Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ



Речи

Г.Л. Волкова

Подготовка текста

Е.Л. Сытник, В.Л. Шубов

ОформлениеВ.А. Севрук

В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей.

Печатается по решению РИСа РГПУ им. АИ. Герцена

©1993. Волкова ГА. ©1993, Книгоиздательство "Сайма"


ВВЕДЕНИЕ

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае.

Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре-


чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии


Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Особенности раннего развития: держит голову с ... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов ...

Перенесенные заболевания:

- до 1 года

— после 1 года

- инфекции

— соматические заболевания

Данные о развитии речи ребенка

Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов

Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки,


дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах

Гласные: А, О, У, Ы, И, Э

Свистящие: С, С, 3, 3'

Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю

Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш

Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К',

Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и

Т.Д

Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;

г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная

е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина;

укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д


Речевая моторика Выполнить следующие движения:

а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб
ке, оскал - покой, губами, сложенными хоботком,
подвигать из стороны всторону;

б) для языка: показать широкий язык - узкий,
поднять широкий язык на верхнюю губу - опустить
на нижнюю, узким языком попеременно коснуться
углов рта, лакательные движения языком, пощел
кать языком, присасывая его к твердому небу так,
чтобы натягивалась подъязычная связка;

в) для нижней челюсти: рот широко открыть -
закрыть, осторожно подвигать нижней челюстью
вправо—влево;

г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и
покашлять, сказать длительно "а", выполнить гло
тательные движения.

Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия).

Состояние слуховой функции

1.Данные о состоянии биологического слуха
взять из медицинской карты.

2.Состояние восприятия речи проверить в про
цессе беседы с ребенком и при выполнении пору
чений типа "возьми куклу, положи", "подойди к
шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".


Состояние общей моторики

Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.

Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль-
ное, брюшное, смешанное), объем, продолжитель
ность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова,
для детей 6-7 лет — 3-5 слов.

2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез
мерно тихий, громкий, нормальный), наличие или
отсутствие носового оттенка, монотонности.

Особенности динамической стороны речи

Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.

Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.

Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

1. Анализ:

а) выделение звука на фоне слова по картинкам


и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова;

б) выделение начального гласного в словах (для
детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна;

в) дифференциация звуков по противопоставле
ниям:

мышка — мишка уточка — удочка миска — мишка малина — Марина

шар - жар рожки — ложки

г) определение места звука в слове по отношению
к другим звукам: где находится звук Р в слове "рак",
в слове "пар"?

2. Синтез.

Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.

3. Фонематические представления:

а) придумывание слов на данный звук: С-сумка,
3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц-
цапля.

б) из предложенных логопедом разных картинок
отобрать те, в названии которых имеется данный
звук. Например, на звук С: самолет, стакан, сыр,
сумка, сосна.

Особенности словарного запаса

1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь,
посуда, мебель, домашние животные, дикие зве
ри, школьные принадлежности, транспорт, овощи,
фрукты.

2. Название действия по предъявленному пред
мету: щука - плавает, ласточка -..., кузнечик -...,
змея...


3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист- ...,. цветок -..., дом -..., лимон - ....

конфета - ... .

4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа):

большой - маленький впереди - позади

длинный-короткий входит -выходит

высокий - низкий вбегает -выбегает

далеко - близко смеется - плачет

Состояние грамматического строя речи

1 Словоизменение:

а) изменение по падежам: У меня есть кукла У
меня нет ... (куклы). Я люблю играть с ...(куклой).
Я купаю ...(куклу). Я пою песенку ...(кукле).

б) преобразование имен существительных в име
нительном падеже единственного числа во множе
ственное:

стол - столы лист —

рука - окно -

в) образование форм имен существительных ро
дительного падежа единственного и множественно
го числа:

дом - дома - домов шар —

окно - окна - окон дерево - -

марка - - яблоко — -

книга - - стол - -

г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:


тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто...

д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.

2. Словообразование:

а) образование существительных с уменьшительно-
-ласкательными суффиксами:

стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик

б) образование прилагательных от существитель
ных (подготовительная группа): дерево - деревян
ный, резина -..., стекло -...;

в) образование глаголов движения с помощью
приставок (подготовительная группа): ходить — вы
ходить, входить, заходить, переходить, обходить,
отходить, проходить, бежать -...; летать - ...

Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст


Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.

Вскармливание грудью до ... Последующее вскармливание: смешанное, искуственное Выписка из родильного дома на ... день


Дополнительное пребывание в роддоме, причины

Раннее развитие

Держит голову с ... мес. Сидит с ... мес. Стоит с ... мес. Ходит с ... мес. Первые зубы с ... мес. К 1 году зубов ...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

Инфекции

Ушибы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевое развитие

Лепет, характер лепета Первые слова

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат

Логопедическое обследование

1. Исследование слухового внимания:

определить направление звука (звучащей игрушки),


указать, какая игрушка звучала.

2. Исследование зрительного восприятия:

назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону.

3. Исследование пространственного праксиса:

показать правую, левую руку, сторону; показать предметы впереди, позади, вверху, внизу.

Отметить: в пространстве ориентируется, нет.

Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей.

Сложить фигурки из палочек по образцу.

То же из памяти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.