Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ



ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

 

ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭМПАТИИ

Для эмпатии необходимо, чтобы вы вошли в мир клиента, видели все окружающее его глазами, “влезли бы в его шкуру”. Эта глава должна помочь развить ваши способности к эмпатии. Мы преследуем следующие цели:

1. Дать определение эмпатии и показать его историческую эволюцию.

2. Как можно более расширить понятие эмпатии с помощью учета культурного и этнического контекста как психолога, так и клиента.

3. Дать определения непосредственности, конкретности и искренности. Именно эти термины определяют пути к культурн­ой и индивидуальной эмпатии.

Понятие эмпатии имеет долгую и значительную историю. В работе, вышедшей в 1957 г. и озаглавленной “Необходимые и достаточные условия терапевтических изменений личности” Карл Роджерс сделал категорическое утверждение, что эмпатия и близкие ей понятия — это все, что требуется для развития личности клиента. Чтобы помочь клиенту, писал Роджерс, необходимо:

1. Установить интегрированные, конгруэнтные отношения с клиентом.

2. Безусловно, априорно положительно относиться к клиенту.

3. Суметь передать ему это отношение.

Роджерс приводит определение эмпатии, характерное для того времени: “Вам надо только выслушать человека и дословно повторить то, что вы услышали. Никогда не вмешивайте в вашу речь свои собственные представления, не приписывайте клиенту то, что он не говорил... Чтобы убедиться, что вы все поняли, вставьте в свою речь одно-два предложения, которые точно передают смысл сказанного клиентом. Пусть это будет сказано своими словами, но для обозначения ключевых проблем используйте слова клиента”.

В этом определении видны определенные параллели с навыками наблюдения, с методами пересказа, отражения чувств и резюме, которые описывались в предыдущей главе. Более того, факторный анализ эмпатии (Зиммер и Парк, 1967, Зиммер и Андерсон, 1968) показывает, что психолог с высоким уровнем эмпатии имеет тенденцию часто применять навыки внимания. Показано также, что невербальные навыки внимания, такие, как визуальный контакт, жесты, физическое расстояние имеют прямое отношение к эмпатии (Хааз и Теппер, 1972). Таким образом, элементарный уровень эмпатии достигается с помощью эффективного использования навыков и методов внимания.

Эган (1975) выявил два типа эмпатического понимания. Первый тип — “первичная эмпатия” — напрямую связан с пониманием в стиле Роджерса и включает в себя основные навыки внимания. Второй тип — “усиленная точная эмпатия” — требует больше вкладывать себя, и часто требует прямых попыток повлиять на клиента. Используя такие методы воздействия, как самораскрытие, директива, интерпретация, психолог может повысить уровень эмпатии. Полезно описать два типа эмпатии на примере интервью с м-ром С. из предыдущей главы:

С.: Мне вспомнилось кое-что из прошлого. Я что-то занял у брата и не сказал ему об этом. А когда он это обнаружил, то он обрушил на меня ругань, вышел из себя и раскричался. Кажется, мне было 6 лет. Он просто вошел ко мне в комнату и закричал. Я был несчастен. (Глаза у м-ра увлажняются...)

Пример эмпатии первого вида:

Д.: Да, я вижу, что вы были очень несчастны.

Пример точной усиленной эмпатии:

Д.: Я тоже была бы несчастна на вашем месте. Насколько я поняла…, вы боитесь обидеть людей потому, что вас когда-то обидели.

Пример первичной эмпатии включает отражение чувства, что и 66 лет назад. Комментарий Джоан здесь носит “обменный” характер и идет с его точки зрения. В примере усиленной эмпатии (начало в п. 53 и более глубокая —в п. 59) Джоан добавляет самораскрытие и интерпретацию, которые продвигают м-ра С. в нужном направлении на новый уровень осознания своих проблем. Грамотно применяемый, этот прием помогает клиенту, как это и случилось в данном интервью. Однако, примененный наспех и недостаточно обдуманный, этот прием может оказать деструктивное воздействие. Усиленная точная эмпатия и методы воздействия всегда добавляют в психотерапии элементы риска. Исключительно внимательное отношение к клиенту приводит к такого рода отношениям, когда воздействие слов психолога многократно возрастает.

Кархафор (1969) рассматривал ту же проблему, используя несколько иную терминологию. Он писал о пяти уровнях эмпатии, среди которых упоминаются деструктивная (первый уровень), “взаимоувязанная реакция” (третий уровень) и в конце “добавочная эмпатия” (уровень 4 и 5), которая по смыслу близка к понятию усиленной точной эмпатии”, введенного Эганом. Далее эти подходы к эмпатии будут обобщены в разделе “Эмпатия — шкала рейтинга”. Популярность термина эмпатия привела к дальнейшим исследованиям в этой области. В ранних работах нашли свое подтверждение взгляды Роджерса. В более поздних обзорах, однако, появились сомнения в том, является ли эмпатия на самом деле основным условием эффективной терапии и так ли уж она важна, как считалось ранее. Вы можете обратиться к главе XIII, где приводится обзор исследований по этой противоречивой теме. Парлов, Васкоу и Вольф, например, критикуют эмпатию и утверждают, что исследования приводят к необходимости расширять деятельность терапевта с учетом разных групп пациентов и конкретных условий лечения (1973).

Однако же трудно себе представить сеанс психотерапии без кого-нибудь, пусть самого минимального уровня эмпатии. Последние теории доказывают, что основные условия психологической помощи и эмпатии — понятия гораздо более сложные, чем казалось раньше. Осложнения вызывает культурный фактор. Именно он затрудняет понимание иной личности.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.