Характеристику межличностных отношений детей старшего школьного возраста можно получить только эмпирическим путем.
Целью экспериментального исследования является психологическая характеристика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Базу исследования составили: 28 воспитанников подготовительной группы МДОУ «Детский сад №2» г. Рязани во возрасте 6-7 лет. Из них: 15 мальчиков и 13 девочек.
Гипотеза исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста формируются неравномерно.
Методики исследования:
- социометрическая методика;
- метод вербального выбора;
- беседа о дружбе и о мотивах выбора друга;
- наблюдение за поведением детей;
- рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака.
Совокупность выбранных методик позволит наиболее точно охарактеризовать межличностные отношения в группе дошкольников.
Рассмотри этапы проведения эксперимента более подробно.
С целью определения круга значимого ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам, мы провели социометрическую методику «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской).
В ходе исследования каждому ребенку предлагалось посмотреть на два нарисованных на листе бумаги домика и представить себе, что красный домик принадлежит ему, в нем много красивых игрушек и можно пригласить сюда всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Ребенку необходимо было подумать и решить, кого из ребят своей группы он пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике. Ответы детей заносились в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту.
Таким образом, каждому воспитаннику присваивался порядковый номер, который являлся одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволила нам выявить его положение в группе, то есть социометрический статус.
Анализ социоматрицы показал, что в экспериментальной группе можно выделить следующие типы социометрического статуса:
-«популярные» получили в два раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов;
-«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды») ;
-«пренебрегаемые» или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
Анализируя результаты данной методики, мы можем судить о том, что в подготовительной группе дошкольников из 28 детей 6 детей имеют статус «звёзды», 19 человек — «предпочитаемые», 2 человека оказались «отвергаемыми», а «игнорируемые» дети - 1 человек (рис. 1). В группе имеются устойчивые микрогруппы, состоящие их 4–5 детей, которые могут объединяться и организовать совместную игру.
Рисунок 1 – Результаты социометрического исследования
Как видно из данного рисунка, большинство детей находятся в числе «предпочитаемых» для общения, что говорит о достаточно сложившемся уровне межличностных отношений. В тоже время, тревожным является тот факт, что трое детей: 2 отвергаемых и 1 игнорируемый находятся вне зоны данной межличностной коммуникации, то есть имеют место быть проблемы в сфере межличностных отношений старших дошкольников.
Для уточнения полученных результатов нами был проведен метод вербальных выборов.
В индивидуальной беседе мы задавали ребенку следующие вопросы:
1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем никогда не станешь
2. Кого бы ты позвал к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь
3. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом, а с кем нет
В результате беседы каждый ребенок в группе получил определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. На основе этих данных нами была составлена социоматрица, отражающая предпочтения каждого воспитанника. Результаты данного исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты методы вербального выбора
По результатам данной методики, в группе сверстников оказалось больше детей со статусной категорией «популярный» и «предпочитаемый». В целом результаты двух диагностик не имеют кардинальных различий.
На протяжении всего эксперимента осуществлялось наблюдение за детьми.
Результаты наблюдения позволили выделить следующие показатели дружбы между дошкольниками:
- предпочтение, симпатия, сочувствие, и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
- проявление заботы о товарищах по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры;
- помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для других детей, группы), желание выручить товарища;
- способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовлетворение;
- выражение дружеских взаимоотношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);
- дружеские взаимоотношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Совокупность результатов по методу наблюдение
Как видно из данного рисунка у детей в наибольшей степени сформированы навыки предпочтения в дружбе, выражение дружеского отношения по собственному убеждению, дружеские отношения не только в присутствии взрослых, но и без них.
Результаты беседы с детьми о дружбе и мотивах выбора друзей показали, что в группе 18%, испытуемых показали высокий уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети на первое место выдвигали личные качества друга, группы товарищей, вместе с тем они мотивировали выбор друзей и совместными интересными играми, успешным совместным трудом, называли положительные игровые и трудовые качества.
59% испытуемых в группе показали средний уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети мотивировали выбор друзей в первую очередь интересом к совместной игровой деятельности.
Низкий уровень сформированности мотивов выбора друзей выявлен у 23% дошкольников в группе, т.е. дети называли какие-то очень общие и примитивные показатели дружеских взаимоотношений, иногда они, характеризуя товарища, указывали какой-то конкретный случай.
Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты беседы сформированности мотивов выбора друзей
Таким образом, видно, что большинство детей – более половины показали средний уровень мотивов выбора друзей, что в данной возрастной группе можно считать хорошим результатом.
Кроме того, результаты экспериментального исследования показали, что избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет были построены в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.). Между некоторыми детьми установились особо дружеские отношения: они предпочитали играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами.
Последней используемой нами методикой стал рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака. Целью методики является выявление проблем у ребенка, влияющих на отношения с другими детьми. Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.
К проблемным формам межличностных отношений относятся: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость. Выявление данных проблемных форм дает возможность понять некоторые причины «популярности» одних детей и «непопулярности» других детей в группе. Этот метод позволит нам дополнить данные предыдущих исследований.
Мы определили, что у 5 детей присутствуют элементы демонстративного поведения, у 7 детей — агрессивности, у 3 детей — обидчивости и у 2 детей преобладают формы застенчивого поведения (рис. 5).
Как видно из данного рисунка, наиболее проблемными формами межличностных отношений в анализируемой группе являются демонстративное поведение и агрессивность. Данные факторы обусловлены возрастными характеристиками.
Рисунок 5 – Результаты определения проблемных форм
межличностных отношений
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что в целом, межличностные отношения воспитанниками подготовительной группы детского сада №2 г. Рязани можно охарактеризовать как сформировавшиеся (с учетом особенностей возраста испытуемых). В тоже время, результаты исследования говорят и о наличии проблем в данной сфере, связанных, прежде всего, с наличием в группе детей, относящихся к категории «игнорируемые и отвергнутые», а также наличием проблемных форм межличностных отношений, таких как демонстративное поведение, агрессивность, обидчивость, застенчивость.