Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста



Характеристику межличностных отношений детей старшего школьного возраста можно получить только эмпирическим путем.

Целью экспериментального исследования является психологическая характеристика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Базу исследования составили: 28 воспитанников подготовительной группы МДОУ «Детский сад №2» г. Рязани во возрасте 6-7 лет. Из них: 15 мальчиков и 13 девочек.

Гипотеза исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста формируются неравномерно.

Методики исследования:

- социометрическая методика;

- метод вербального выбора;

- беседа о дружбе и о мотивах выбора друга;

- наблюдение за поведением детей;

- рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака.

Совокупность выбранных методик позволит наиболее точно охарактеризовать межличностные отношения в группе дошкольников.

Рассмотри этапы проведения эксперимента более подробно.

С целью определения круга значимого ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам, мы провели социометрическую методику «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской).

В ходе исследования каждому ребенку предлагалось посмотреть на два нарисованных на листе бумаги домика и представить себе, что красный домик принадлежит ему, в нем много красивых игрушек и можно пригласить сюда всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Ребенку необходимо было подумать и решить, кого из ребят своей группы он пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике. Ответы детей заносились в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту.

Таким образом, каждому воспитаннику присваивался порядковый номер, который являлся одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволила нам выявить его положение в группе, то есть социометрический статус.

Анализ социоматрицы показал, что в экспериментальной группе можно выделить следующие типы социометрического статуса:

-«популярные» получили в два раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов;

-«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды») ;

-«пренебрегаемые» или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

Анализируя результаты данной методики, мы можем судить о том, что в подготовительной группе дошкольников из 28 детей 6 детей имеют статус «звёзды», 19 человек — «предпочитаемые», 2 человека оказались «отвергаемыми», а «игнорируемые» дети - 1 человек (рис. 1). В группе имеются устойчивые микрогруппы, состоящие их 4–5 детей, которые могут объединяться и организовать совместную игру.

 

 

Рисунок 1 – Результаты социометрического исследования

 

Как видно из данного рисунка, большинство детей находятся в числе «предпочитаемых» для общения, что говорит о достаточно сложившемся уровне межличностных отношений. В тоже время, тревожным является тот факт, что трое детей: 2 отвергаемых и 1 игнорируемый находятся вне зоны данной межличностной коммуникации, то есть имеют место быть проблемы в сфере межличностных отношений старших дошкольников.

Для уточнения полученных результатов нами был проведен метод вербальных выборов.

В индивидуальной беседе мы задавали ребенку следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем никогда не станешь

2. Кого бы ты позвал к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь

3. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом, а с кем нет

В результате беседы каждый ребенок в группе получил определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. На основе этих данных нами была составлена социоматрица, отражающая предпочтения каждого воспитанника. Результаты данного исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты методы вербального выбора

 

По результатам данной методики, в группе сверстников оказалось больше детей со статусной категорией «популярный» и «предпочитаемый». В целом результаты двух диагностик не имеют кардинальных различий.

На протяжении всего эксперимента осуществлялось наблюдение за детьми.

Результаты наблюдения позволили выделить следующие показатели дружбы между дошкольниками:

- предпочтение, симпатия, сочувствие, и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;

- интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;

- проявление заботы о товарищах по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры;

- помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для других детей, группы), желание выручить товарища;

- способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовлетворение;

- выражение дружеских взаимоотношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);

- дружеские взаимоотношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Совокупность результатов по методу наблюдение

 

Как видно из данного рисунка у детей в наибольшей степени сформированы навыки предпочтения в дружбе, выражение дружеского отношения по собственному убеждению, дружеские отношения не только в присутствии взрослых, но и без них.

Результаты беседы с детьми о дружбе и мотивах выбора друзей показали, что в группе 18%, испытуемых показали высокий уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети на первое место выдвигали личные качества друга, группы товарищей, вместе с тем они мотивировали выбор друзей и совместными интересными играми, успешным совместным трудом, называли положительные игровые и трудовые качества.

59% испытуемых в группе показали средний уровень сформированности мотивов выбора друзей, т.е. дети мотивировали выбор друзей в первую очередь интересом к совместной игровой деятельности.

Низкий уровень сформированности мотивов выбора друзей выявлен у 23% дошкольников в группе, т.е. дети называли какие-то очень общие и примитивные показатели дружеских взаимоотношений, иногда они, характеризуя товарища, указывали какой-то конкретный случай.

Совокупность полученных результатов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты беседы сформированности мотивов выбора друзей

 

Таким образом, видно, что большинство детей – более половины показали средний уровень мотивов выбора друзей, что в данной возрастной группе можно считать хорошим результатом.

Кроме того, результаты экспериментального исследования показали, что избирательная дружба и объединения детей 6-7 лет были построены в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.). Между некоторыми детьми установились особо дружеские отношения: они предпочитали играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами.

Последней используемой нами методикой стал рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бака. Целью методики является выявление проблем у ребенка, влияющих на отношения с другими детьми. Данная методика позволит нам определить проблемные формы межличностных отношений, так как представленная в теоретической части динамика развития этих отношений далеко не всегда реализуется.

К проблемным формам межличностных отношений относятся: агрессивность, демонстративность, застенчивость, обидчивость. Выявление данных проблемных форм дает возможность понять некоторые причины «популярности» одних детей и «непопулярности» других детей в группе. Этот метод позволит нам дополнить данные предыдущих исследований.

Мы определили, что у 5 детей присутствуют элементы демонстративного поведения, у 7 детей — агрессивности, у 3 детей — обидчивости и у 2 детей преобладают формы застенчивого поведения (рис. 5).

Как видно из данного рисунка, наиболее проблемными формами межличностных отношений в анализируемой группе являются демонстративное поведение и агрессивность. Данные факторы обусловлены возрастными характеристиками.

 

Рисунок 5 – Результаты определения проблемных форм

межличностных отношений

 

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что в целом, межличностные отношения воспитанниками подготовительной группы детского сада №2 г. Рязани можно охарактеризовать как сформировавшиеся (с учетом особенностей возраста испытуемых). В тоже время, результаты исследования говорят и о наличии проблем в данной сфере, связанных, прежде всего, с наличием в группе детей, относящихся к категории «игнорируемые и отвергнутые», а также наличием проблемных форм межличностных отношений, таких как демонстративное поведение, агрессивность, обидчивость, застенчивость.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.