Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные проблемные ситуации



Какие же проблемы решаются консультантом? С чем к нему приходят клиенты, чего они хотят от кон­сультанта-психолога?

Обратившись к одной из последних книг для кон­сультантов, изданной Американской психологической ассоциацией, "The counselling sourcebook. A practical reference on contemporary issues" (New York, 1994), мы обнаруживаем длинный список проблем, с которыми кон­сультанты имеют дело. К ним относится: супружеское и семейное консультирование; консультирование детей, юношества и студентов колледжей; развитие (жизнь) взрослых и пожилых; смерть и умирание; злоупотреб­ление различными веществами; пищевые расстройства; проблемы меньшинств; СПИД; аутизм; расстройства слуха и зрения; бесплодие; фобии; расстройства лич­ности; профессиональное консультирование; юридичес­кие, религиозные проблемы и многое другое.

Опыт "Телефонов доверия" Москвы, Санкт-Пе­тербурга, Одессы, Перми свидетельствует о том, что проблемы отечественных клиентов отличаются не меньшим разнообразием.

Следует заметить, что на характер отражаемых в статистике проблем влияет и принятая консультатив­ным центром классификация проблем, и порядок их ко­дирования Классификация нашего центра, подготовленная Д.Г.Труновым, предполагает 3 основных деления:

1) окружение (О);

2) жизнь в целом (Ж);

3) человек (Ч).

Первый раздел включает проблемы, связанные с се­мьей, местом проживания человека, местом учебы, ра­боты, отношениями со знакомыми, друзьями, с конфликтами на "чужой территории" (улица, учреждения и организации, армия).

Второй раздел фиксирует более общие проблемы, та­кие как смысл жизни, самореализация. Сюда же вклю­чены и финансово-бытовые проблемы и суицидальная активность. Последняя, на наш взгляд, может быть вы­делена в отдельную категорию.

Третий раздел отражает проблемы физиологиче­ского плана, в том числе нормальные психофизио­логические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость.

Классификация проблем организует статистическую обработку данных и облегчает анализ обращаемости в центр. Кодирование проблем также помогает анализу (самоанализу) работы консультанта и облегчает труд супервизора (см. раздел 8.1).

Приведем пример кодирования проблемной ситуации.

Подросток обратился к психологу-консультанту с жалобами на депрессивное состояние; в течение кон­сультации высказывал суицидальные намерения; в бе­седе со специалистом немалое место было уделено вза­имоотношениям с родителями.

В этом случае кодирование проблемы будет вы­глядеть следующим образом: Ч40/Ж51/О13 (т.е. Ч — человек, подраздел № 40 — "Эмоциональные расстрой­ства"; Ж — жизнь в целом, подраздел № 51 — "Суици­дальные намерения"; О — окружение, подраздел № 13 — "Родительская семья").

Несмотря на то, что разные проблемные ситуации можно отнести к одному и тому же типу, работа с клиентами будет протекать совершенно по-разному, и не последнюю роль здесь играет определенная ориен­тация клиента, его тип. 4.2. Типы клиентов и их ориентации

Кратко упомянем некоторые социально-демографи­ческие характеристики клиентов, представление о ко­торых необходимо для понимания основ психологичес­кого консультирования. На первый взгляд это несколь­ко формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Однако достаточ­но четко очерченные границы контингента лиц, обра­щающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение кото­рых чаще всего требуется от психолога-консультанта.
Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

К примеру, следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значи­тельно влияют на консультативную ситуацию (напри­мер, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультатив­ной помощью, достаточно ограничен. По данным Пер­мского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости приходится на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращае­мость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет. Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высше­го и среднего специального образований.

По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному со­ставу следуют инвалиды и рабочие. Менее представ­лены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др Клиенты, как, впрочем, и консультанты, люди раз­ные. Различия и тех и других заключаются, прежде все­го, в определенных характеристиках личности. В неко­торых случаях, в особенности если консультант всту­пает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий. И те и другие достаточно подробно описаны в соот­ветствующих руководствах.

С особенностями личности связано и еще одно раз­личие между отдельными клиентами, знание и пони­мание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ори­ентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основ­ных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");

б) неадекватная — клиент преувеличивает возмож­ности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впе­чатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в пси­хологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменацион­ные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее не сущест­вует. ("Вы согласны, что решения нет?"). Если кон­сультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не со­общенной, и добавляет: "Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разби­раемся в жизни получше вас" (Сталин, Бодалев, 1989.С. 47—49).

Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консуль­тации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригид­ность, жесткость) рентных и игровых ориентации явля­ется показателем нуждаемости клиента не в консуль­тировании, а в психотерапии.

Однако проблема заключается в том, что проявление названных ориентации может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознан­но. И если различные манипулятивные типы достаточ­но хорошо описаны в литературе (см., например, Шостром, 1992), то некоторые иные подходы к рассмотре­нию негативных ориентации заслуживают более детальной проработки.

Например, с точки зрения трансакционного анализа игры на приеме у психотерапевта могут подразделяться на три типа. 1. Игры, в которые играют психотерапевты и дру­гие представители службы помощи: "Я всего лишь пы­таюсь помочь вам" и "Психиатрия".

2. Игры, в которые играют люди с медицинским (пси­хологическим) образованием, входящие в качестве па­циентов (клиентов) в состав психотерапевтических групп, например "Оранжерея".

3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: "Не­имущий", "Крестьянка", "Дурачок" и "Калека" (Берн, 1992. С. 119—141).

Дабы не заставлять читателя откладывать нашу ра­боту и отправляться в библиотеку, приведем несколько примеров названных игр.

1. "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".

В этой игре психолог или психотерапевт дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент (кли­ент) сообщает, что предложение не произвело желаемо­го эффекта. Консультант, пожав плечами, покорно при­нимает известие о неудаче и делает следующую попыт­ку. Обычно он не испытывает потребности разобраться в собственных мотивах, поскольку знает, что многие его коллеги делают то же самое и что он следует "правиль­ной" процедуре. Если психотерапевт столкнется с игро­ком, не собирающимся отступать, ситуация будет медлен­но ухудшаться. В самом худшем случае его клиент пове­дет себя как разозленный параноик, который в один прекрасный день ворвется к нему в ярости, восклицая: "Посмотрите, до чего вы меня довели!". Вот тогда кон­сультант скажет (или только подумает): "Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!".

В распоряжении профессионала имеются несколько способов справиться с приглашением поиграть в эту игру.

1) Приглашение пациента поиграть в эту игру со­вершенно игнорируется. Подобная ситуация может при­вести к полезному столкновению.

2) При более мягкой попытке дать отпор пациенту, психотерапевт просто заявляет, что для него (пациен­та) он всего лишь врач (психолог).

3) Если пациент (клиент) находится в очень воз­бужденном состоянии, то на начальной стадии, воз­можно, придется ему подыграть. В этом случае его ле­чением, вероятно, должен заниматься психиатр. 2. "Оранжерея".

В эту игру активно играют представители гумани­тарных наук, например психологи. Эти молодые люди в компании своих коллег часто в шуточной форме упот­ребляют такие фразы: "Здесь проявляется ваша агрес­сивность" или "Это твоя проекция" и т.п. В роли паци­ентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием (и уже не шутя) предавать­ся взаимной критике, но поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае пове­дение может перерасти в игру "Оранжерея". Играющие в эту игру недавние выпускники медицинских (психоло­гических) факультетов, как правило, обладают преуве­личенным почтением к тому, что они называют "под­линными чувствами". Чувство описывается (преподно­сится группе) как редкий цветок. Создается представление, что проблема состоит лишь в том, до какой степени данное чувство редкостно. Психотера­певт, не разделяющий это убеждение, может вызвать настоящее негодование, словно он бесчувственный не­вежда, изуродовавший хрупкие лепестки экзотическо­го растения.

Для успешной психотерапии в данном случае не­обходим иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру, она будет продолжаться го­дами, никак не изменяясь. Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое "вознагражде­ние", поскольку оно дает возможность избежать пси-

холерической близости, особым образом обставляя си­туацию. Вместо того, чтобы культивировать свои чув­ства в душной атмосфере оранжереи, пациенты (кли­енты) должны дать им возможность произрастать ес­тественным образом. 3. "Неимущий".

Эта игра — способ заработать на жизнь как для про­фессионалов, так и для их клиентов. Например, в од­ном из агентств по экономической реабилитации неиму­щих, судя по официальным отчетам, клиенты агентства постоянно "делали успехи", но лишь немногим удава­лось "реабилитироваться". Большинство этих "обездо­ленных" были клиентами подобных агентств в течение нескольких лет, переходя из одного агентства в другое. На словах они каждый день были заняты прилежными поисками работы, но фактически тратили на это очень мало усилий. К родственным играм относятся "Вете­ран" (в русской версии "Пенсионер") и "Больница". Эти игры ведутся между организациями, занимающи­мися делами ветеранов, лиц, достигших пенсионного возраста, и инвалидов. В "Больницу" играют некото­рые пациенты лечебных учреждений. Если первые по­лучают денежную компенсацию, то у вторых есть дру­гие "вознаграждения" (например, получение эмоцио­нальной поддержки, тепла, избегание каких-либо обязанностей).

Профессиональное противодействие таким играм должно состоять в отказе от предоставления игрокам материальных благ, а иногда и психологических выгод.

4. "Дурачок".

Тезис этой игры можно сформулировать так: "Да, я глуп, но такой уж я есть...". Играющий в эту игру с дет­ства привык к тому, что люди будут вполне удов­летворены им, пока он ведет себя как дурачок. Поэтому в школе ему не нужно заниматься, на работе он не дол­жен стараться приобрести какие-то знания и т.п.

Бороться с такой игрой нелегко. Для превращения "Ивана-дурака" в "принца" необходима серьезная пси­хотерапевтическая работа. 5. "Калека".

Сходной с предыдущей, на наш взгляд, является и эта игра, тезис которой звучит так: "Что вы хотите от калеки". Такая игра особенно пагубна в клинической практике, когда никакого результата от любых вари­антов лечения ждать невозможно. Психотерапевт на вопрос клиента: "Чего вы хотите от невротика (кале­ки)?" (или на другой аналогичный вопрос) — может ответить примерно следующее: "Я ничего не хочу. Про­блема в том, чего вы сами от себя хотите". Пациент (клиент) должен ответить на этот вопрос серьезно. Единственная уступка, на которую может пойти психо­терапевт, состоит в том, чтобы дать клиенту достаточ­но много времени для ответа.

Пациенты (клиенты) могут играть и в другие раз­новидности игр. Например, "Скажите-ка мне вот что". В этом случае клиент рассказывает свой сон или ка­кое-то происшествие, случившееся с ним, а психо­терапевт пытается интерпретировать, задавая соот­ветствующие вопросы. В завершении игры клиент как бы говорит психотерапевту: "Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не помогли, кто же вы после этого?".

Родственной игрой является "Почему бы вам не ... — Да, но...". В ней клиент первоначально согласен с пред­лагаемыми ему вариантами решения проблемы, но ... осуществить их ему постоянно что-то мешает (Берн, 1992).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.