Региональная экономика и управление: Курс лекций / Бондаренко Н.В.
Курс лекций по дисциплине «Региональная экономика и управление» разработаны в соответствии с утвержденным учебным планом и нормативными документами Министерства образования и науки РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление»
Рекомендовано Учебно-методической комиссией филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары Чувашской Республики
1.1. Предмет, задачи и основные понятия курса «Региональная экономика и управление»
1.2. Методы региональных исследований
1.3. Региональные научные исследования в России и за рубежом
1.4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
1.5. Экономическое районирование территории Российской федерации
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
2.1. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации.
2.2. Региональная политика
2.3. Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований
2.4. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
3 СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
3.1. Региональная социальная политика
3.2. Демографическая дифференциация регионов России
3.3. Региональные особенности рынка труда
3.4. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях.
3.5. Национальная политика России: региональные проблемы
4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
4.1. Пространственная организация и специализация хозяйства.
4.2. Отраслевая структура экономики региона
4.3. Территориальные аспекты развития промышленности.
4.4. Региональное развитие агропромышленного комплекса.
4.5. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурных комплексов
5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5.1. Основные показатели социально-экономического развития региона
5.2. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития
5.3. Региональные финансы: сущность и функции
5.4. Особенности региональных инвестиционных процессов
5.5. Региональные особенности инновационного развития России
5.6. Расчет уровня специализации регионов
5.7. Формирование и развитие рынков в регионе.
5.8. Экономическая и национальная безопасность регионов.
5.9. Организация воспроизводственных процессов в регионе.
5.10. Конкурентоспособность региона и пути ее повышения
5.11. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения
5.12. Управление экономикой региона
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса: Формирование наиболее полного объема экономических знаний у студентов экономических специальностей. Включает в себя изучение региональной экономики – единственной научной дисциплины формирующей представление об определенной территории. При этом нужно учитывать, что вся экономическая деятельность происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать в максимально полном объеме.
Тематика курса предполагает дать студентам целостное представление об общих проблемах регионов, об исследовании закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; об анализе, прогнозировании и обосновании направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; об изучении экономики регионов и межрегиональных экономических связях, а также территориальной организации хозяйства, об управлении развития территорий.
Задачи курса:
- изучить общие проблемы развития государства в целом и отдельных регионов в частности и государственного регулирования экономического и социального развития общества;
- знать теоретические основы экономики региона;
- рассмотреть этапы формирования региональной экономики как науки и ознакомиться с трудами отечественных и зарубежных авторов по данной теме;
- изучить опыт региональной политики, накопленный в странах с рыночной экономикой;
- рассмотреть целесообразность и возможность сохранения и рационального использования прошлого опыта государственного планирования в решении территориальных проблем;
- обосновать тезис о том, что социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства: воспроизводственный аспект является основополагающим в исследовании социально-экономических процессов в регионах;
- рассмотреть экономику региона как систему взаимодействующих субъектов – предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи;
- проанализировать тенденции формирования федеративных отношений, принципы федеративного устройства, характер и процедуры разделения функций между разными территориальными уровнями власти;
- проанализировать проблемы благосостояния населения с точки зрения формирования уровня жизни, политики доходов и заработной платы, развития сферы образования, функционирования рынка труда и т.п. в регионах;
Курс позволяет студентам овладеть знаниями и навыками анализа проблем региональных подсистем современных международных отношений, необходимыми для профессиональной деятельности выпускника. Место дисциплины в учебном процессе и в системе вузовских экономических дисциплин определяется предметом изучения – пространственным аспектом состояния и функционирования экономики в теории, в виде моделей. «Региональная экономика и управление» предполагает осуществление деятельности субъектов региона с использованием теоретических основ формирования региональной политики, возможности использования зарубежного опыта при ее реализации для повышения привлекательности региона и роста благосостояния населения и качества жизни.
При изучении данной дисциплины предусматривается:
- проведение лекционных занятий в соответствии с сеткой часов, приведенной далее по тексту;
- проведение семинарских занятий;
- самостоятельное изучение литературы, освоение теоретического материала и написание контрольной работы и реферата по одной из рекомендуемых тем, указанных в данной программе;
- проведение итоговой контрольной работы в виде тестов и решения задач по изучаемым темам.
В результате изучения дисциплины «Региональная экономика и управление» студент должен:
Знать
- на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Уметь
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Владеть
- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Предмет, задачи и основные понятия курса «Региональная экономика и управление»
С учетом важности научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла необходимость углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.
Региональная экономика — это комплексная, интегральная социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.
В Большой Советской Энциклопедии регион определяется как «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)»
В научной литературе существует множество определений термина «регион», но их можно распределить по трем основным направлениям:
1) административная единица
2) хозяйственно-экономическая единица
3) территория с населением, имеющим определенный уровень самосознания.