Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура ораторского выступления (композиция)



Структурные элементы: вступление (зачин, завязка), основная часть, заключение. Зачин необходим, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Зачин может быть не связан с темой (например: «Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать…»). Завязка – подход к теме выступления (необходимо обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей). Завязка должна захватить внимание слушателей.

Структура выступления зависит прежде всегоотметода преподнесения материала (речь о том, как можно расположить материал в главной части).

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Виды внимания.Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное – то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное - поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

Приемы привлечения внимания аудитории во вступительной части выступления:

А) обращение к событию, времени, месту («Начните с того места, где вы находитесь»); Б) обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми различиям во мнениях; В) ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; Г) риторический вопрос; Д) ссылка на свое эмоциональное состояние («У меня сегодня особенное настроение и вот почему…»); Е) возбуждение любопытства; Ж) демонстрация какого-либо предмета; З) рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; И) цитирование знакомого; Й) исторический эпизод; К) постановка проблемного вопроса и ответ на него; Л) изложение цели и задачи выступления.

Неправильные приемы (случаи «коммуникативного самоубийства»).

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Приемы поддержания внимания аудитории в ходе выступления:А) вопросы к аудитории; Б) организация дискуссии (выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию); В) обращение к отдельным слушателям (скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?»); Г) авансирование (нарочитое затягивание сообщения важной мысли); Д) неожиданное краткое отвлечение от темы; Е) демонстрация предмета; Ж) приближение к слушателям (не следует заходить слишком далеко в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели); З) развлекательные элементы во второй части выступления; И) закон края (закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина). Чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной.

Варианты концовок. Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

И.А.Стернин предлагает следующие варианты концовок: А) цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; Б) обобщающий вывод; В) обращение к слушателям; Г) подытоживающее повторение; Д) иллюстрация; Е) кульминация; Ж) комплимент аудитории; З) юмористическая концовка; И) благодарность за внимание.

Как не надо заканчивать выступление.

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает недоумение. Не следует извиняться («Я понимаю, мне не удалось все охватить»). Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

См.: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996; Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М., 2003.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.