Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВА СУБЪЕКТА, НО ЧЕТЫРЕ УЧАСТНИКА



Обычно полагают, что консультирование и психотерапия — это отношение двух личностей, консультирующего и клиента. Исторически сложилось представление, что только терапевту необходима эмпатия для работы с клиентом. Сейчас есть все основания говорить о том, что эмпатия требует более широкого понимания. На самом деле, возможно существование четырех участников интервью: психолог, его культурно-исторические истоки; клиент, его культурно-исторические истоки.

В теории Дакана (1966, 1967) делается предположение, что интервью — это не просто отношения между двумя людьми, физически присутствующими на сеансе. Это еще и взаимоотношение культур. То есть в процесс консультирования вовлечены как минимум четверо, и то, что мы принимали за беседу терапевта и клиента может оказаться процессом взаимодействие между их культурно-историческими корнями. Следующий рисунок иллюстрирует точку зрения Дакана:

 
 

 

 


Отметим, что консультирование — предмет более сложный, чем просто выдача клиенту рекомендаций. Культурная принадлежность всегда должна учитываться. На приведенном рисунке терапевт и клиент — это мы видим и слышим в процессе интервью. Но никто не может уйти от своего культурного наследства. Некоторые психологические теории имеют тенденцию к антиисторизму и недооценивают влияние культурной принадлежности клиента. Они фокусируются в основном на отношениях клиент -психолог, опуская более интересные факты их взаимодействия.

Шнайдерман (1983) утверждает, что “тот, кто стремится стереть культурные различия и создать общество, в котором не существует чужеродность, идет к отчуждению... Моральное отрицание чужеродности — это расизм, вряд ли можно в этом сомневаться”.

Эмпатия требует, чтобы вы понимали как личную неповторимость, так и “чужеродность” (культурно-исторический фактор) своего клиента. Исторически эмпатия фокусировалась на личной неповторимости, а про второй аспект забывали. Например, для психологов США и Канады характерно ожидание, что все клиенты, независимо от их культурной принадлежности, будут одинаково реагировать на одно и тоже лечение. Если исходить из концепции Дакана, то подобная терапия выглядит так:

 
 

 

 


Таким образом, культурно-историческое влияние здесь отражено, но клиент и психолог не осознают этих проблем.

А вот что еще случается иногда в процессе интервью:

 
 

 

 


В этом примере клиент осознает специфику своей культурной принадлежности и учитывает ее в своих планах на будущее. Психолог, однако, исходит из теории, основанной на индивидуальной эмпатии и не обращает внимание на это важное обстоятельство. Кроме того, клиент видит в консультанте только культурный стереотип. Такой пример — отнюдь не исключение из правил, и многие не белые клиенты, пытавшиеся получить консультацию у неквалифицированного белого психотерапевта, с готовностью подтвердят это.

В идеальном варианте оба — психолог и клиент — осознают и используют культурно-исторический аспект. Эмпатию уже нельзя считать “необходимым и достаточным” условием, если не уделять внимания культурному аспекту.

Модель Локана дает дополнительный импульс для построения определенного уровня эмпатии. Иногда клиент и психолог полагают, что они говорят друг с другом, тогда как на самом деле они являются только пассивными наблюдателями того, как взаимодействуют две культурные установки (см. следующий рисунок). Вам могут показаться странными реакции некоторых людей, и только позже вы начинаете понимать, что эти трудности коммуникации проистекают из разных культурных стилей и разной значимости одного и того же стимула.

 
 

 

 


Подобный пример может оказаться типичным при общении иммигранта-вьетнамца и психолога из среднего класса. Они могут разговаривать друг с другом, но степень понимания будет очень мала, и в действительности это говорят две культуры, а сами личности затеряны в этом процессе.

Дакан предлагает модель для психоаналитической теории, цель которой — достичь культурно-исторических корней клиента и найти пути реконструкции личности. Задача терапии — стимулировать понимание культурно-исторических факторов, которые проявляются в конкретной жизни индивида. Приведенную ниже модель можно отнести к психоанализу французской школы, но она также объясняет роль терапии: “В самом ли деле проблема заключается в клиенте, или причина ее коренится культурно-исторических условиях?”

 
 

 

 


Когда психолог добивается установления определенного уровня эмпатии, то необходимо учитывать не только индивидуальность клиента. Одна только эмпатия — это неэффективный подход. Эмпатию можно считать частью терапии, только если она опирается на знание окружающей среды. В свете долгой истории этого понятия последнее утверждение может показаться слишком радикальным. Однако исследования показали, что эмпатия оказывается не столько успешной, как это предполагал Карл Роджерс. Логично будет предположить, что в своей основе эмпатия является все-таки необходимой, но следует вносить изменения, учитывая новые факты о роли культуры.

Давайте рассмотрим примеры культурной эмпатии, которая все еще является важным элементом психологической помощи. В этой главе подробно рассматривается построение индивидуальной эмпатии.

Таблица 4.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРАПЕВТА,

КОМПЕТЕНТНОГО В КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКАХ

ОТНОШЕНИЕ ЗНАНИЕ НАВЫКИ
1. Претерпел эволюцию к осознанию феномена культуры, стал восприимчив к собственному культурному наследию, научился уважать и понимать различия. Имеет ясное представление о механизме действия социаль­но-экономической системы США по отношению к мень­шинствам. Способен к выра­ботке большого набора вербальных и невербальных реакций.  
2. Понимает свои собственные ценности и склонности, а также то, как это влияет на общение с клиентом, принадлежащим к национальному меньшинству. Обладает специальными знаниями и информацией о той конкретной группе, с которой работает. Способен посылать и принимать вер­бальные и невер­бальные сообщения грамотно и точно.  
3. Его не смущают расовые и религиозные различия между психологом и клиентом.   Имеет четкое представление о теориях культурно-ориентированного консульти­рования.   Способен приме­нять навыки воз­действия на пользу клиенту.  
4. Отзывчив к обстоятельствам (личные склонности, этническая идентификация), которые имеют отношение к причастности клиента к определенной культуре меньшинства. Понимает те барьеры, кото­рые мешают представителям меньшинств пользоваться психологической помощью.    

КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ

Интенциальный психолог или терапевт должен быть способен вырабатывать различные варианты общения с разными культурными группами. Вы, как интенциальный психолог, явля­етесь продуктом своих культурных и исторических истоков. Ваш клиент может иметь, хотя и близкие, но отличные от ваших, культурные корни. Не найдется и двух индивидов с абсолютно одинаковыми культурными корнями. Важным для понимания эффективной эмпатии является осознание того, что чужой взгляд на мир существенно отличается от вашего. В табл. 4.1 обсуждается проблема культуры и консультирования. Достаточно ли вы подготовлены, чтобы построить эмпатию с людьми разных рас, различных религий, сексуальных наклонностей, возрастов, этнических групп, а также с теми, кто имеет некоторые специальные проблемы (развод, наркотики)? Ясно, что мужчины и женщины нуждаются в равной психологической помощи. Как психолог и терапевт, вы должны быть готовы к работе с людьми, кардинально отличающимися от вас самих.

Есть несколько способов подготовить себя к более глубокому пониманию этого. Первый — это поставить перед собой за- дачу осознать различия с последующим изучением эмпатии и навыков выслушивания. Если вы правильно умеете выслушивать, то клиент неизбежно проявит то, насколько комфортно он себя чувствует. Но как показывают исследования, навыки эмпатии психолога — это еще не все. Таким образом, нам нужна долговременная программа изучения ключевых аспектов индивидуальных и культурных различий. Вам надо попробовать по- работать в разных теоретических ориентациях, которые могут быть полезны тем, чьи культурно-исторические корни отличаются от ваших.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.