Критерии оценки знаний – это требования, на которые следует ориентироваться при оценке знаний. Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) – осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены. Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.
Основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является устный опрос в форме зачета. Критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:
− полнота: количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;
− глубина: совокупность осознанных знаний об объекте;
− конкретность: умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);
− системность: представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;
− развернутость: способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;
− осознанность: понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.
Основная часть
Объем учебной нагрузки
№ п/п
Наименование темы
Вид учебной работы (часов)
Всего
часов
Л
ПЗ
ЛЗ
СРС
Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения
-
0,5
-
6,5
Человек и техносфера
-
-
-
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
0,5
0,5
-
Защита человека и среды обитания от
вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
-
-
-
Психофизиологические и эргономические основы безопасности
-
-
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
0,5
0,5
-
Управление безопасностью жизнедеятельности
-
0,5
-
10,5
Итого по дисциплине
Каждая содержательная учебная тема дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ориентирована на достижение студентами совокупности регламентированных стандартом и примерной программой компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения.
Характерные системы «человек - среда обитания». Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания.
Понятия «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.
Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.
Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Стихийные бедствия и природные катастрофы.
Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Устойчивое развитие социума в формирующемся обществе риска. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.
Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.
Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности.
Структура дисциплины и краткая характеристика ее основных модулей. Организационно-методические вопросы изучения дисциплины – трудоемкость модулей, виды учебной работы, система контроля, рекомендуемая последовательность освоения модулей дисциплины.
Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. Основные опасности и риски в выбранной области профессиональной деятельности. Отраслевые особенности по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Региональные особенности и проблемы безопасности. Примеры конкретной деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности применительно к выбранному виду и профилю профессиональной деятельности.