В следующих фразах найдите трудные слияния звуков на стыке слов и научитесь их не терять при произнесении.
Вот я иду.
Я уходил тогда в поход в далекие края.
Глубокая осень.
Он уже никого не боялся.
Куда ему деться.
Давно углубился он в ученые книги.
Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит.
Я ем уху.
Я это охотно допускаю.
Ну, ухватки у них такие.
Вхожу в вашу аудиторию.
Я осмелился просить вас.
По оперению птиц он легко различал их.
Я о ней ничего не знаю.
З а д а н и е 2.
В работе над отрывками и тренировочными фразами обращайте внимание на трудные для произношения слияния звуков, Выпишите эти фразы и отработайте их отдельно.
З а д а н и е 3.
Выберите из предлагаемых текстов фразы на исправляемые звуки и отработайте их так, чтобы не было заметно усилий и подчёркнутого произношения в трудных для вас местах.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
***
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
***
Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
***
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
***
Своим французом между тем
И граф раздет уже совсем.
Ложится он, сигару просит,
Monsieur Picard ему приносит
Графин, серебряный стакан,
Сигару, бронзовый светильник,
Щипцы с пружиною, будильник
И неразрезанный роман.
***
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
З а д а н и е 4.
Выберите из предлагаемых текстов произведений любое, нужное вам для тренировки дикции. Разберитесь в главной мысли и научитесь читать, раскрывая слушателю содержание и свое отношение к рассказываемому в хорошей, чистой, правильной речи. Прочитайте предварительно главу «Особенности стихотворной речи».