Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и нёбная занавеска подняты.
Проверить опущенное состояние гортани можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: нёбная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.
Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание— вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.
У п р а ж н е н и е 32.
Взяв вдох через нос, поискать правильное течение звука в различных (четырех-пяти) удобных для данного голоса высотах («удобных», то есть не очень завышая и не очень занижая).
Во время упражнения внимательно следить за дыханием — правильной работой диафрагмы, ребер и мышц живота. Не терять опоры звука и не переполнять легкие воздухом.
У п р а ж н е н и е 33.
Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что нёбная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.
У п р а ж н е н и е 34.
На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными— А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.
В зависимости от индивидуальных особенностей голоса в начальной работе над этим упражнением сочетания М нужно брать с более верно звучащими гласными. Для одного голоса более легкое и верное звучание может быть на звуках А, О, У, для другого — И, Э, Ы; важно в этом упражнении вначале добиваться непрерывного попадания в маску трех слогов (МИ, МЭ, МЫ), чтобы вырабатывать непрерывно льющуюся и верную струю звука голоса. Укрепив более легкие сочетания, перейти к более трудным.
Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую в дальнейшей тренировке мы будем называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяженному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса будем развивать такое звучание, которое назовем «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.
У п р а ж н е н и е 35.
Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.
Последовательность упражнения:
а) вдох носом;
б) на одном выдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;
в) вдох носом;
г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.
В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору. Проделать упражнение в различных высотах.
У п р а ж н е н и е 36.
Для упражнения можно взять текст короткой пословицы или строчку стихотворения, например:
Красно поле пшеном;
Белеет парус одинокий;
Не ветер бушует над бором.
Для начальной тренировки фразу нужно выбирать с наиболее удобными и верными гласными. Произносится выбранная фраза в распевной и речевой интонациях в трех удобных для голоса высотах. Все слова строки должны произноситься на одном дыхании, а все ударные звуки каждого слова — звучать на одной высоте, как бы «в монотоне». Начать тренировку можно с любой интонации, наиболее легкой для тренирующегося — речевой или распевной, но в дальнейшем обязательно добиваться умения свободно выполнять и ту и другую интонацию. Избегать крика, следить за правильным посылом звука и опорой дыхания.
У п р а ж н е н и е 37.
Средним речевым регистром голоса мы называем наиболее привычное в разговоре звучание голоса, то высотное звучание, к которому постоянно возвращается голос. Средний регистр имеет определенный диапазон. Диапазон среднего регистра может быть небольшим — включать четыре-пять нот различных высот, но может охватывать высотное звучание и большего объема. Говоря о диапазоне среднего речевого регистра, мы не принимаем во внимание широкий диапазон голоса, который может быть у данного студента и больше раскрывается при пении. Нас интересует диапазон, то есть максимальный объем высотных звучании, которые используются в разговорной речи. В неразработанном голосе природный речевой диапазон не всегда используется, и речь, естественно, обедняется, лишается мелодического разнообразия, регистр из пяти нот не дает выразительности, «голосом, поставленным на квинту, не выразишь жизни человеческого духа»[13], — говорил К. С. Станиславский. Иногда бывает так, что средний речевой регистр обладает достаточным диапазоном, то есть в нём есть низкие и высокие ноты, но главного перехода от высоких к низким и наоборот в голосе нет. В таком голосе все ноты существуют как бы сами по себе, не связываются, и человек может говорить либо только на низких, либо только на высоких нотах, а это фактически также делает голос однообразным.
В голосе необходимо добиваться постепенности перехода из одной высоты в другую, плавного звучания голоса. Укрепляя средний речевой регистр, мы, во-первых, воспитываем в голосе гибкость переходов, а во-вторых, постепенно увеличиваем его диапазон, то есть приучаем голос использовать высоты, ранее не использованные.
Упражнение делается следующим образом.
Взяв дыхание через нос и соблюдая правильный посыл звука в маску, произнести тренировочную фразу в речевой интонации, на одной удобной для голоса высоте. Затем, взяв снова дыхание, произнести ту же фразу в звучании более высоком, затем снова дыхание и снова повышение. И так пройти на повышение четыре-пять ступенек. Если первая фраза была произнесена уже в относительно высоком тоне, то трудно будет подняться на четыре-пять ступенек, не насилуя голоса, поэтому нужно начинать упражнение с ноты удобного среднего звучания.
Далее, взяв ту же строчку в том же среднем звучании, попытаться спуститься (снизиться) на несколько ступенек. Также после каждой строчки брать дыхание, следить за правильным направлением звука. При правильном опускании от среднего звука, если мы положим руку на грудную клетку, то почувствуем ее дрожание или вибрацию. Это значит, что у нас работает грудной резонатор. Но вибрация звука в грудной клетке не снимает его звучания в маске. Звук независимо от его высоты обязательно должен посылаться в маску.
Данное упражнение в какой-то мере определяет первоначальный диапазон голоса, так как постепенное повышение и постепенный спуск уже заставляют голос двигаться от одной, высоты к другой. Образуется как бы лесенка из нескольких ступенек. Если мы поднялись на четыре ступеньки от середины и спустились на четыре ступеньки, то объем голоса будет определяться восемью ступеньками, восемью высотами. В начале тренировки не следует увеличивать объем голоса, главное в упражнении — это добиваться правильного направления звука во всех высотах и укреплять это звучание, делать его привычным и свободным.
У п р а ж н е н и е 38.
Принцип упражнения тот же, что и в предыдущем упражнении. Но для тренировки берется уже не одна строка или фраза, которая фактически устанавливает верное звучание одних гласных в разных высотах (красно поле пшеном; белеет парус одинокий и т. д.), а четверостишие. В четверостишии мы должны тренировать разнообразные гласные в разных высотах. Примерные тексты для тренировки голоса в речевой интонации:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин
Ветер принес издалека
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
А. Блок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
лазури жаворонок звонкий.
В. Жуковский
Взять дыхание и произнести первую строчку четверостишия на удобной средней высоте, затем снова дыхание — на новой, близкой к первой высоте произносится вторая строчка, далее снова дыхание — третья строчка (с повышением), дыхание — четвертая строчка (повышение), дыхание — снова первая строчка четверостишия (повышение), дыхание — вторая строчка (повышение) . Итак, всего шесть ступенек — шесть высот.
Затем, задержавшись на достигнутой ступеньке, зафиксировав ее высоту, постараться спуститься вниз. Вдох — первая строка четверостишия на высоте последней ступеньки подъема; вдох — вторая строчка, понижаясь на ступеньку; вдох — третья строчка, еще ниже; вдох — четвертая строчка, еще ниже; вдох — первая строчка, еще ниже; вдох — вторая, ниже; вдох — третья, ниже; вдох — четвертая, ниже. И так, спустились на восемь ступенек.
Во время упражнения нужно следить за тем, чтобы при повышении голос не усиливался, не уходил в крик, а при понижении темп не замедлялся, чтобы различные гласные одной строки попадали на одну высоту и звучали в маске, чтобы голова не поднималась кверху вслед за высотой голоса; держать опору дыхания.
У п р а ж н е н и е 39.
Текст для упражнения в распевной интонации:
Ковыль, моя травушка, ковыль бесприютная,
Росла ты под бурями, от зноя повысохла.
Идет зима с вьюгами, а ты все шатаешься;
Прошла почти молодость, — отрады нет молодцу.
И. Никитин
Повышение идет от ноты удобной, но относительно низкой. Дыхание берется после каждой строчки. Подняться на шесть ступенек и опуститься на восемь ступенек (четверостишие повторяется). Следить за плавностью смены высот и точным попаданием гласных каждой строки на одну высоту.
У п р а ж н е н и е 40.
Для упражнения берутся следующие строчки:
речь — Над светлым озером пурпуровой зари
распев — Вечерний пламень потухает.
речь — На берегу огни разводят косари,
распев — И беззаботно собирает
речь — Рыбак близ камыша сеть мокрую
в челнок;
распев — Уснули в сумраке равнины,
речь — И только изредка прохладный ветерок
распев — Пошевелит листы осины.
И. Никитин
Первая строчка в речевой интонации произносится на высоте относительно низкой. Следующая строчка произносится в распевной интонации, повышаясь на ступеньку, затем — снова речевая интонация с повышением на ступеньку и так до конца. Дыхание берется после каждой строчки.
Это же упражнение на чередование речи и распева проделать еще раз, но попытаться строчку распева не повышать, а делать ее на той же высоте, что и предыдущая строчка в речевой интонации. Последовательность упражнения такая: вдох — строчка в речевой интонации; вдох — строчка в распевной интонации, но без повышения; вдох — строчка в речевой интонации уже с повышением на следующую ступеньку; вдох — строчка в распевной интонации на той же высоте, и так до конца предложенного текста.
У п р а ж н е н и е 41.
Строчка гекзаметра содержит большее количество слов, чем предложенные выше четверостишия, и, следовательно, включает в себя и большее количество звуков, которые должны приобрести единое звучание на каждой высоте.
Принцип упражнения тот же, что при тренировке на четверостишии в речевой и распевной интонациях. Дыхание берется после каждой строчки. Если трудно произнести медленно целую строку в распевной интонации на одном дыхании, то нужно ускорить темп, но не брать дыхание внутри строчки.
Текст для тренировки:
Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
Путники, снова в свою колесницу блестящую ставши,
Быстро на ней со двора через портик помчалися звонкий,
Часто коней погоняя, и кони скакали охотно.
Пышных равнин, изобильных пшеницей, достигнув, они там
Кончили путь, совершенный конями могучими быстро;
Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
Гомер
Точно направлять звук в маску, не забывать о правильном произнесении гласных и согласных звуков, следить за опорой дыхания.
У п р а ж н е н и е 42.
Тренировочный текст:
Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
Путники, снова в свою колесницу блестящую ставши и т. д.
Упражнение также идет на повышение каждой строчки на ступеньку во всем предложенном тексте, а затем на постепенном понижении также по ступенькам. Принцип дыхания тот же — вдох после каждой строчки. Но каждая строчка гекзаметра разбивается на две половины, где одна половина должна прозвучать в речевой интонации, а другая — в распевной, но на той же высоте, что и речевая. Голос из одной интонации должен перейти в другую без перерыва со свободным звучанием в маске. Кроме того, при повышении на следующую ступеньку первая половина строчки звучит в той же интонации (распевной или речевой), в которой кончилась предыдущая строчка. Такая последовательность должна соблюдаться на протяжении всего упражнения.
Вдох — Вышла из мрака младая (речь) с перстами пурпурными Эос (распев)
Вдох — новая высота — Путники, снова в свою (распев) колесницу блестящую ставши (речь) и т. п.
У п р а ж н е н и е 43.
Тренировочный текст: Звон медный несется, гудит над Москвой.
Последовательность упражнения — взять дыхание и, начиная с низкой ноты среднего регистра в речевой интонации, повышать каждое слово со ступеньки на ступеньку.
Задача упражнения — пройти весь диапазон голоса от низких до высоких нот, добирая дыхание перед каждым новым повторением этой фразы. При повышении стараться не усиливать звук.
и т. д.
над Москвой
гудит
несется
медный
звон (можно взять дыхание)
над Москвой
гудит
несется
медный
Вдох — Звон
То же проделать в распевной интонации.
У п р а ж н е н и е 44.
Начиная с удобной низкой ноты, вместе с повышением на каждом слове стихотворной строчки усиливать звук и пройти весь объем голоса до самой высокой удобной ноты. Повышение должно идти большими ступенями или большими интервалами. После каждого слова берется дыхание.
Вдох—голубом! Вдох—моря! Вдох—в тумане!
Вдох—одинокий! Вдох—парус! Вдох — Белеет!
То же самое проделать сверху вниз.
У п р а ж н е н и е 45.
Текст для упражнения:
О степь! Люблю твою равнину,
И чистый воздух, и простор,
Твою безлюдную пустыню,
Твоих ковров живой узор,
Твои высокие курганы,
И золотистый твой песок.
И перелетный ветерок,
И серебристые туманы ...
И. Никитин
Начиная с верхней удобной ноты, на каждой строчке стиха спускаться вниз. Все слова строчки произносятся на одной высоте, но ударный звук каждого слова строчки как бы поднимается кверху.
Звук направляется в маску, должно быть ощущение сто легкости и полетности. Полетности ударного звука нужно добиваться и в строчках, произносимых в нижних нотах. Если текста стихотворения не хватает на весь диапазон, его можно начать сначала.
У п р а ж н е н и е 46.
Тренировочный текст для женского голоса:
речи заветные.
веселые
игры
подруженек Знаю
милых
и сродников да помню лишь
близких
родного друга
батюшку
забыла я любезного.
Все-то
Упражнение делается так:
От удобного низкого звучания на каждое слово идет повышение по всему диапазону, а слова «речи заветные» произносятся на самом удобном высоком звучании. Затем от этой высоты со слов «Знаю да помню лишь друга любезного» голос на каждом слове понижается до самой удобной низкой ноты в более медленном темпе.
У п р а ж н е н и е 47.
Тренировочный текст для мужского голоса.
Принцип упражнения тот же, что и для женского голоса.
видится
правда-то
слышится
горе-то
жалобу толку-то
слезную милая
девица мало —
Слышу я малехонько
У п р а ж н е н и е 48.
Взяв дыхание, послать звук в маску на слове АУ так, чтобы он постепенно усиливался, а затем затихал. Делать упражнение на разных высотах и по всему диапазону. Следить за дыханием.
У п р а ж н е н и е 49.
Текст для тренировки:
Дай взгляну веселей:
Дума — не помога. (верхний регистр)
Для меня ль, бобыля,
Всюду не дорога!
Без избы — я пригрет.
Сокол — без наряда, (средний регистр)
Без казны — мне почет,
Умирать не надо!
В чистом поле идешь, —
Ветерок встречает, (нижний регистр)
Забегает вперед,
Стежки подметает.
И. Никитин
В предложенном тексте три четверостишия. Каждое произносится на одном дыхании и на разных высотах: первое — в верхнем регистре, второе — в среднем, третье — в грудном регистре. Нужно добиваться, чтобы каждое четверостишие звучало как разговорная фраза и удерживалось в намеченном регистре.
У п р а ж н е н и е 50.
Упражнение помогает выравниванию диапазона голоса среднего регистра.
Текст для тренировки:
Дай взгляну веселей:
Дума — не помога.
Для меня ль, бобыля,
Всюду не дорога!
Определить удобную высоту верхнего звучания. От этой высоты пройти предложенный текст по всему диапазону в быстром темпе на одном дыхании. Текст четверостишия на всем диапазоне повторится три-четыре раза. Добиваться плавного перехода из одной высоты в другую. Должен четко работать речевой аппарат.
У п р а ж н е н и е 51.
Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).
У п р а ж н е н и е 52.
В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижении. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.
У п р а ж н е н и е 53.
Двое работают на тексте Бирюча из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка». Задача — объявить приказ царя. Упражнение тренирует силу и полетность звука, а также умение музыкально подхватить и продолжить призыв партнера. Следует использовать работу всех резонаторов, не забывать об опоре, выдерживать стихотворную паузу.
Первый: Слушайте-послушайте,
Государевы люди,
Слободские берендеи!
Второй: По царскому наказу,
Государеву приказанию,
Старому, исконному обычью,
Собиратися вам на завтрее
На вечерней на зорюшке,
Теплой, тихой, погодливой,
В государев заповедный лес,
Первый: На гульбище, на игрище, на позорище.
Второй: Венки завивать,
Круги водить, играть-тешиться,
До ранней зорьки, до утренней.
Первый: Напасены про вас, наготовлены
Пива—браги ячные,
Старые меды стоялые.
Второй: А на ранней заре утренней
Караулить, встречать солнце восхожее,
Вместе: Кланяться Яриле светлому!
У п р а ж н е н и е 54.
Работают двое. Текст — «Баллада о королевском бутерброде» А. Мильна в переводе С. Маршака.
Первый: Король —
Его величество
Просил ее величество,
Чтобы ее величество
Спросила у молочницы:
Нельзя ль доставить масла
На завтрак королю.
Второй: Сто раз прошу прощения
За это предложение,
Но если вы намажете
На тонкий ломтик хлеба
Фруктовый мармелад,—
Король, его величество,
Наверно, будет рад.
Упражнение тренирует гибкость голоса и различные резонаторы. Необходимо определить предлагаемые обстоятельства, которые дадут основания использовать разные приспособления в звучании голоса. Вот пример обстоятельств и ситуаций, предложенных студентами.
Первый: 1) я — паж его величества и очень горжусь своим ответственным постом. Я молод, поэтому мой голос звучит высоко, я приказываю от имени короля;
2) я — паж короля, но меня первый раз послали с таким ответственным поручением, и я предстаю перед важным и старым камердинером. Говорю-то я «молодым» голосом, но не приказываю, а прошу, извиняясь.
Второй: 1) я — любимый приближенный королевы, давно служу при дворе и знаю, что король в стране не пользуется никаким авторитетом. Говорю в нижнем регистре, издеваюсь, предлагая заменить масло мармеладом;
2) я молодой слуга и хотя знаю, что король не пользуется уважением при дворе, мне неловко отказывать старому и уважаемому слуге.
При тренировке партнеры должны использовать как можно больше комбинаций звучания и приспособлений,— так, один произносит текст в верхнем регистре, другой отвечает ему в нижнем, первый произносит в нижнем, второй — в среднем, оба в нижнем и т. д.
В упражнении следует применять те приемы, которые помогают использовать голос в различных силовых звучаниях. Не надо забывать о резонаторах.
У п р а ж н е н и е 56.
В упражнении участвуют трое. Задача та же, что и в предыдущем упражнении.
Первый: Перево-о-озчик! Перево-о-озчик! (Громко.)
Второй: Эге-ге-е-ей! (Громко.)
Третий: Жди-и-те-е! (Тихо, издалека.)
Первый: Скоре-е-ей! (Громко.)
Третий: Плыву-у-у! (Средняя громкость.)
У п р а ж н е н и е 57.
Для упражнения выбирается такой текст, который по своему содержанию дает возможность использовать различные выразительные средства голоса: высоту, силу, тембральные краски, темповые изменения.
Конечно, выбор тех или иных выразительных средств будет определяться смысловым или художественным анализом текста, а не просто формальным поиском «красок». У каждого тренирующегося, безусловно, будет свое творческое отношение к выбранному материалу, вызванное индивидуальной оценкой, собственными видениями и логикой. Важно при работе уже в комплексе тренировать полученные ранее навыки по владению голосом, дыханием и логическому анализу текста. Это способствует развитию интонационной выразительности речи.
Разберем с этих позиций отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок»[14]:
1.Тут дельфины поклонились
2. И ерша искать пустились.
3. Ищут час они в морях,
4. Ищут час они в реках,
5. Все озера исходили,
6. Все проливы переплыли,
7. Не могли ерша сыскать
8. И вернулися назад,
9. Чуть не плача от печали...
10. Вдруг дельфины услыхали
11. Где-то в маленьком пруде
12. Крик неслыханный в воде.
13. В пруд дельфины завернули
14. И на дно его нырнули, —
15. Глядь: в пруде, под камышом,
16. Ерш дерется с карасем.
17. «Смирно! Черти б вас побрали!
18. Вишь, содом какой подняли,
19. Словно важные бойцы!» —
20. Закричали им гонцы.
21. «Ну, а вам какое дело?—
22. Ёрш кричит дельфинам смело.—
23. Я шутить ведь не люблю,
24. Разом всех переколю!»
25. «Ох ты, вечная гуляка,
26. И крикун, и забияка!
27. Все бы, дрянь, тебе гулять,
28. Все бы драться да кричать.
29. Дома — нет, ведь не сидится!..
30. Ну, да что с тобой рядиться,—
31. Вот тебе царев указ,
32. Чтоб ты плыл к нему тотчас».
33. Тут проказника дельфины
34. Подхватили под щетины
35. И отправились назад.
36. Ерш ну рваться и кричать:
37. «Будьте милостивы, братцы!
38. Дайте чуточку подраться.
39. Распроклятый тот карась
40. Поносил меня вчерась
41. При честном при всем собранье
42. Неподобной разной бранью...»
43. Долго ерш еще кричал,
44. Наконец и замолчал;
45. А проказника дельфины
46. Все тащили за щетины,
47. Ничего не говоря,
48. И явились пред царя.
Выразительные средства должны раскрывать действенное содержание каждого события. Не желая навязывать краски, предлагаем примерный разбор каждого события, который может подсказать нужные выразительные средства в тренировке всего комплекса профессиональных навыков сценической речи.
В отрывке повествовательный текст перемежается с прямой речью дельфинов и ерша. Следовательно, возникает возможность искать выразительные средства для речевой характеристики всех действующих лиц.
Так, звучание текста рассказчика будет определяться отношением рассказчика к дельфинам и ершу, его видениями и оценкой событий. Поэтому в возможностях рассказчика — использовать весь диапазон своего голоса, разнообразие темпов, силу звучания голоса и тембральных красок.
Речь дельфинов — преданных служак кита — может звучать на более низких нотах, а реплики ерша — задиристого мужичонки, гуляки-забияки — на верхних нотах среднего регистра. Выразительные голосовые средства в характеристике действующих лиц определяются и различными ситуациями отрывка.
Назовем события:
1. Дельфины принимают приказ отыскать ерша (строки 1—2);
2. Упорные, но безрезультатные поиски (строки 3—9);
3. Неожиданное происшествие (строки 10—14);
4. Ерш найден! (15—16);
5. Дельфины включаются в драку и захватывают ерша (17—32);
6. Поединок дельфинов с ершом на пути к царю (33 — до конца).
В первом событии дельфины с большой ответственностью принимают возложенное на них поручение. Они озабочены тем, чтобы не уронить престиж верных служак царя кита. Фантазия подскажет, как они выглядят, как кланяются царю, как отплывают и т. д. Все это определяет характер речи и голоса рассказчика в первом событии.
Второе событие — выполнение приказа — не осуществляется гладко: перед дельфинами возникает ряд препятствий, одно неожиданнее другого; в местах, где по их предположению находится ерш, его не оказывается. Это делает поиски напряженнее и напряженнее, и все же в результате они оказываются тщетными. Дельфины должны возвратиться, не выполнив приказа. Они утомлены, подавлены своей беспомощностью. В этом куске особенно заметна смена темпов (что определяется внутренним ритмом события), более напряженными станут паузы и появится особое тембральное звучание.
Третье событие характерно своей неожиданностью, внезапностью включения в общий ход развития рассказа. В услышанном из пруда шуме-скандале дельфины узнают голос ерша. С какой же поспешностью дельфины бросаются на дно пруда, чтобы убедиться в своем предположении! Снова меняются темп и сила голоса.
Четвертое событие — ерш найден! Активность дельфинов возрастает. Пережитые муки поисков и бесшабашность ерша включают в их действия желание наказать праздного гуляку, отомстить ему, что выражается в их словах уже в пятом событии, где они разнимают дерущихся.
В раскрытии пятого события должна быть донесена атмосфера ажиотажа драки. Фантазия снова подскажет нужные видения и образы: ерш с таким ожесточением дерется, что даже появление дельфинов — посланцев кита — не пугает его, а воспринимается лишь как помеха в возможной победе над карасем. Поэтому в речи ерша звучит прямая угроза дельфинам, а это в свою очередь распаляет дельфинов на немедленную расправу с ершом.
В шестом событии идет поединок между дельфинами и упирающимся, не желающим следовать за ними ершом, который по-прежнему видит перед собой только своего противника-карася. В его речи и угроза карасю, и обида на него, и просьба к дельфинам отпустить его «подраться». Но дельфины преодолевают сопротивление ерша и с упорством верных слуг выполняют приказ.
Разобрав таким образом любой выбранный для тренировки нужно добиваться четкой технической отработки каждого и следить за тем, чтобы голос звучал без напряжения.