Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УВАЖЕНИЕ И ТЕПЛОЕ ОТНОШЕНИЕ



Холодный, озабоченный сохранением дистанции психотерапевт может быть компетентным и профессиональным, но за этим фасадом может скрываться враждебность и нелюбовь к людям. КО-терапевт уважает других людей и умеет передать это чувство клиенту. В этом параграфе уважение и теплое отношение рассматриваются как необходимая часть истинной эмпатии.

Психолог, не уважающий своих клиентов, может придумывать им клички, изображать “помощь”, хвастать своим професионализмом перед клиентом и коллегами, позволяет себе расистские или другие двусмысленности и т. д. Хотелось бы подчеркнуть, что такие случаи крайне редки в сфере психотерапии, но все же случаются. Очень четко отсутствие уважения к клиенту проявляется во время “перекуров”, когда психологи отпускают колкие замечания в адрес клиента в явной либо скрытой форме.

Вот несколько возможных способов передать клиенту свое уважение:

Существуют два основных способа передачи уважения — это предложения, усиливающие высказывания клиента и предложения, показывающие, что вы уважаете его мнение.

Предложения усиления представлены фразами типа: “Вы хорошо излагаете свою точку зрения” или “отличный инсайт”. Построения второго типа — это “Я так не считаю, но я представляю, как вы пришли к такому убеждению” или “Пожалуй, я не согласен с тем, что вы вправе так думать”. Легко заметит что уважение и положительное отношение тесно связаны (Айви и Офер, 1978).

Представим, что Донна просила психолога о его мнении. Как ему следует реагировать?

Донна: Вы слушали меня довольно долго. Как, по-вашему, я должна поступить?

Психолог: Я вижу, вы склонны сохранить ребенка. Я это одобряю, ценю жизнь. Если бы я был на вашем месте, я бы чувствовал то же самое. Я надеюсь, у вас будет ребенок — я думаю, это ваше решение. Какова ваша реакция на мои слова ? Я думаю, вы справитесь.

Правильно ли действовал психолог в приведенном здесь самораскрытии? В зависимости от системы ценностей и теоретических убеждений, ответ может быть различным — от оптимистического “да” до абсолютного “нет”. В подобной ситуации психологи не ищут легких ответов и, пожалуй, не обязательно соглашаться с их мнением. Соглашаться или нет — это спорный вопрос, но, пожалуй, не вызывает сомнений, что отвечать на подобный вопрос на ранних стадиях интервью не стоит. Более уместно делать это в конце сеанса.

Уважение жизненно важно для успешной терапии. Это понятие отличается от понятия теплоты. Уважение к чужой точке зрения может быть, а теплое личное отношение — отсутствовать. А вместе они образуют весьма мощную комбинацию.

Теплота в отношениях, как было показано, крайне важна для построения минимального уровня эмпатии. Но что такое теплота? Теплота — это эмоциональное состояние к клиенту, выраженное невербальными средствами. Поза, жесты, интонация, выражение лица и даже прикосновения, когда это необходимо — вот из чего складывается теплота, вот как она может быть передана клиенту. Огромную роль здесь играет улыбка. Кроме того, теплота — это форма вашего самовыражения в мире. В эмоционально теплая личность? Как вы это выражаете?

Разделить понятия уважения, теплоты и положительного от-ношения не всегда представляется возможным. Хотя можно представить себе человека, который выражает свою поддержку, уважение в холодной манере. Отсутствие теплоты может перечеркнуть положительное отношение. Передача клиенту теплоты при помощи улыбки, интонации и других невербальных средств добавляет эффективности высказываниям психотерапевта.

КОНКРЕТНОСТЬ

Психолог: Можете ли вы дать мне конкретный пример того, что происходит, когда вы и ваши родители спорите о характере Рони?

Клиент приходит к психологу с неясными, неочерченными жалобами. Задача профессионального терапевта— понять неясные факты, выяснить проблему. Эффективное интервью обычно движется от неясного списания глобальных проблем к более ильному обсуждению повседневной реальности.

Донна: Ну, родители мне не помогают. (Туманно)

Психолог: Вы могли бы выделить ту сферу, где они вам не помогают ? Не могли бы привести конкретный пример, произошедший на прошлой неделе? (Конкретно)

Донна: Когда они узнали, что я беременна, они постоянно ворчат и хотят, чтобы я избавилась от ребенка. (Более конкретно)

Психолог: И что они говорят? Что сказали вы? (Конкретно)

С помощью таких вопросов вы переходите от некого общего мнения к пониманию того, что же на самом деле произошло. Намного легче понять человека, если знаешь конкретные факты. Часто глубина интервью задается именно конкретностью вопросов и ответов. Вообще, большинство клиентов приветствует конкретность, так как “объективные факты” менее подвержены искажениям. Далее, конкретность и точность дают солидную базу для решения проблем.

Но иногда эмоциональные переживания могут быть слишком сильными, чтобы сразу обсуждать конкретную специфику. В случае изнасилования распрашивание о конкретных фактах следует отложить. Североамериканцы предпочитают обсуждать конкретику, но такой подход может оттолкнуть некоторых азиатов, европейцев или африканцев, чья культура требует более тонкого подхода.

Поиск конкретных фактов лежит в основе почти всех интервью. Часто клиент недопонимает ситуацию, неконкретно ее определяет. Задавая открытый вопрос: “Вы можете привести конкретный пример?” — вы в силах спрямить течение беседы.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

В английском языке три времени — прошлое, настоящее и будущее. Вообще, наиболее сильны по своему воздействию те фразы психолога, которые относятся к настоящему времени — их можно считать непосредственными, незамедлительными. Хотя различные теории делают ударения на различных временных направлениях. Например:

Психодинамическая теория (особенно ее классический ва­риант) имеет дело в основном спрошлым, концентрируется на прошлых переживаниях клиента. Гештальт-терапия и экзистенциальная сконцентрированы насейчас и обращают особое внимание на ситуации “здесь и сейчас”. Терапевты бихевиористического направления могут углубляться в прошлое, но их в основ- ном интересует, как помочь клиенту самореализоваться в будущем.

То, в каком времени происходит сеанс психотерапии, в значительной степени определяет стиль взаимодействия клиента стерапевтом. Рассмотрим следующий пример:

Клиент: Мне страшно.

Психоаналитик: Ваши свободные ассоциации показывают, как ваши детские переживания связаны с этим чувством?

Экзистенциальный терапевт: Вам страшно. Что конкретно означает сейчас для вас это чувство?

Психолог-бихевиорист: Исходя из этого чувства, что вы хотите делать?

Каждый из приведенных отрывков эффективен по-своему. Эффективность зависит от вашего мировоззрения и понимания целей процесса терапии. Каждый ход ведет клиента к более конкретному раскрытию, но взгляд на мир идет по разным временным направлениям.

Непосредственность понимается Кархафером и Идженом как непосредственное обсуждение задач между психологом иклиентом. Для раскрытия понятия непосредственности очень важны микротехники обратной связи и самораскрытия. Как только во время консультирования вы переходите к настоящему времени, то возникает необходимость использовать предложения самораскрытия и обратной связи. Подобный стиль психоте­рапии характерен для роджеровской и экзистенциальной тера­пии. Все они задают вопрос: “Что происходит с вами сейчас?”

Как бы мы не определяли понятие непосредственности (как отношения клиент-психолог или как временная направленность беседы), мы в любом случае обнаружим, что этот термин хорошоописывает интервью, которое проводила Джоан с м-ром С. Например:

3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь.

4. Д: Вы чувствуете себя неплохо сегодня.

17. Д: Вы смеетесь, но по тону вашего голоса и вашему виду я чувствую, что вам не до смеха.

27. Д: Я понимаю, что вы чувствуете сейчас давление.

96. Д: Позаботьтесь о себе. Время настало. Не так ли?

В каждом из приведенных отрывков Джоан использует на- стоящее время, которое обогащает беседу.

Хотя наши клиенты живут в настоящем времени, они имеют опыт прошлого и планы на будущее. В случае с м-ром С. мы видели, что в настоящем он жил своим прошлым, и чтобы изменить свое будущее, надо было разорвать эту связь. То, что Джоан использовала непосредственность, сделало сеанс более эффективным.

Хотя следует заметить, что иногда не стоит быть слишком конкретным и обращенным в настоящее. Если ситуация становится напряженной, психолог может обратиться к прошлому.

Донна: (дрожащим голосом и со слезами на глазах). Я так отвратительно себя чувствую. Мне уже все равно. Все так безнадежно.

Психолог: А на прошлой неделе вы чувствовали себя лучше? Донна: Да, все накапливалось, а сейчас обрушилось на меня.

Психолог: Давайте вернемся назад и рассмотрим один прием, который, похоже, работает при общении с такими людьми, как ваши родители.

Второе утверждение психолога уже нельзя назвать непосредственным, оно обращено к прошлому. Клиент вынужден отвечать в том же ключе, но уже с меньшей конкретностью. Затем психолог фиксирует внимание клиента на положительном опыте из прошлого. Здесь возможно перейти вновь к конкретным событиям. Следует заметить, что не всегда следует бояться выражения клиентом сильных эмоций. Профессиональный терапевт знает, когда надо быть конкретным, а когда необходимо разрядить ситуацию и снять напряжение. Кроме того, разные теории по-разному подходят к этой проблеме. Мы можем определиться в этом вопросе, используя свой жизненный опыт и знание теорий. Независимо от вашего решения, обязательно надо понимать степень воздействия на клиента ваших приемов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.