4. Роль человеческого фактора в реализации опасностей.
5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
6. Значение компетенций в области безопасности.
7. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.
Тема 3. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни (0,5 часа).
1. Источники и воздействие на человека химических негативных факторов (вредных веществ).
2. Источники и воздействие на человека биологических негативных факторов.
3. Источники и воздействие на человека физических негативных факторов (механические и акустические колебания, вибрация, шум, электромагнитные излучения и поля, инфракрасное (тепловое) излучение, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, ионизирующее излучение).
4. Источники и воздействие на человека электрический тока и статического электричества.
Тема 4. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения (1 час).
1. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
2. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.
3. Защита от загрязнения воздушной среды.
4. Защита от загрязнения водной среды.
5. Принципы и методы защиты человека от физических полей, вибрации, шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей, лазерного, инфракрасного (теплового), ионизирующего излучений.
6. Защита от статического электричества.
7. Обеспечение безопасности систем под давлением.
8. Пожаро- и взрывобезопасность.
9. Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные, пожарной безопасности, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения.
Тема 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности (1 час).
1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
2. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.
3. Особенности работы во вредных условиях труда.
4. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов.
5. Психофизиологические и эргономические особенности труда в сфере профессиональной деятельности.
Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (0,5 часа).
1. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
2. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения и порядок их использования.
3. Пожарная защита и защита от взрывов.
4. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим.
5. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
6. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
7. Основы медицины катастроф.
8. Особенности обеспечения пожарной безопасности и пожарной профилактики в сфере профессиональной деятельности.
Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности (0,5 часа).
1. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов управления безопасностью жизнедеятельности.
2. Ответственность за нарушение требований безопасности.
3. Экономика природопользования, безопасности труда и чрезвычайных ситуаций.
4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
5. Региональная система управления безопасностью.
6. Управление безопасностью труда в профессиональной области деятельности.
План лабораторного занятия
Основной целью лабораторного занятия является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Перед проведением лабораторного занятия студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторной работы по выданным им предварительно учебным и методическим материалам.
Наиболее эффективно проведение лабораторных занятий на базе промышленных и научно-исследовательских лабораторий предприятий и организаций. Возможно использование компьютерных программ, моделирующих эксперимент, но как дополнительный, а не основной инструментарий лабораторного занятия, расширяющий диапазон и возможности исследований.