2. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения.
3. Химический контроль и химическая защита.
4. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
5. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности.
6. Меры борьбы с терроризмом.
7. Роль и место профессиональной области знаний в прогнозировании и профилактике чрезвычайных ситуаций.
8. Характеристика региона с точки зрения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности (10 часов).
1. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
2. Экономические основы управления безопасностью.
3. Страхование рисков.
4. Государственное управление безопасностью.
5. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности.
6. Понятие экономического ущерба, его виды, составляющие и методические подходы к оценке.
7. Экономическая эффективность превентивных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
8. Компенсационная, превентивная и инвестиционная экономические функции страхования.
9. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
10. Экспертиза и надзор в сфере безопасности.
11. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях.
12. Роль профессиональной области знаний в управлении и организации безопасностью жизнедеятельности.
Планы лекционных занятий
Лекция– это систематическое, последовательное изложение учебного материала, определенной темы. Лекция является одной из основных форм учебного процесса.
Тема 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания (0,5 часа).
1. Классификация негативных факторов среды обитания человека.
2. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий.
3. Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека.
4. Опасные факторы комплексного характера.
5. Информационная защита.
6. Сочетанное и комбинированное действие вредных факторов.
Тема 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения (1 час).
1. Основные принципы защиты человека и окружающей среды от опасностей.
2. Защита от химических и биологических негативных факторов.
3. Защита от энергетических воздействий и физических полей.
4. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
5. Защита от механического травмирования.
Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (0,5 часа).
1. Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения.
2. Защита населения и персонала при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
3. Эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.
4. Организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Планы практических занятий
Практическое занятие– это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных практических действий сфере безопасности жизнедеятельности.
Практические занятия являются формой индивидуально-группового практико-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду и профилю профессиональной деятельности обучающегося. Перед практическим занятием студентам следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории.
Цель практических занятий – формирование у студентов умений в наиболее сложных и общезначимых вопросах безопасности, а также углублять, расширять, детализировать знания, полученные в обобщенной форме на лекции, знания при самостоятельной работе, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
Практические занятия включают в себя опрос студентов по лекционным темам и темам самостоятельной работы, разбор и обговаривание наиболее важных положений безопасности жизнедеятельности, а также доклады, обсуждение рефератов, кейс-метод, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Кроме этого, на практических занятиях применяются имитационные методы активного обучения (познавательный спор, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», анализ жизненных ситуаций). Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал.
Преподаватель при проведении практических занятий в может выступать не в роли руководителя, а выполнять функцию консультанта, советника, который лишь направляет коллективную работу студентов на принятие правильного решения. Занятие осуществляется в диалоговом режиме, основными субъектами которого являются студенты.
При проведении практического занятия учитывается роль повторения, которое должно быть активным и целенаправленным. Повторение для закрепления знаний студентов проводиться вариантно, под новым углом зрения. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания. Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой.