В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе.
Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей.
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае.
Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре-
чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о семье
Мать
Отец
Жалобы родителей
Наследственные заболевания
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Особенности раннего развития: держит голову с ... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов ...
Перенесенные заболевания:
- до 1 года
— после 1 года
- инфекции
— соматические заболевания
Данные о развитии речи ребенка
Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов
Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих
Состояние звукопроизношения
Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки,
дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах
Гласные: А, О, У, Ы, И, Э
Свистящие: С, С, 3, 3'
Шипящие: Ш, Ж
Аффрикаты: Ц, Ч, Щ
Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'
Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю
Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш
Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К',
Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и
Т.Д
Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;
г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная
укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д
Речевая моторика Выполнить следующие движения:
а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб ке, оскал - покой, губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны всторону;
б) для языка: показать широкий язык - узкий, поднять широкий язык на верхнюю губу - опустить на нижнюю, узким языком попеременно коснуться углов рта, лакательные движения языком, пощел кать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;
в) для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть, осторожно подвигать нижней челюстью вправо—влево;
г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять, сказать длительно "а", выполнить гло тательные движения.
Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия).
Состояние слуховой функции
1.Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.
2.Состояние восприятия речи проверить в про цессе беседы с ребенком и при выполнении пору чений типа "возьми куклу, положи", "подойди к шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".
Состояние общей моторики
Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.
Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.
Состояние дыхательной и голосовой функций
1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль- ное, брюшное, смешанное), объем, продолжитель ность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова, для детей 6-7 лет — 3-5 слов.
2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез мерно тихий, громкий, нормальный), наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности.
Особенности динамической стороны речи
Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.
Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.
Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
1. Анализ:
а) выделение звука на фоне слова по картинкам
и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова;
б) выделение начального гласного в словах (для детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна;
г) определение места звука в слове по отношению к другим звукам: где находится звук Р в слове "рак", в слове "пар"?
2. Синтез.
Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.
3. Фонематические представления:
а) придумывание слов на данный звук: С-сумка, 3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц- цапля.
б) из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук С: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.
2. Словообразование:
а) образование существительных с уменьшительно- -ласкательными суффиксами:
стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик
б) образование прилагательных от существитель ных (подготовительная группа): дерево - деревян ный, резина -..., стекло -...;
в) образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа): ходить — вы ходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить, проходить, бежать -...; летать - ...
Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до ... Последующее вскармливание: смешанное, искуственное Выписка из родильного дома на ... день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины
Раннее развитие
Держит голову с ... мес. Сидит с ... мес. Стоит с ... мес. Ходит с ... мес. Первые зубы с ... мес. К 1 году зубов ...
Перенесенные заболевания
До 1 года
После 1 года
Инфекции
Ушибы
Травмы головы
Судороги при высокой температуре
Речевое развитие
Лепет, характер лепета Первые слова
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат
Логопедическое обследование
1. Исследование слухового внимания:
определить направление звука (звучащей игрушки),
указать, какая игрушка звучала.
2. Исследование зрительного восприятия:
назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону.