Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОМОТОРНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ



С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Коррекции нарушений речи способствуют занятия по ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ. Перед проведением занятий логопед и музыкальный руководитель осуществляют предварительное обследование психомоторного состояния детей. Оно является частью комплексного, динамического обследования детей с речевыми нарушениями различными специалистами: логопедом, невропатологом, психологом и др.

Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Логорит-мическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития, сенсорная недостаточность - снижение слуха, дислалия - дизартрия и т.д.)


1. Исследование двигательной памяти, переключа-
емости движений и самоконтроля при выполнении
двигательных проб.

Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз.

Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного".

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2. Исследование произвольного торможения движе
ний.

Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу.

3. Исследование статической координации движе
ний.

Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4. Исследование динамической координации движе
ний.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладо-


ней. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук иногда скованные; чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

5. Исследование внимания.

Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

6. Исследование координации движений, переключа-
емости, наличия или отсутствия движения:

а) исследование координации движений.
Прием: выполнить движения: ноги в сторону на

ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе;

б) исследование переключаемости движений.
Прием: поднять руки в стороны на уровне плеч,

согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу);


в) исследование наличия или отсутствия движений.

Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

7. Исследование пространственной организации
движения.

Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через крут. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого утла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева.

По словесной инструкции проделать эти же задания.

Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

8. Исследование произвольной моторики пальцев
рук.

Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала пра-


вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые

(5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие ле-ворукости.

9. Исследование орального праксиса:

а) исследование объема и качества движения губ.

Приемы: по словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощае-мость движений;

б) исследование объема и качества движений
мышц щек.

Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное, или сильно напрягается противоположная выпяченной щека, или изолированное надувание одной щеки не удается;

в) исследование объема и качества движений языка.


Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета.

Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета.

Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта.

Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа").

Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

Пощелкать (поцокать) языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

10. Исследование произвольной мимической моторики:

а) исследование объема и качества движений
мышц лба.

Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается;

б) исследование объема и качества движений
мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; испытуемый зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движение не удается;


в) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Приём: выразить мимикой лица удивление, пе-чаль,ужас, радостъ, сомнение, подозрительность.

Объяснение:

удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд;

печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается.

П. Исследование слухового внимания.

Прием: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, не-умение определить направление звучания. 12. Исследование музыкального слуха.


Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

13. Исследование восприятия музыки.

Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Отметить: умение определить контрастную музыку.

14. Исследование звуковысотного слуха.

Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон поставленный наклонно, становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку.

Отметить: различают дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

15. Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных.

Усложненый прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибкой различают дети звучащие инструменты.

16. Исследование динамического слуха.


Прием-прослушатъ звучание различных инстру-ментов по типу "горячо-холодно". Например, музыкальный руководитель подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет сло-вом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или музыкальный руководитель подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструмен-

те.

Отметить: различает или нет ребенок сильное и слабое звучание инструмента. 17 Исследование ритмического чувства. Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I.

Прием: "музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

18. Исследование продолжительности и силы выдо
ха.

Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики бумаги и т.п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.

19. Исследование певческого диапазона голоса (для
детей с достаточно развитым музыкальным слухом).

Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз.


Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 . тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

20. Исследование темпа.

Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи.

После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту — таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудшей показатель, например, по 6 параметрам - 6 баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с графиком речевым (логопед).


ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада

Тема, логопедические и педагогические цели за
нятия.
Соответствие этапу коррекционной работы и

возрасту детей.

Принципы построения занятий.

Разделы занятия.

Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей.

Использование индивидуального подхода к детям.

Наглядно-дидактическое оформление занятий.

Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете.

Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств.

Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

Заключение о коррекционной результативности занятия.

Схема анализа занятий по логопедической ритмике

Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные.

Соответствия занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.

Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихо-


творений и др.) речевым возможностям детей.

Принципы построения занятий, разделы.

Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно--слуховые; описание, пояснение, указание, беседы, вопросы,команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.).

Оформление музыкального, двигательного и речевого материала занятия и проведение его в едином игровом сюжете, в соответствии с лексической темой.

Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.

Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п. и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.

Схема анализа воспитательного занятия в речевой группе детского сада

Тема занятия.

Цели: педагогические, коррекционные (логопе-дизация занятия), воспитательные.

Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.

Принципы построения занятия, разделы.

Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.)

Использование игр и упражнений для развития


просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения

и др.) Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).

Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.

Заключение о коррекционной направленности занятия.

В процессе работы логопеда в детских учреждениях необходима опора на онтогенетический принцип, т.е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, подражательности, взаимоотношений детей, импрессив-ной, экспрессивной речи.

Определение моторного развития ребенка от рождения до 3 лет

1 мес. Реакция на звуки.

2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3 мес. Удерживает рукой вложенный в нее предмет.

4 мес. Поворачивается со спины на бок.

5 мес. Длительно удерживает голову, поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Хорошо берет предмет. Тянет предметы, игрушки в рот


6 мес. Попытки садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках. Ползает.

7-8 мес. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. Поднимается в кроватке, держась за сетку (решетку). Различает форму предметов, игрушек. Пытается перелезть через решетку кроватки.

8-9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения.

10 мес. Ходит, придерживаясь рукой.

11мес. Играет в "ладушки", "сороку". Пьет из стакана.

12 мес. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.

1 г. 1 мес. — 1 г. 2 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает или нет при повороте.

1 г. 3 мес. Снимает с ноги обувь.

1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.

1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. — 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см. от пола.

1 г. 6 мес. Умеет перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на по-лу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.

1 г. 8 мес. - 2 г. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.

2 г. - 2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20


см. и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высо-

той 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает од- ной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 - 90 см.Полностью

одевается. 2 г 6 мес - 3 г. Перешагивает через палку или

веревку горизонтально расположенную над полом на высоте 30 - 35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 - 35 см. влезает на стремянку высотой 1 5 м и слезает приставным шагом, бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цельна расстоянии 100 - 125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала действовать. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. владеет карандашом.

Определение развития подражательности в период до 3 лет

7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые

вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши

в игре "ладушки", поднимает ручки вверх илина


голову, если взрослый показывает это движение и говорит: "Шу-у, полетели, на головку сели".

К I году обучается действиям с сюжетными игрушками в начале по подражанию, затем по словесной инструкции: "Покорми кису","Покачай лялю".

К 1 г. 6 мес. формируется стремление к самостоятельности ("я сам") во время кормления ребенка, одевания на прогулку и в других ситуациях.

Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми

9—10 мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что делают другие дети, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает "совместная игра", т.е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.

Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный.

В течение 2-го года жизни под влиянием взрослых у ребенка формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет".

На 3-ем году жизни появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с прось-


-бой, выражает отношение к действиям другого, да-ёт советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок неумеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен.

В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним - двумя детьми, или такого отношения не формируется.

Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей после 3 лет и на протяжении всего дошкольного периода, например, формирование простейшей нормы общественного поведения, при которой требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.

В беседе с родителями логопед выясняет, каковы в настоящее время взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные и т.п.), со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные и т.п.).

Определение развития импрессивной речи от рождения до 3 лет

Известно,что слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется у младенца через 14-15 дней после рождения, т.е. в начале 3-й недели. Дей-

ствие речи взрослого так эффективно, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят.

В конце 4-й недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная песня, он выделяет речь человека

из любых других раздражителей, отвечает на

человеческий голос специфическими реакциями -


сосательными движениями.

В это же время и в начале 2-го мес. колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние.

В конце 2-го мес. ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается к лицу матери, на ее голос.

На 3-м мес, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, бросает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса.

В 4 мес. ребенок остро реагирует на человеческий голос, давая "комплекс оживления" (Фигу-рин Н.Л., Денисова М.П., 1926), сопровождающийся движениями рук, ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями.

К 6 мес. ребенок различает голоса близких, обращения взрослого к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на свое имя, начинает понимать приказы: "дай ручку", "иди ко мне".

В 7 мес. — на 8-м мес. у ребенка формируется способность понимать речь: он реагирует на ритм, интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо реагирует на ситуацию игры с речью, например, игра в прятки вызывает радостную эмоциональную реакцию, хотя ребенку еще безразлично, какими словами она сопровождается.

В 8 мес. понимание проявляется в различных ситуациях: в процессе пеленания ("Спряталась, ма-


ленькая" - говорит взрослый, ребенок кладет голову на «олени и смеется, ожидая игры), во время плевания ("Дай", - говорит взрослый, ребенок по слову взрослого протягивает ножку, поднимает ручку по слову "встань" пытается встать, держась за пальцы взрослого), во время кормления (по словам "открой ротик", "возьми булочку", "откуси" и пр. ребенок выполняет требуемое), во время игры (понимание слов-действий: "бросил,бах!" - и ребенок бросает мяч; "открыл - хлоп, закрыл - хлоп" -и ребенок открывает и закрывает коробочку). Из сложного комплекса слов взрослого ребенок умеет выделить отдельное слово, с которым у него связано конкретное представление, например, "покажи, постучи, брось, помаши ручкой" и пр.

В 9 мес. ребенок усваивает значение 8-10 слов, произносимых взрослым, продолжает участвовать вдействиях через речь: "Ешь, пей, открой ротик, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим носик" и пр. По просьбе взрослого "дай" раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при слове "упал" или "бах", кладет игрушку на стол при слове "положи", умеет выполнять двух - и трехкратные действия по слову взрослого: "Найди собачку и дай мне", "Подними мячик и положи в ведерко".

В течение 10-11 мес. у ребенка развивается понимание имени окружающих его людей, названии предметов - он смотрит в направлении указательного жеста взрослого, выбирает по требова-

нию взрослого предмет из ряда других: "Дай куклу", " Дай собачку". Ребёнок воспринимает целую

фразу и даёт ответную реакцию, например, на вопрос

"Где часы?"или "Куда ушла мама?" следует указательный жест с произношением слова. Имеется


понимание речи, обращенной не только к ребенку, но и к другому: слыша поручение, данное другому, выполняет его. например, приносит игрушку.

В 12 мес. начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: "Иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи через порог"; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то.

В период 1 г. 1 мес. - 1 г. 6 мес. у ребенка развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по словесной инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально. Ребенок любит рассматривать картинки, у него развивается понимание СЛОВ-НАЗВАНИЙ и СЛОВ-ДЕЙСТВИЙ, что способствует развитию изобразительной игры.

В 1 г. 3 мес. появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции. Рассматривая картинки, ребенок находит называемое изображение; выполняет любое поручение по устной просьбе, понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок: большой, маленький, хороший, плохой.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес. происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребенка возникает обобщенное понимание некоторых слов, например, при слове "кукла" может принести не ту, что часто была в употреблении, а другую куклу. Интенсивно увеличивается скорость образования фонематической дифференциации, причем различе-


ние звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.

В 1 г 9 мес. - 1 г. 11 мес. ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинках, где усы, уши.

К концу 2-го года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

На протяжении от 2 до 3 лет совершенствуется реакция ребенка на простой звук или речь.

Логопед, зная этапы становления импрессивной речи в онтогенезе, беседует с родителями так, чтобы его вопросы вызывали определенные образы из жизни и поведения их ребенка. Например, логопед может спросить, пела ли мать ребенку колыбельные песни, если пела, то как рано: в 1 мес, в 2 мес. и позже, и как реагировал ребенок; или спросить, разговаривала ли мать с ребенком во время пеленания, кормления и как ребенок реагировал: переставал есть, смотрел на мать, как бы прислушивался или продолжал спокойно есть и т.д.

На основании ответов матери логопед выясняет, совпадает ли развитие импрессивной речи у данного ребенка с нормальным онтогенезом или имеются определенные отклонения.

Наши исследования (1978 г.) показали, что у части детей с заиканием, исследованных в возрасте от 1 г.6 мес. до 3 лет 9 мес., в период от рожде-ния до 1 года может быть отставание в формиро-вании импрессивной речи. После 1 года у заикаю-щихся детей наблюдается по сравнению с нормой,

ее неравномерное развитие. Выявляются ошибки в понимании словесных обозначений формы, цвета,


предметов, а также нарушение в понимании содержания прослушанного рассказа.

Необходимо проанализировать сущность этих отклонений как в плане опережения этапов нормального онтогенеза, так и задержек развития: знание неравномерностей формирования импрессив-ной речи ребенка может помочь логопеду правильно определить степень влияния заикания на развитие речи в последующем и, возможно, уточнить причину заикания.

Определение развития экспрессивной речи от рождения до 3 лет

Развитие экспрессивной речи детей более доступно наблюдению родителей, нежели развитие импрессивной речи. Родители, как правило, охотно рассказывают о том, какие слова первыми появились у ребенка и как он их употребляет в общении. Запоминают родители и необычные звуковые комплексы, которыми дети обозначают вещи домашнего обихода, одежду и т.п. Однако для полного (или относительно полного) исследования экспрессивной речи логопеду необходимо знать этапы ее нормального становления и в соответствии с этими знаниями целенаправленно строить беседу с родителями. Восстанавливая в памяти родителей радостное событие появления ребенка в доме, логопед выясняет:

в 3 недели - 1 мес. слышалось (нет) в крике ребенка открытое "А", говорящее о сильном голоде или боли, о сильном аффекте. Поясняет, что имевшее место сочетание звуков "УА" с носовым оттенком может свидетельствовать о сравнительно несильном аффекте; что в минуты физического на-


пряжения ребенок кряхтит, издает одиночные звуки

«А" "Э";

во второй половине 2-го мес. звук Э приобре-таетнемного другой фонетическй оттенок: "АЭ" , "АЙ-АЙ", часто слышится звук М-М ( МАМАМ").

В конце 2-го мес. ребенок издает (нет) звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает, звуковые проявления непродолжительны и часто чередуются со спокойным наблюдением за игрушкой, без игрушки "разговаривает" больше. Приближение взрослого и обращение, его с улыбкой и речью ребенок встречает общим эмоциональным подъемом, улыбкой, лепетом, смехом. Ребенок как бы переговаривается со взрослым, ждет его речи и отвечает на нее.

На 3-ем мес. и в 3 мес. проявляются (нет) предре-чевые вокализации: гуканье - короткие, тихие звуки; гуление - протяжные, певучие звуки; вскрики - короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской. При "комплексе оживления" (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, мимика лица радостная, оживленная, улыбка, смех) произносит высокие и пронзительные звуки, испускает высокий, тоненький звук, с большим напряжением повторяя его много раз подряд, смеется, взвизгивает. В предречевых вокали-зациях появляются звуки П,К,Х в сопровождении неясного звука вроде Ы: ПЫ, КЫ, ХЫ (Фигу-рин Н.Д., Денисова М.П.) АГЫ, ГУ (Рыбникова-Шилова), ГУ, ГЫ (Кожин), ГУ, БЮ,ДЕ,БИ, ДЯ,

БМ, ЭМБ, ТЛЬ (Левоневский, Павлова, Штерн, Идельбергер, Прейер Линднер, Дешиль, Ронжа,


Грегуар - дневники)".

Логопед уточняет в беседе с родителями следующее.

На 4-м мес. ребенок перекликается (нет) со взрослыми на расстоянии во время "комплекса оживления": звуки - гласные А, Э, У, И, согласный Р; звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки П, Б, М, К, Г, X, издает певучие высокие звуки наподобие тремолирующих, прибавляются смех и звуки восклицания.

Появляются первые слоги: БА, МА, ПА.

В 4 мес. ребенок встречает приближение взрослого с улыбкой и речью: лепетом, смехом, эмоционально окрашенными речевыми проявлениями.

В лепете могут быть представлены звуки: гласные А, О, У, Э, И, Ы, гласные с перемещенной назад артикуляцией а, о, у, й , из них всегда назализован гласный А, а также а, о, У, Ы. Гласные Э, И назализации не подвергаются.

В лепете имеются и согласные звуки:

—смычные: губно-губные П-Б и Полумягкие П- Б; переднеязычные альвеолярные ТЬ-ДЬ, полумягкие Т-Г; заднеязычные К-Г;

—щелевые: губно-губные - двугубный звонкий, фрикативный W; полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный W', состветствующие им глухие. Губно-зубные ФЬ-ВЬ, полумягкий Ф,Ф',полумягкий В,В'. Переднеязычные альвеолярные СЬ-ЗЬ; среднеязычный Й; заднеязычный X, заднеязычный глубокий X; гортанные h (ослабленный X), h' (ослабленный мягкий X);

—смычно-проходные: носовые - губно-губные


"Рыбников Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка //Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1927. С.7-22.


М полумягкий М. Переднеязычные - альвеолярный НЬ, полумягкий Н и заднеязычный Н. Рото-вые - переднеязычный, альвеолярный ЛЬ; вибран-ты - двугубный звонкий Р, велярный Р.

Во время лепета ребенок развернутой рукой по 15-20 и даже по 40 раз с силой ударяет по кроватке, постели, делает передышку и опять лепечет, стучит, шарит, царапает, рвет.

В 5 мес. у ребенка в голосе появляются оттенки на приятное, неприятное. Смех более оформлен, высокого тона. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но подражание еще неосознанное - эхолалия. Для этого возраста характерна структура: гуканья больше, чем гуления, гуления больше, чем вскриков, вскриков больше, чем лепета; постепенно ребенок начинает переходить от звукового лепета к слоговому: появляются слоги БАБА, ПА-ПА, МА-МА.

В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные - по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные Т, ТЬ, Д, ДЬ, С, СЪ, 3, ЗЬ, Ц, Н, НЬ, Л, ЛЬ, а также переднеязычные передненебные Ш, Ж, Ч, Щ.

"Комплекс оживления" становится элементом самостоятельной деятельности ребенка. Видя взрослого, ребенок начинает лепетать, даже пытается ползти, на руках у взрослого старается схватить его за лицо, волосы, реагирует улыбкой и радостными звуками на приветливое лицо взрослого, смо-трит с недоумением, начинает плакать на строгий голос. Интересуется другими детьми, произносит такие же звуки, какие произносит другой ребенок. Рука активно участвует в общении: протягивает ее взрослому, тянет за рукав, обеими руками обнима-


ет взрослого, поворачивает к себе его лицо.

В 6 мес. лепет представляет несколько иную фонетическую картину, чем на 3-5-м мес. Представлены гласные русского языка А, О, У, Э, И, Ы и гласные, не свойственные русскому языку: ё, б, у; звук Й задний, глубокий; носовые А, У, Ы, а1, о. Имеется семантическая значимость интонации, различная интонация при произнесении гласных. Например, ребенок произносит звукокомплекс "аи-аи-аи-аи" как выражение нежности, а звукокомплекс "оп-оп-оп" как выражение сильного волнения. Слоговой лепет делается устойчивым, оформленным.

С 6 мес. и до 8 мес. у ребенка имеются определенные отрезки времени для самостоятельной речевой деятельности. Вначале приближение и обращение взрослого с улыбкой и речью положительно влияет на произношение звуков, а затем взрослый начинает мешать. Качественно меняется характер лепета: ребенок тянется к еде и произносит "дя-дя-дя"; он начинает подражать лишь определенным звукам взрослого и в этих случаях внимательно смотрит в лицо говорящего, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.

В 9 мес. отмечается истинное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит "тя-тя, па-па, ля-ля-ля, тетя, папа, па...дай...тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя". Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: "На, на, на...тятя".

Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккопа-нементом манипуляторных движений. Например, игрушка упала, взрослый говорит "упала", ребенок смотрит на игрушку и говорит "па".


В 10 мес лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.

В И мес. возникают слова "не", "да" с соответствующими жестами. "Дай ам" - просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит "дядя", на женщину - "тетя". Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит "лю-на" (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес. " Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мамма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да,да".

В 12 мес.заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8-10 словами типа "баба, кис-кис, му, бэ" и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов-названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит "ав-ав", играет с самолетом -"тр-тр", смотрит на шарик и говорит "дли-ли", берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, "ням-ням . Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: "А!" - зовет мать, называя в другой раз ее "мама"; "у,би" - просит машину; мама, няня, тетя" - зовет взрослого.

В период 12-13 мес. происходит становление активной речи. Это время начала и развития ходьбы. С появлением способности передвигаться у ребен-ка быстро расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь В это время


появляются слова - предложения: "мама" - обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.

В речи ребенка наблюдаются фонетические искажения, употребляются корни слов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

В 1 г. 2 мес. и после 1 г. 3 мес. ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета: "Хочешь молока?" - "Да, ням,ням". Словами и звуками сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, свои наблюдения за окружающими, рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими детьми словами, звуками, смехом, повторяет за детьми те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, типа предмет и действие ("Вова, ам"), предмет и дополнение — объект ("Вова кашу"), действие и объект ("Ам кашу"). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например, "мама" изменяет в "мамика" и переносит на "бабика", "папика", "катика", "лялика".

В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль - "ту-ту", лошадь - "нью-ньо", птица - "гага", кошка - "кс-кс", собака - "ав-ав". В речи повторяет только первый слог: баран - "ба"; или ударный слог:"окошко -"ко"; пропускает звуки: собака - "бака".

В этом возрастном периоде ребенок любит рас-


сматривать картинки в книжках, перелистывает страницы произносит много нечленораздельных звуков - "читает", часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога. В роли предложения ребенок обычно употребляет аморфные слова (по Н. Гвоздеву, 27 слов).

В 1 г. 5 мес. - 1 г. 6 мес. окружающие обычно не замечают больших изменений в развитии речи детей. Однако имеются следующие особенности. Начиная с 1 г. 5мес. ребенок может одним и тем же словом обозначать разные предметы: "пи" - чашка, чайник, блюдечко, другая посуда, содержимое - чай, действие - пить. Может переносить название с одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: "гага" — все птицы или "гага" - желтый чайник и желтая утка. "Му-му" — корова, носорог, слон - ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки. В слоговой структуре наблюдаются замены и опускания звуков, слогов: "ки" - киска, "ба" - собака, "ко" - молоко, "ка" - каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но широко по-прежнему используются жест, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до 1 г. 6 мес.) называют "автономным", он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.

В 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. происходит скачок в Формировании речи, и речь начинает развиваться ускоренным темпом. Ребенок перестает непосредственно тянуться к предмету, а обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взро-слого принимает вид весёлой игры. Ребенок, на-зывая предмет, требует его, обращаясь ко взросло-

му,поворачивается к нему лицом:"Мама, ябляко", "Аня, шапка!", "Абиль ту"(трамвай поехал).


К 1 г. 8 мес. - 1 г. 9 мес. в речи детей фраза объединяет два аморфных слова (по Н. Гвоздеву, 87 слов). Усложняется слоговая структура: ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных словах опускает один из слогов. В словаре имеется около 100 слов, к 1 г. 9 мес. - 175 слов, во фразе -3-4 слова.

В период от 1 г. 10 мес. до 2 лет продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах может иногда опускаться один слог, чаще предударный, и может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах: "Папа, Витя кататьца". Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении. "Двей закить" (дверь закрыть), "Котлету поежь" (порежь); фраза распространена: "Тетя Катя, мооко пинеси не" ("Тетя Катя, не приноси молока").

С 1 г. 8 мес. продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между ребенком и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку ребенок подчиняется собственным приказам: "Витка, сиди тут, пока тетя Катя пидет (придет)". Возникает описательная речь.Например, ребенок смотрит в окно и говорит: "Мальчик катается", "Собака бежит", "Машина гудит", "Самолет летит". Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: "Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй" (смеется).

К 1 г. 11 мес. речь детей особенно активно в играх с куклами, игрушками - животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову,


трогать рога, хвост, уши, туг же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: "Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя". В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

В 2 г. 3 мес. ребенок может по картинке рассказать взрослому и другому ребенку.

В 2 г. 4 мес, задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют своё название. Так, показывая на утку, ребенок спрашивает: "А это что такое, гусь или утка?"

В 2 г. 5 мес. - 3 г. ребенок, сравнивая предметы, результат оформляет в речи: "Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?" Продолжается рост простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами (в 2 г. 6 мес), особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда - приставки.

В 2 г. 7 мес ребенок может установить причину и следствие явления: "Плачет бедная - ручка болит", хотя на картинке этого не видно.

К 3 годам продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в мало знакомых словах.

Выяснение логопедом данных развития экспрессивной речи у заикающихся детей помогает ему установить особенности этого развития и проана-лизировать взаимосвязи между появлением заикания в определенном возрасте и опережающим или


замедленным развитием экспрессивной речи.

Наши исследования (1978 г.) показали, что у заикающихся детей в раннем онтогенезе имеется дисгармоничное развитие экспрессивной речи по сравнению с нормой.

Можно выделить 3 группы детей с заиканием, отличающиеся особенностями становления функции говорения:

I ГРУППА - у детей с 1-го мес. до 1 года прослеживается ускоренное развитие предречевых вокализаций и высокий уровень развития произвольной моторики, ясно проявившейся на более поздних этапах онтогенеза. Ужев течение 1-го месяца в крике детей можно слышать звуки, подобные "А", выражающие сильный голод или боль, сочетание "УА" с носовым оттенком, говорящее о каком-то дискомфорте. В 1-2 мес. крики еще более дифференцируются: "мам" - чувство голода, "ай" -боль, "уа" - недовольство, неудобство. Очень ярко выраженный "комплекс оживления" сопровождается обильными предречевыми вокализациями: гуканьем, гулением, вскриками. В 4 мес. дети перестают плакать при обращении к ним взрослого, тянут к нему руки и активно лепечут. Начиная с 6 мес. и на протяжении 7-го мес. дети много и подолгу лепечут без игрушки, находя удовольствие в движениях рук, языка, губ. С 9 мес. подражают звукам взрослых, к 10 мес. активно владеют 8-10 словами. После 1 года и до 3 лет развитие экспрессивной речи продолжается очень ускоренным темпом: к 1 г. 7 мес. дети говорят фразами из 3-4 слов, слоговая структура слов сохранна: "Мама, меня комары кусают, иди ко мне". К 2 г. 7 мес. могут выразить в сложносочиненном предложении причинно-следственные отношения: "Опять меня


Нордик (собака) уронил - мама, спаси меня". В 2 г 4 мес у некоторых детей данной группы наряду с опережающим развитием экспрессивной речи может наблюдаться или задержка импрессивной речи, или ее ускоренное развитие. Появившееся, как правило в 2 г. 4 мес- 2 г. 5мес. заикание по-разному влияет на речь детей. Это, возможно, объясняется как различной нервно-психической устойчивостью детей к неблагоприятным воздействиям среды, так и степенью зрелости обеих сторон речи. Не исключено, что продолжающееся уже в патологических условиях речевое развитие может привести в будущем к ограничению пользования экспрессивной речью.

II ГРУППА - у детей выявляется недоразвитие экспрессивной речи и замедленное или неравномерное развитие импрессивный речи и общей моторики. Иногда наблюдается недоразвитие моторики до 1 года и задержка развития импрессивной речи, но экспрессивная речь в это же время развивается своевременно, лишь после 2 лет сказывается неравномерность раннего развития и наступает задержка в формировании экспрессивной речи. В других случаях у детей данной группы до 1 года наблюдается ускоренное развитие моторики, импрессивной речи, но ярко проявляется задержка экспрессивной речи. На 2-м году возникает резко выраженное отставание в развитии моторики, выявляется соответствующее возрасту развитие импрессивной речи и начинающееся выравнивание в развитии говорения.

III ГРУППА - у детей имеется стойкое задер-жанное развитие моторики и обеих сторон речи. Наблюдается отставание в развитии двигательных функций: в первый месяц после рождения у детей


вообще отсутствуют двигательные реакции на звук, они позже нормы удерживают голову, позже начинают следить за движущимся предметом, могут стоять лишь в 1 г. 1 мес, ходить - в 1 г. 3 мес. После 1 года задержка в развитии моторики становится еще более выраженной: снимают обувь с ноги в 2 г. 6 мес. (в норме - в 1 г. 3 мес), расшнуровывают ботинок в 3-3,5 г. (в норме - в 1 г. 4 мес), самостоятельно держат ложку в 2-2,5 г. (в норме - в 1 г. 5 мес.)- Столь же выражено отставание импрес-сивной речи: слуховое сосредоточение появляется обычно в 3-4 мес. вместо конца 1-го мес, "комплекс оживления" - в 5 мес. и т.п. С опозданием в 3-4 мес. усваивают значение 8-10 слов, могут выполнять действия по речевой инструкции, различать людей и выбирать игрушку по словесному обозначению. На 2-м и на 3-м годах развитие им-прессивной речи продолжается с опозданием на 5г6 мес, и лишь к концу 3-го года разрыв сокращается примерно до 4 мес. Задержка в развитии экспрессивной речи в первые месяцы не столь велика — в 2-3 мес: позже появляются звуковые комплексы, слоговые цепочки очень редки, дети не подражают взрослым во время лепета, редко сопровождают игру в "ладушки", "сороку" звуками. К концу года задержка обозначается более резко: слова возникают не в 11 мес, а к 1 г. 4 мес. На 2-м году обычно не наблюдается скачка в развитии экспрессивной речи, описательная речь появляется к 3 годам (в норме - в 1 г. 10 мес). После 2 лет отставание в развитии экспрессивной речи от нормы выражается в 5-6 месяцев. Появившееся заикание мешает успешному развитию речи.


Рекомендуемая литература Обследование детей с нарушениями речи

1 Венгер А А Выготская ГЛ., Леонгард Э.И. От
бор детей в специальные дошкольные учреждения.
М.,1972. С.36-109.

2 Волкова Г.А. Психолого-логопедическое ис
следование заикающихся детей дошкольного воз
раста. Л., 1982.

 

3. Жукова Н.С. Обследование устной речи до
школьников //Преодоление задержки речевого раз
вития у дошкольников. М., 1973. С.38-53.

4. Забрамная С.Д. Наглядный материал для
психолого-педагогического обследования детей в
медико-педагогических комиссиях. М., 1981.

 

5. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у до
школьников/Под ред. Р.ЕЛевиной. М., 1971. С.20-
30.

6. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методическое ру-
ковдство к альбому "Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у до
школьников". М., 1978.

7. Сереброва Н.И. Методика логопедического
обследования //Нарушение речи у дошкольников
/Сост. Р.А. Белова - Давид, Б.М. Гриншпун. М.,1969.

8. Методы обследования нарушений речи у детей.
Сб. научн. трудов. М., 1982.

9. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых на-

рушений у детей /Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

10. Уманская Н.М. Приемы выявления состояния

интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. 1977, № 2


Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

1. Богомолова А.И. Нарушения произношения у
детей. Пособие для логопедов. М., 1979.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устране
нии заикания у дошкольников: Книга для логопеда.
М., 1983.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.,
1985.

4. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошколь
ников правильной речи. Чебоксары, 1980.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у до
школьников (Дети с общим недоразвитием речи):
Пособие для логопедов. М, 1981.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Преодоление задержки речевого развития у до
школьников. М., 1973.

7. Игры в логопедической работе с детьми: По
собие для логопедов /Под ред. В.И. Селиверстрова.
М., 1981.

 

8. Каше Г.А. Формирование произношения и
подготовка к обучению грамоте детей с недоразви
тием речи// Дефектология. 1976. № 6.

9. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический ма
териал по исправлению недостатков произношения
у детей дошкольного возраста: Пособие для воспи
тателей и логопедов. М, 1979.

 

10. Крылова Н.Л. О коррекционной работе лого
педа и воспитателя на материале занятий по счету
// Дефектология. 1979. № 4.

11. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспи
тание речи у детей с моторной алалией: Пособие
для логопедов. М, 1977.


12 Методические рекомендации к организа
ции логопедической работы с детьми, имеющи
ми (Фонетика-фонематические нарушения речи. I
часть(свистящие и шипящие звуки). Киев: РУМК

спецшкол, 1983.

13 Методические рекомендации к организа
ции логопедической работы с детьми, имеющи
ми фонетико-фонематические нарушения речи. II
часть(звуки Л и Р). Киев: РУМК спецшкол, 1983.

14. Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи. М., 1978.

15. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков у детей. М., 1972.

16. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. М.,1973.

17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правиль
ного произношения. М., 1981.

18. Чевелева НА Исправление речи у заикаю
щихся дошкольников. М., 1965.

19. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные
занятия с коллективом заикающихся детей млад
шего возраста // Из опыта логопедической работы. М., 1955.

Воспитание и обучение детей

1. Бекина СИ. и др. Музыка и движение:
(Упражнения, игры,ляски Для детей 5-6 лет). М.,1983

2. Бекина СИ. и др. Музыка и движение:
упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). М.,

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развиваю-


щие игры для детей младшего дошкольного возраста. М, 1991.

4.Волкова Г.А., Николаева А.А. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1976. № 11.

5. Волкова Г.А. Воспитание творческой активно
сти у заикающихся детей дошкольного возраста //
Принципы и методы логопедической работы. Л
1984.

6. Волкова Г.А. Содержание логоритмического
воспитания заикающихся детей преддошкольного
возраста // Совершенствование методов диагно
стики и преодоления нарушений речи. Л., 1989.

7. Воспитание и обучение в детском саду / Под
ред. А.В. Запорожца и Г.А. Марковой. М., 1976.

8. Дидактические игры и упражнения по сенсор
ному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.
Венгера. М., 1978.

9. Занимательное азбуковедение / Состав. В. Во
лина. М, 1991.

10. Игры с правилами в детском саду: Сбор
ник дидактических и подвижных игр к "Программе
воспитания в детском саду". М, 1970.

11. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста: Книга
для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М.
Дьяченко. М., 1989.

12. Леушина А.М. Формирование элементарных
математических представлений у детей дошкольно
го возраста. М., 1974.

13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
М, 1979.

14. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991.

15. Методика обучения рисованию, лепке, ап
пликации в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной.


94М., 1971.

1б. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.

17 Моро М.И. и др. Математика в картинках (для занятий с детьми 5-6 лет) М.,1980.

18. Нам весело / Сост. Ф.М. Орлова, Е.Н. Соков-

нина. М., 1973.

19. Программа воспитания в детском саду. М.,

1988.

20.Психическое развитие воспитанников детско
го дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.
М, 1990.

21.Развитие речи детей дошкольного возраста:
Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.
Сохина. М., 1979.

22. Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях / Сост. Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсу
кова / Под ред. М.А. Васильевой. М., 1986.

23.Смоленцева АА Сюжетно-дидактические игры
с математическим содержанием. М., 1987.

24.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и
дошкольного возраста): Пособие для воспитателей
детских садов. М., 1972.

25.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со
звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1991.

26.Усова А.П. Обучение в детском саду / Под
ред. А.В.Запорожца. М., 1981.

27. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М К.Боголюбская, А.Л. Табенкина / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1979.

28. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношении детей 3-5 лет в игре. М., 1984.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.