Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Памятка по разделу «Основы риторики»



ПОНЯТИЕ О РИТОРИКЕ

В Древней Греции (т.е. в античности) риторика рассматривалась как искусство убеждать. Например, Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Современная риторика, по мысли А.К.Михальской, - это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс (т.е. «дискурс плюс речевая ситуация»).

Дискурс (от франц. discours – речь) – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими (в переводе с греч. pragma означает дело, действие), социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Иначе дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты). Иначе дискурс - это словесная речь плюс то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение и др.).

Речевая ситуация – условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между участниками. Компоненты речевой ситуации: адресант (кто?) – адресат (кому?) – место (где?) – время (когда?) – мотив речевого действия (почему?) - цель (зачем?), когда реализуется коммуникативное намерение, например, проинформировать о чем-либо, убедить в чем-либо, побудить к действию и т.д.

Речевой акт – единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата.

Высказывания могут быть прямыми (когда мысль выражена прямо) и косвенными (когда говорится одно, а подразумевается другое). Косвенными называются высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим. Например, фраза «Скоро увидимся» при расставании с близким человеком может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь».

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕРБАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют принятую основу вербального взаимодействия. Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации:

1) принцип последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Например, приветствие сопровождается приветствием, если задан вопрос, то ожидается ответ;

2) принцип предпочитаемой структурыхарактеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления. Несогласие формулируется пространно, отсрочено паузой. Пауза позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. Пример: А) – Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. [Пауза]. Б) - И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгула, как вы просили. В) - Хорошо. Соблюдение принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора;

3) принцип кооперации (Г.П.Грайс считает его основой речевой коммуникации) предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Автор работы «Логика и речевое общение» Г.П.Грайс выделяет более конкретные постулаты, соблюдение которых соответствует выполнению этого принципа. Постулаты делит на 4 категории:

А) Количества.Категорию связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. Постулаты: «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется» (для выполнения текущих целей диалога), «Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется».

Б) Качества.Общий постулат: «Старайся, чтобы высказывание было истинным». Частные постулаты: «Не говори того, что считаешь ложным», «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

В) Отношения.Постулат релевантности (т.е. соответствия): «Не отклоняйся от темы».

Г) Способа. Категория касается не того, что говорится, а того, как говорится. Общий постулат: «Выражайся ясно». Частные: «Избегай непонятных выражений», «Избегай неоднозначности», «Будь краток» (избегай ненужного многословия), «Будь организован».

«Я сформулировал постулаты таким образом, - пишет Г.П.Грайс, - будто целью речевого общения является максимально эффективная передача информации; естественно, это определение слишком узко, и все построение должно быть обобщено в применении к таким общим целям, как воздействие на других людей, управление их поведением и т.п.».

Дж.Н. Лич описал ещё один ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Охарактеризуем их.

1. Максима такта. Предусматривает определенную дистанцию между участниками. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, во время общения не стоит связывать собеседника каким-то обещанием или клятвой. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

4. Максима скромности. Это максима неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозитивности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранения предмета взаимодействия, «снятия конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии.Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Понятие «коммуникативный кодекс» (т.е. «сложная система принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев») означает соблюдение принципа кооперации и принципа вежливости.

Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, - коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Критики теории речевых актов обращают внимание на оторванность предложенных схем речевого общения от реальных социальных условий, неучтенность многих параметров их возможного употребления.

Ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другой и т.п. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, повысить его эффективность.

Чтобыречевое общение было продуктивным, следует придерживаться и рядапсихологических принципов.

1. Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.

2. Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы.

3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, что приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

Факторы, которые способствуют установлению благоприятного климата речевого общения:

1) признание не на словах, а на деле плюрализма мнений;

2) предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;

3) предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

4) осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

5) определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск точек соприкосновения.

Нетерпимость к чужому мнению – одна из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения. Необходимое условие эффективной речевой коммуникации - умение слушать.

Слушаниепредставляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Различают два вида слушания. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем.Рефлексивное слушание предполагает активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи выразить свои мысли и чувства, создание благоприятных условий для общения, обеспечение правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Этот вид используется, когда собеседник ждет активной поддержки, одобрения своим словам.

Принципы хорошего слушания: 1.Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с вами; обращайте внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

2.Покажите говорящему, что вы его понимаете. Для этого можно а) обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как «Не повторите ли вы ещё раз?», «Что вы имели в виду?»; б) перефразировать мысли говорящего («Другими словами, вы считаете…»); в) понять и отразить чувства говорящего («Вы, вероятно, расстроены…») ;

3. Не давайте оценок и не давайте советов. Это может снизить активность участников диалога.

ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания - теория аргументации (новая риторика).

Аргументы – это основания, доводы, положения, с помощью которых обосновывается тезис. Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические и психологические.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

- теоретические или эмпирические обобщения и выводы;

- ранее доказанные законы науки;

- аксиомы и постулаты;

- определения основных понятий конкретной области знаний;

- утверждения о фактах.

Следует иметь в виду, что цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр затрудняет восприятие содержания речи.

К психологическим доводам относятся следующие:

- довод к чувству собственного достоинства;

- довод от угрозы;

- довод от обещания;

- довод от сочувствия;

- довод от осуждения;

- довод от сомнения;

- довод от недоверия и т.п.

Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п.

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Основные роды и виды красноречия: а) социально-политическое (выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.); б) академическое (учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение); в) судебное (речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.); г) социально-бытовое (приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи); д) богословско-церковное (проповеди, речи на соборе).

Виды публичных выступлений по цели (И.А.Стернин): информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное.

Виды публичных выступлений по форме (И.А.Стернин)

Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады делают обычно на серьезные научные, производственные, политические темы. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10-15 мин. до 2-3 ч. (например, доклады правительства).

Сообщение – небольшое по времени (5-10 мин.) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обычно делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу.

Выступление– краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки -3-5 мин., тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке – в школе, вузе. Научно-популярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 мин. до 1-1,5 ч. (вузовская лекция).

Беседа –развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.