Если сочетание ЗЖ происходит от соединения приставки и корня, а также от соединения предлога и слова, то сочетание ЗЖ. произносится как два твердых ЖЖ:
разжечь — ражжечь, без жалости — бежжалости.
5. В сочетании с гласными звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:
жир — жыр, ширь — шырь, цинк — цынк.
6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:
счет — щщет, счастье — щщастье, возчик — вощщик, без чая — бищщаю.
7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное ЧЧ:
наладчик — налаччик, отчаянье — оччаянье.
8. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как удвоенное Ц:
тридцать — триццать, отца — ацца.
9. Звуки Щ и Ч всегда произносятся мягко:
щука — щюка, чай —чяй, чашка — чяшка.
10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:
городской — гороцкой, советский — совецкий.
11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и как ЧН. ШН остается в словах живого разговорного языка:
В женских отчествах сочетание ЧН произносится как ШН:
Лукинична — Лукинишна, Кузьминична — Кузьминишна, Саввична — Саввишна и т. д.
ЧН остается в словах, имеющих звук Ч в корне слова:
дачный, млечный, печной.
В производственной терминологии (станочный, поточный, съемочный, войлочный) – в произношении также остается Ч.
Часто в зависимости от контекста, в котором встречаются слова с сочетаниями ЧН, они произносятся либо как сочетание ЧН, либо как сочетание ШН, например:
сердешный друг, но сердечные капли,
водошный запах, но водочный завод.
Чем ближе текст к бытовой простой речи, тем более оснований произносить сочетание ЧН как ШН.
12. Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш:
что — што, чтобы — штобы и т. д.
13. Звук Г в следующих местоимениях и прилагательных произносится как звук В:
кого — каво, его — ево, того — таво, светлого — светлова, также в наречии сегодня — севодня.
В наречиях «тогда», «когда» произносится Г.
14. Звук Г в сочетаниях ГЧ, ГК произносится как X:
Легкий — лехкий, легче — лехче, мягкий — мяхкий.
15. В словах с сочетаниями:
СТН —ПРЕЛЕСТНЫЙ
ЗДН — ПОЗДНО
СТЛ —ПОСТЛАТЬ
НДС —ГОЛЛАНДСКИЙ
РДЦ - СЕРДЦЕ
ЛНЦ —СОЛНЦЕ
выпадают средние согласные, и эти слова звучат так: прелесный, позно, послать, серце, сонце, голланский.
16. Согласные Д, Т, С, 3, Н перед мягкими согласными смягчаются:
17. Непременно должны звучать двойные согласные в следующих словах:
а) в прилагательных: длинный, обнаженный, разорванный и т. д.;
б) в словах, где двойная согласная стоит в начале слова: ссора, ссорятся, вводная лекция и т. д.;
в) в середине слова, если ударение падает на предшествующий двойному согласному слог: ванна, гамма, касса и т. д.
18. Особенно внимательно актеру нужно отнестись к произнесению гласных, когда они стоят на стыке двух слов во фразе, как бы «сливаются». Пропуск одной из сливаемых гласных делает фразу иногда совершенно непонятной и уж совсем не литературной, например: «Завидую ли я ему» при пропуске гласных может прозвучать как «Завиду ли яму»; «Вот я иду» — «Вотяду»; «Вхожу в вашу аудиторию» — «Вхожу в вашу диторию».
При нечетком произнесении и слиянии других звуков в стоящих рядом словах может произойти искажение смысла, например: «Однако пусто здесь» может прозвучать как «Одна капуста здесь»; или «Любовь Ани Березко» звучит в небрежном произнесении: «Любовь а не березка».