развивают произвольность. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления. «Игр–ходилок» для детей старшего возраста очень много, в продаже помимо проверенных годами отечественных игр «Золотой ключик», "Красная шапочка" «Гномики», «Лесные гонки», появились также новые, увлекательные зарубежные игры («Снеговик», «Остров контрабандистов» Haba, «Лабиринт», Ravensburger, «Приключение в джунглях» Tomy и др.)

Существует также множество настольных игр, развивающих тонкую моторику и сенсорику руки. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их. Для тренировки графомоторных навыков также очень полезна игра Магнитный лабиринт (игрушка представляет собой лабиринт, покрытый оргстеклом, задача – магнитной ручкой вести по нему шарик). Пригодятся для развития мелкой моторики и другие настольные игры с шариком: игры на ловкость и меткость – настольный хоккей, пальчиковый футбол, традиционные плоскостные лабиринты с шариком и т.п.

Дорожки для шариков, которые выстраиваются и используются по определенным правилам и мини-кегельбаны предполагают создание оптимальных условий движениядля достижения желаемого результата. Такие игры очень полезны для развития как моторики, так и мышления.

Для более активных и подвижных игр с правилом пригодятся детские аналоги игр в гольф, кегли, дартс, баскетбол и пр.

 

Книжки

 

Книжки в младенческом и раннем возрасте выполняют функцию, скорее, игрушки. Чтению взрослого, малыши предпочитают совместное рассматривание, свободный рассказ по картинкам. Для детей дошкольного возраста книжки становятся, в первую очередь, носителем интересного повествования, сюжета. Таким образом, при выборе книжек для этого возраста, особое внимание следует уделять не только иллюстрациям и внешним особенностям, но и содержанию.

Для трехлетнихдетей подойдут самые простые и любимые народные сказки про животных: Репка, Колобок, Курочка Ряба. Эти сказки – замечательный пример народной педагогики. В их сюжете, в интересной для малыша и доступного его пониманию форме, содержится нравственно-воспитательный подтекст и элементы, дающие ребенку представление о размерах и других свойствах и особенностях окружающих его предметов и живых существ.

Начиная с трех лет малышам можно начинать читать объемные поэтические произведениядля детей Чуковского, Маршака, Хармса. Лучше, если такое чтение будет соотноситься с игрушками, которые есть у малыша и играми, в которые вы с ним играете. Для того, чтобы понять и «проникнуть» в содержание, ребенку этого возраста важно, чтобы в сказке фигурировали хорошо известные ему люди, животные и события.

К четырем годам объем знаний и словарный запас ребенка уже достаточно широк для того, чтобы предложить ему не только сказки про животных подлиннее (Коза и семеро козлят, Три поросенка, Маша и медведь), но и волшебные сказки. Это могут быть русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка» и т.п, а могут быть и зарубежные сказки, такие как «Белоснежка и семь гномов», «Златовласка», «Бременские музыканты». Подойдут малышам и авторские сказки в специальной адаптации для детей дошкольного возраста, например, сказки Андерсена.

Для шести - семилетних ребят подойдут самые разнообразные по сюжетам и жанрам книжки. Для чтения вслух следует выбирать толстые сборники без картинок. В этом возрасте ребенок уже в состоянии представить себе практически любую деталь без иллюстрации. Именно такое самостоятельное фантазирование по ходу текста приносит ребенку пользу – развивает его фантазию и творческие способности. При этом, для самостоятельного чтения и рассматривания обязательно нужны книжки большого формата с богатыми иллюстрациями и крупными буквами.

 

Мозаики

 

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток ит.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересно физическое явление магнита и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику).

В этом же возрасте можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Особую актуальность такая мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем, разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрис-мозаиками требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.

В этом же возрасте ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики – термомозаику. Она представляет собой набор из множества деталей разных цветов, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками (т.е. каждая деталь надевается на ножку поля). Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение.

 

Наборы для творчества

Набор для творчества, как правило, представляет собой комплект специально подобранных материалов для создания детских поделок. Часто конечный продукт может иметь практическое применение в повседневной жизни ребенка (так, существуют наборы для создания украшений, всевозможных пеналов, шкатулок, копилок и даже мыла), что создает дополнительную мотивацию для работы с ними. При этом, наборы для творчества, в отличие от материалов для творчества, обычно предполагают создание какого-либо объекта по образцу, и имеют малую вариативность использования.

Специальные наборы для творчества можно предлагать ребенку начиная от 5 лет. Как правило, к этому времени малыш может выполнять многоступенчатые действия, требующие удержания цели, у него формируются необходимы моторные навыки. Мотивом деятельности часто служит уже не сама работа с материалом, а некая внешняя цель. Например, ребенок может лепить из глины или заливать в форму гипс, с тем, чтобы затем сделать из готовых элементов постройку или собрать бусы. Эту тенденцию к поиску новых задач в ребенке необходимо поощрять, поскольку именно она является основой дальнейшего развития произвольности. Важно также в дополнение к старым, постоянно вводить новые материалы, требующие иного способа действия.

Для 5-6-ти летних ребят подойдут «открытые» наборы для творчества, предполагающие возможность самостоятельного действия ребенка.

Разнообразить занятия рисованием помогут наборы для рисованияс трафаретами, штампиками, наклейками, магнитные доски со специальными карандашами, «водные» раскраски и т.п.

Для работы с готовыми цветными фигурами подойдут наборы для аппликации на пробке. Обычно, в комплект входят: пробковая панель, деревянный молоточек, набор деревянных деталей, набор металлических гвоздиков с крупными круглыми шляпками. В каждой детали уже есть отверстие для блестящего гвоздика, ребёнок выбирает образец и, подобрав соответствующие фигурки, прибивает их молоточком на панель, при этом, возможно и самому придумать и создать различные композиции, картинки или орнаменты. Особенно такой набор понравится мальчику, ведь ему придется действовать с «настоящими» инструментами!

Набор с формочек и инструментов для лепки в комплекте со специальной пластической массой (или без) позволяет ставить интересные опыты — исследовать свойства материалов (того, что в наборе и других). В комплект могут входить в разных сочетаниях: доска для лепки, пластиковый нож, деревянный молоточек, деревянная скалка, формочки для заполнения, формочки для вырезания

Хорошо осваивать с помощью специального набора и лепку из глины. В таком наборе скульптурная глина нужной консистенции дожидается юного скульптора в герметично закрытом пакете. Подробные инструкции с фотографиями и рисунками доступно объяснят, какую часть материала нужно отделить и как изменить ее форму, чтобы получился соответствующий образцу результат. Часто в комплекте имеются контуры деталей в натуральную величину, к ним можно прикладывать то, что получается, для контроля. Действуя по образцу, малыш быстро научится действовать с материалом самостоятельно.

Среди наборов для создания витражей встречаются более закрытые, в которых творчество ребенка ограниченно готовым контуром на пластиковой основе для раскрашивания. Наилучший вариант - набор, в котором ребенок должен сам нарисовать контур и затем закрасить «окошки». Такие наборы почти всегда содержат образец, который предлагается переносить на прозрачную основу — однако, делать это, или сами придумать картинку, решать Вам и малышу.

Доступны операциональным возможностям пятилетнего ребенка также наборы для изготовления свечей. Часть из них предлагает создавать свечи из цветного гранулированного парафина, насыпая его слоями в специальный стаканчик. В другой части в подобный стаканчик, предварительно наполнив его всевозможными украшениями — ракушками, листочками, песком, предлагается заливать специальный гель. Оба варианта наборов допускают реализацию собственных идей ребенка с привлечением дополнительных материалов или без.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.