Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста



Введение

Актуальность темы исследованияобусловлена тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно важна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими. Вопрос взаимодействия и понимания с окружающими друг друга актуален, особенно по мере взросления ребёнка.

Дети 6-7 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями.

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, межличностных отношениях определяет в настоящее время необходимость поиска новых подходов и методов работы. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, воспитать гуманное отношение к людям, сформировать коммуникативные способности, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Целью дипломной работы является изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

- изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;

- определить характер межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;

- провести диагностику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста;

- разработать мероприятия, направленные на улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Изучением вопроса межличностных отношений в науке занимались в разных аспектах. Общетеоретический подход к содержанию и психологическим особенностям развития личности в социуме заложен в научных исследованиях Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, А.В. Петровского, Н.С. Мансурова, Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского и др.

В работах А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др., исследован процесс общения, его генезис и развитие отношений в межличностном взаимодействии; установлены причины и механизмы разрешения социальных конфликтов.

Проблема формирования культуры межличностных отношений в отечественной педагогике и психологии рассматривается в исследованиях таких ученых как Л.Г. Бузуновой, И.И. Диденко, К.Э. Казарьянца, К.А. Кисина, Н.Ю. Попиковой, М.В. Тарасова и др.

Объект исследования – коммуникативная сфера дошкольника.

Предметом исследования является процесс формирования межличностных отношений у детей в процессе общения.

Гипотеза исследования: межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста формируются неравномерно и зависят от множества факторов.

Методы исследования: описание и анализ различных теоретических подходов по рассматриваемой проблеме, сравнительный метод, комплекс методов психологической диагностики, эксперимент, методы обработки данных.

Теоретические аспекты исследования составили учебные материалы по курсу детской психологии, а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №2» г. Рязани и имело целью разработку и апробацию серии занятий по формированию межличностных отношений у дошкольников.

Выборку исследования составили воспитанники подготовительной группы детского сада в возрасте 6-7 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем собраны и проанализированы достижения ведущих детских психологов в области межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что апробированные условия формирования межличностных отношений в детском коллективе могут быть использованы в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений для повышения качества работы ДОУ. Кроме того, в работе выработаны практические рекомендации по формированию и развитию межличностных отношений у детей старшего школьного возраста.

Структуру дипломной работы составляют: введение, в котором поставлены основные цели и задачи работы; основная часть, представленная двумя главами: «Теоретические аспекты изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» и «Практическая характеристика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста», в которых наиболее полно рассмотрены вопросы темы исследования; заключение, содержащее основные выводы по работе; список литературы, на основе которой была написана работа.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.