Структурные элементы: вступление (зачин, завязка), основная часть, заключение. Зачин необходим, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Зачин может быть не связан с темой (например: «Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать…»). Завязка – подход к теме выступления (необходимо обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей). Завязка должна захватить внимание слушателей.
Структура выступления зависит прежде всегоотметода преподнесения материала (речь о том, как можно расположить материал в главной части).
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Виды внимания.Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное – то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное - поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.
Приемы привлечения внимания аудитории во вступительной части выступления:
А) обращение к событию, времени, месту («Начните с того места, где вы находитесь»); Б) обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми различиям во мнениях; В) ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; Г) риторический вопрос; Д) ссылка на свое эмоциональное состояние («У меня сегодня особенное настроение и вот почему…»); Е) возбуждение любопытства; Ж) демонстрация какого-либо предмета; З) рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; И) цитирование знакомого; Й) исторический эпизод; К) постановка проблемного вопроса и ответ на него; Л) изложение цели и задачи выступления.
Приемы поддержания внимания аудитории в ходе выступления:А) вопросы к аудитории; Б) организация дискуссии (выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию); В) обращение к отдельным слушателям (скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?»); Г) авансирование (нарочитое затягивание сообщения важной мысли); Д) неожиданное краткое отвлечение от темы; Е) демонстрация предмета; Ж) приближение к слушателям (не следует заходить слишком далеко в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели); З) развлекательные элементы во второй части выступления; И) закон края (закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина). Чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной.
Варианты концовок. Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.
И.А.Стернин предлагает следующие варианты концовок: А) цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; Б) обобщающий вывод; В) обращение к слушателям; Г) подытоживающее повторение; Д) иллюстрация; Е) кульминация; Ж) комплимент аудитории; З) юмористическая концовка; И) благодарность за внимание.
Как не надо заканчивать выступление.
Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает недоумение. Не следует извиняться («Я понимаю, мне не удалось все охватить»). Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
См.: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996; Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М., 2003.