1. Unele problème ale psichologiei insusşirii citit—scrisului//Analele Romino— Sovietice. 1957. № 12.
2. Ceruntarea psihologica a insuşirii cunstintelor in şcoala elementara//Analele Romino—Sovietice. 1962. № 1.
3. The Psychology of Mastering the Elements of Reading//Educational Psychology in the USSR. London, 1963.
4. Kodomo no shinrigaku.— Tokyo, 1964. To же.— 1971.
5. Gyermeklélektan. Budapest, 1964.
6. Untersuchungen zur Verbesserung des Unterstufenunterrichts//Pädagogik, 1964. № 12.
7. Psihologija predskolkog deteta// (под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина), Beograd, 1965.
8. Problèmes du développment psichique de l'enfant//Recherches psychologique en URSS. Moskou, 1966.
9. Zur Psychologie des Vorschulalters. Berlin, 1967.
10. The Problem of Instruction and Development in the Works of L. S. Vygotsky// Soviet Psychology. 1967. Vol. V, № 3.
11. Problèmes de méthodologie et méthodes pour l'etudes du développment psychologique de l'enfant//Enfance. 1967. № 2.
12.Niektóre wyniki badafi roswoju psychiczniego dzieci v wieku przedskolnym// Materialy do nauczania psychologii. Seria 11. Tom 3.
13.Some Results of the Study of the Psychological Development of PreschoolAge Children//A Handbook of Contemporary Soviet Psychology. N. Y.; London, 1969.
14.Psychologie für Kindergärtnerinnen. Berlin, 1969 (совместно с А. В. Запорожцем).
То же,— 1971. То же.— 1973. То же.— 1975.
15. Psychologie der Persönlichkeit und Tätigkeit des Vorschulkindes//под ред.
A. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Berlin, 1971.
16.Le problème de périodisation du développement psychique chez l'enfant// Recherches Internationales. 1972. № 71—72.
17.Toward the Problem of Stages of the Mental Development of the Child// Soviet Psychology. 1972. Vol. X. № 3.
18.Zum Problem des Periodisierung der psychischen Entwicklung in Kindesalter// Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Persönlichkeiten. Berlin, 1972.
19. Elector es ismeretszerzes. Budapest, 1972 (под ред. Д. Б. Эльконина,
B. В. Давыдова).
20.The Psychology of Preschool Children//(под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина). Cambridge, Mass., XXIII, 1973.
21.The Psychology of Reading.— Comparative Reading. N. Y., 1973.
22. Gesellschaftliche Bedingungen und individuelle Entwicklung//Pädagogik. Berlin, 1978.
23. Arten der Tätigkeit und individuelle psychische Entwicklung. Ibid.
24. Hauptetappen der psychischen Entwicklung. Ibid. (Совместно с A. Kos- sakowski.)
То же.— 1987.
25.Psychologie des Spiels. Köln, 1980.
26.Psychologie des Spiels. Berlin, 1980.
27.Psyhologia jocului. Bucuresti, 1980.
28.Psicologia del juego. Madrid, 1980.
29.Psihologja dečje igre. Beograd, 1981.
30.La psichologia del giuocco. Roma, 1981.
31.Psychológia hry. Bratislava, 1983.
32.A gyermeki jâték pszichológiája. Budapest, 1983.
33.Psychologia zabawy. Warszawa, 1984.
34.Psychology of Play. N. Y., London, 1984.
35.Психология на играта. София, 1984.
36.The Child's Right to Education and the Development of Knowledge of Child Psychology//Prospects. 1979. Vol. IX. № 2.
37.Предисловие к кн.: Виготски Л. С. Мислене и реч//Избрани психологически изследования/София, 1983.
Именной указатель
Абрамович Р.Я. 125, 127, 128
Авдеева H.H. 518
Адлер А. 328
Айдарова Л.И. 41
Аксарина H.M. 96, 285
Амонашвили Ш. А. 383
Ананьев Б.Г. 143, 176, 187, 214
Аркин Е. А. 34
Басов М. Я. 29, 433, 454
Бахорский Е. 504
Белоус В. П. 355, 362, 363
Берцфаи Л. В. 484
Бехтерев В. М. 411, 412
Бине А. 30, 285, 289, 290, 298, 305, 506
Блонский П. П. 8, 40, 61, 62, 178—182, 185—188, 190—192, 445, 454
Богуславская 3. М. 325
Божович Л. И. 6, 45, 69, 214, 226, 261, 330, 409, 424, 433, 455, 461
—непосредственно-эмоциональное общение как ведущая в младенческом возрасте 46, 59, 69, 70, 75, 95, 133, 457 (см. также Младенческий возраст)
— предметно-манипулятивная (предметно-орудийная) как ведущая в раннем возрасте 47—59, 68, 70, 71, 75, 131 — 143, 154, 513 (см. также Ранний возраст)
— игровая как ведущая в дошкольном возрасте 14, 51—54, 57, 59, 71, 72, 75, 97, 148—150, 152, 155 (см. также Ролевая игра)
— учебная как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)
— интимно-личностное общение как ведущая в подростковом возрасте 18, 59, 72—75, 275—277, 281 (см. также Подростковый возраст)
— учебно-профессиональная как ведущая в юношеском возрасте 59, 75
Воспитательная система для детей раннего и дошкольного возраста 95, 99
Готовность к школьному обучению 20, 98, 226
Детская психология
— история возникновения и связь с другими отраслями психологии 27
— теории 28, 29, 35—37
— методы наблюдение 29
тестирование 30 (см. также Психодиагностика)
стратегия срезов 30, 31, 54, 79, 440, 441, 469
лонгитюдные исследования 31
экспериментально-генетическая стратегия (страгетия экспериментального генезиса психических способностей) 31, 41, 79, 464, 465 (см. также Наследие Л. С. Выготского)
генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент) 15, 19, 41, 54, 79, 215
сочетание различных методов изучения 15, 31
Детский центр 508, 510
Детство
— животных 26
— историческое развитие детства человека 8, 26, 32—35, 57, 61
— и развитие орудий труда 34, 35
— детская, генетическая и педагогическая психология 26, 27 (см, также Детская психология)
— понятие зрелости и взрослости 33
— теории (см. Психическое развитие, Детская психология)
— и теория «несовпадения точек созревания» 33, 498
— и игра 34, 35 (см. также Ролевая игра, Игра)
Дошкольный возраст
— социальная ситуация развития 51
— и игра (см. Ролевая игра, Игра)
— и развитие личности ребенка
взгляды Л. С. Выготского 150— 152
взгляды Ж. Пиаже 147—150
взгляды А. Н. Леонтьева 152—154
роль отношений со взрослыми 155, 156
личностный тип поведения 154—155
соподчинение мотивов 55, 133,156—160
появление новых мотивов 160—162
— формирование этических истанций 55, 98, 151, 154, 163—167
— развитие произвольности поведения 55, 153—155, 167—170
— формирование первых представлений о мире 171 —174
— развитие самосознания предпосылки 174—175 возникновение личного сознания 169
самооценка, ее содержание 55, 160, 175—177
открытие своих переживаний детьми 176, 177
Игра
— историческое происхождение игры 65, 67, 69, 97
—определение 317
— теории игры и их критика 36, 312—314, 328, 329
— возникновение игры в филогенезе 51
— и искусство 13, 312—315, 317, 321
— и спорт 317
— и труд 13, 34—35, 492, 493
— и детство 34, 35, 57, 317
— виды игр 316, 317
— и фантазия и воображение 320, 328, 331—335
— и ее развитие в дошкольном возрасте (см. Ролевая игра)
Интериоризация 31, 83
Кризисы развития
— кризис новорожденности 44—46
— кризис 1 года 47, 458
— кризис 3 лет 50, 96, 145—147, 154, 460, 461
— кризис 7 лет 55, 461
— кризис 11 —12 лет 56, 264
Младенческий возраст
— социальная ситуация развития 133, 457
— непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенческом возрасте 46, 59 69, 70, 75, 95, 133, 457
комплекс оживления 70, 133
и дефицит общения 96
и развитие вербальных форм общения 71
— развитие зрительно-двигательных координации
хватание, повторные и цепные действия 125—129
влияние новизны 127—129
предметные действия 129
роль общения 125, 126, 129
— новообразование возраста 457
— Младший школьный возраст
— мотивация учения 244, 503, 506
— учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 16, 55, 56, 59, 72, 75, 214, 215, 219, 227, 228, 493 (см. также Учебная деятельность)
— интеллектуальные возможности и развитие мышления 178—182, 184— 200, 208, 252—259
— основы обучения 182—188, 192— 213, 221—223, 252—257
— произвольность основных психических процессов 56, 219
— новообразование 56
Мышление
— генетические стадии умственного развития по Ж. Пиаже 70, 197, 198, 511
— П. П. Блонский о развитии мышления в школьном возрасте 40, 178—181, 185—187, 190—192
— Л. С. Выготский о развитии мышления в школьном возрасте 187—200
— и развитие межфункциональных связей 188—189, 255—256
— и тип учения 198
— и интериоризация 83
— и его развитие в дошкольном возрасте 14, 53, 54, 230, 231 (см. также Ролевая игра)
— новообразование в умственном развитии 56, 214
— и развитие аффективно-потреб-ностной сферы 64, 65
Наследие Л. С. Выготского
— научная биография 409—435, 478
— Л. С. Выготский как методолог психологии 436—440, 448, 477
— вопросы психологии искусства искусство как общественная техника чувств 413—416, 479, 480
метод объективного анализа 415, 478, 479
— проблема кризиса в психологии 413, 420—423, 438
— проблема сознания 411, 412, 418—420, 429, 480 (см. также Смыс-
ловое и системное строение сознания) гипотеза о происхождении и природе сознания 419—420
— проблема исторического происхождения и развития высших психических функций
культурно-историческая теория (теория инструментальных форм поведения) 416, 424—466, 467, 473
методологические основы исследования 447
гипотеза (закон) формирования высших психических функций 21, 416, 425, 426, 428, 429, 462, 473, 474, 480
экспериментально-генетический метод 426—430, 437, 463—468, 474, 477
знаковая операция как единица психологического анализа 427, 429, 517