Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие психологического диагноза



Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана главным образом с проведением психологического обследования, диагностикой развития ребенка и составлением программы помощи. Центральное место в этой области занимают понятия психологического диагноза, прогноза, коррекции и некоторые другие. Кратко остановимся на них.

Понятие психологического диагноза имеет непростую историю и до сих пор неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психологии термин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака [7; 109]. В зарубежной психологии и психометрии данное понятие является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятельного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как «идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов» [199, с. 62]. Такое понимание психологического диагноза широко распространилось и в отечественных работах, сохраняя в своих истоках тесную связь с логикой психометрического подхода [104].

Вместе с тем такое понимание психологического диагноза не может расцениваться как адекватное задачам консультативной практики, возникающим по поводу широкого круга проблем детского развития. Остановимся поэтому на ином — содержательном — подходе к построению понятия психологического диагноза, предпосылки которого были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д. Б. Элькониным, Л.А. Венгером и другими отечественными учеными.

В работах, посвященных детскому развитию, Выготский первым в отечественной науке поставил вопрос о сущности и специфике психологического диагноза какдиагноза развития [36]. Материалы для острой постановки этого сложного вопроса дала практика педологического консультирования, начавшая активно развиваться в нашей стране в 20-х гг. XX в. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: тенденцию к подмене психологического диагноза медицинским и склонность к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка (последнюю Выготский называл «пересказом жалоб» языком научной терминологии). Эти тенденции Выготский в равной мере считал неправомерными и опасными, хотя и вполне понятными на начальном этапе развития теоретической и особенно практической психологии[11]. Он отвергал редукционистский путь в решении вопроса о психологическом диагнозе, подчеркивая, что этот вопрос с самого начала может и должен быть методологически правильно поставлен. Такая постановка означала опору на четкую возрастную периодизацию, на закономерности «всей последовательности хода детского развития», ориентацию на тщательный учет «всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» [38, с. 261].

С этой точки зрения недостаточно выявить симптоматику, представить психологический статус, «определить уровень и характер развития, который достигнут ребенком на настоящий момент» [36, с. 310]. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих симптомов или фактических данных. Поэтому единственно эффективный путь построения психологического диагноза Выготский видел в квалификации данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей («видов трудновоспитуемости»).

Подчеркнем, что в сферу психологического диагноза развития Выготский включал не только позитивную характеристику уровня психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, но также характеристику совокупности условий, его определяющих. Таким образом, даже в случае аномалий развития в центре психологического диагноза ребенка оказывались не его негативные или болезненные проявления, а достигнутый ребенком при определенной системе условий уровень развития: «Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности» [36,с.320].

Если суммировать данные представления о психологическом диагнозе и попытаться кратко выразить их на языке современной возрастной психологии, то содержание диагностического заключения о развитии ребенка будет включать в себя следующие базовые компоненты: 1) общую оценку психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития (как в сфере познавательного, так и в сфере личностного развития); 2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности в целом, так и разных сторон его психической деятельности; 3) психологическую квалификацию характера и степени установленных психологических проблем ребенка.

Особое место в ходе построения психологического диагноза, по Выготскому, занимает также выявление каузально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования — так называемый этиологический диагноз.

Очевидно, что при таком понимании психологического диагноза психолог в ходе обследования ребенка стремится к получению действительно содержательной картины его развития, включающей характеристику наиболее существенных для данного конкретного возраста показателей. Таким образом, диагноз возрастного развития по своей сути не может быть аналогом медицинского диагноза и не имеет ничего общего с действительно опасным «наклеиванием ярлыков».

Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к психологическому диагнозу еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса» [38, с. 267].

Данное требование означает прежде всего необходимость исследования особенностей обучаемости ребенка в ситуации специально организованного сотрудничества со взрослым, но не исчерпывается этим. Для возрастно-психологического анализа не менее важно обнаружить признаки начальных проявлений различных мотивационных и инструментальных образований (например, складывающихся характерологических особенностей у старшего дошкольника), которые в полную меру заявляют о себе лишь на последующих этапах онтогенеза, в результате структурных изменений строения сознания и личности ребенка на рубеже возрастных эпох.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.