В настоящий список вошли изданные монографии, учебники, главы из научных книг Д. Б. Эльконина, его статьи, доклады, а также некоторые рукописные материалы из личного архива автора.
Опубликованные работы даны в хронологической последовательности по году первого издания, внутри года — в алфавитном порядке, за исключением книг под редакцией Д. Б. Эльконина, которые помещены в конце соответствующего года.
По тому же принципу в конце списка приведены работы Д. Б. Эльконина, опубликованные за рубежом.
1.Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышц//Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.
2. Опыт включения детей в произвольный труд//Дети у станка. М.; Л., 1931.
3. Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
4.Развитие коллективов у детей//Учебник педологии для техникумов. Часть 11. М.; Л., 1932.
5.Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
6.Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.
7.Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жу-левым.)
8. Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
9.Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
10.Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
11.Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
12.Психологические вопросы игры дошкольника//Дошкольное воспитание. 1947. № 11.
13.Психологические вопросы дошкольной игры//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
14.Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника//Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. M., L949.
15.Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № И.
16. Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.
17.Мышление младшего школьника//Очерки психологии детей. М., 1951.
18.Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.
19.Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
20.Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогичес-кий сборник. 1952. № 11.
21.Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
22.Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
23.Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу// Психология. М., 1956.
24.Общая характеристика психического развития детей//Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)
25.Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)
26.Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.
27.Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.
28.Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
29.Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
30.Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.
31.Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
32.Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
33.Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.
34.Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
35.Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.
36.Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.
37.Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.
38.Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самари-ным//Вопр. психологии. 1958. № 6.
39.Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.
40.Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного воз-раста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
41.Детская психология. М., 1960.
42.Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.
43.Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.
44.Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
45.Букварь (экспериментальный). М., 1961.
46.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе//Со-ветская педагогика. 1961. № 9.
47.Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
48.Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
49.О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.
50.Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Сов-
местно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.
51.Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.
52.К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.
54.Предисловие//(Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
55.Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
56. Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
57. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль- конина. М., 1964.
58.Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
59.Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
60.Психология игры в дошкольном возрасте//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
61.Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
62.Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М„ 1965.
63.Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
64.Интеллектуальные возможности младших школьников н содержание обуче-ния//Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
65.Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.
66.Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.
67.К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.
68.Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.
69.Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
70.Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
71.Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
72.Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
73.К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.)//Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
74.Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.
75.Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.
76.Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.
77.Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
78.Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы
детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1969.
79.Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.
80.Психологические условия развивающего обучения//Обучение и развитие. Киев, 1970.
81.О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.
82. К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материалы IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.
83. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психологии. 1971. № 4.
84. Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.
85.Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам// Вестник АМН СССР. 1971. № 4.
86.Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
87.Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению// Советская педагогика. 1973. № 1.
88.Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.
89.Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии//Вопр. психологии. 1974. № 1.
90.Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых программ: Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.
91.Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
92. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//0 диагностике психического развития. Таллинн, 1974.
93.Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обучения в дошкольном возрасте. М., 1975.
94.Как учить детей читать. М., 1976.
95.Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.
96.Психологические механизмы преодоления центрации в мышлении детей: Тезисы советских психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.
97.Вклад Л. С. Выготского в разработку психологии игры//Вопр. психологии. 1976. № 6.
98.О формировании предметных действий у детей: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.
99.Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития де-тей//Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.
100. Психология игры. М., 1978.
101.Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР//Вопр. психологии. 1978. № 1.
102.Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестник МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.
103.Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.
104.Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1979.
105.Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности//Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 4.
106.Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний//Вопр. психологии. 1979. № 5.
107.Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи//Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
108. Некоторые вопросы диагностики психического развития//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
109. Л. С. Выготский сегодня//Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
110.Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
111.Воспоминания о соратнике и друге. Там же.
112.Проблемы прогноза и коррекции в диагностике психического развития: Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.
113.Размышления над проектом//Коммунист. 1984. № 3.
114.Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л. С. Выготского. М., 1984.