Период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.
Образные игрушки
К образнымотносятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
Для детейот трех до шести лет образные игрушки становятся партнерами по игре. На них, также как и на себя, ребенок примеряет различные социальные и сказочные роли, проигрывает с их помощью пережитые впечатления, сказки и мультфильмы. Такая игра называется сюжетно-ролевой, она является важнейшим этапом развития ребенка. Не менее важны игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, в которых ребенок уже не участник, а режиссер событий. Такой вид игры называется режиссерским, его становление также приходится на этот возраст.
«Игрушки-подружки»- животные и куклы с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью. Плюшевые мишки, киски, собачки и куклы небольшого размера (от 30 до 50 см) с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые». Важные особенности такой игрушки – незавершённость, открытость для любых превращений, беспомощность, предполагающая заботу и уход со стороны ребенка.
Простые маленькие куколки понадобятся малышу для режиссерской игры. Такие куколки могут быть из разных материалов, важно, чтобы у них двигались ручки и ножки. Они должны уметь садиться за стол, качаться на качелях, бегать, танцевать и т.д. Подойдут небольшие тряпичные куколки, пластмассовые или резиновые, деревянные фигурки с подвижными конечностями на резинке или шениле.
Куклы неопределенного пола и возраста (без лица) – максимально условные и за счет этого они открыты для самых разных действий. Это могут быть небольшие народные узелковые куклы или авторские куклы ручной работы. Оживляя таких кукол с помощью своего воображения, ребенок может вкладывать в них разные характеры, настроение.
Пальчиковые куклы и куклы для театраиспользуются для игр – драматизаций. С их помощью ребенок может показывать небольшие спектакли, в качестве зрителей привлекая другие игрушки или взрослых. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение. Пальчиковый театр особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Мелкие фигурки животных - необходимый атрибут режиссерских игр. Обычно они продаются в наборах под тематическим названием «ферма», «зоопарк», «жители леса» и т.п. Лучше если у ребенка будет несколько таких наборов, чтобы отобразить все богатство животного мира.
Наборы кукол разного пола и размера необходимы ребенку для разыгрывания различных сюжетов, в первую очередь «семейных». Кроме того, в наборе должны быть куклы, походящие для сказочных сюжетов, игр с транспортными игрушками, олицетворения разных профессий.
Куклы, изображающие людей разных этнических групп отражают особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам. Такие игрушки, моделирующие иной образ жизни, будут способствовать воспитанию толерантности и обязательно пригодятся в игре в качестве персонажей восточных сказок или жителей «далекой Африки».
Кукольное хозяйство
Кукольные аксессуарывключают в себя всевозможные приспособления для «кукольной жизни» - расчески и флакончики «духов», посуду и мебель, ванночки и полотенца, и, конечно же, дома с соответствующей обстановкой, начиная от унитаза и раковины и заканчивая столовыми приборами. Кукольные атрибуты необходимы для полноценной детской игры. Они помогают малышам найти и удержать сюжет, придают игре динамику и особую «реалистичность». В то же время, в раннем и дошкольном возрасте, слишком большое их количество ограничивает игру, сводит ее к набору действий по применению всех предметов, и может затормозить развитие воображения и мышления ребенка.
Аксессуары для кукол делятся на две большие группы по размеру и назначению. Миниатюрные - для режиссерской игры, в которой ребенок, как режиссер, выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный), с несколькими небольшими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Побольше - для более крупных игрушек, предназначенных для ролевых игр, в которых ребенок сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д.
Аксессуары для «друзей» малыша (крупных кукол)
По мере взросления и развития ребенка кукла, вместе с малышом, начинает «жить полноценной социальной жизнью», поэтому к 4-6-тигодам разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Из мебели - появляются шкаф для одежды, стол со стульями для чаепитий, из посуды - кухонная утварь, дополнительный сервиз для гостей. Кроме того, возникает необходимость в кухонной плите, утюге, весах… Одежды по-прежнему не должно быть много, но поскольку появляется любимая кукла, приходит потребность делать все вместе с ней. Это значит, что на ночь игрушечному другу или подруге нужна пижама или ночная сорочка, для готовки – фартук, а чтобы встречать гостей – нарядное платье или костюм. Если кукла – девочка, для того, чтобы ей волосы заплетать и прически делать, нужны расческа и заколки.
Коляска – очень важное транспортное средство для сюжетной игры. Настоящая мама всегда возит своего малыша в коляске. Неотъемлемой частью спальной коляски является матрас и постельные принадлежности– простынка, одеяло, подушка; «конверт» для пупса.