Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации для преподавателей.



Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» является неотъемлемой частью общекультурной и профессиональной подготовки студента дошкольного психолого-педагогического образования. Она решает задачи формирования современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, всем богатством языковых средств, и задачи повышения коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Содержание дисциплины основано на современной концепции культуры речи, которая включает, кроме нормативных аспектов, коммуникативные и этические аспекты культуры речи. Занятия по данному предмету носят обучающий, практический характер. Приобретенные умения и навыки студенты могут использовать, одновременно углубляя и закрепляя их, на практических занятиях по современному русскому языку, спецметодикам и во время педагогической практики.

Лекционный курс включает основной круг теоретических знаний, который может быть значительно расширен при знакомстве с многочисленными учебниками и учебными пособиями. В семинарские занятия включены как вопросы теоретического плана, так и практические задания и упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений и навыков.

На занятиях разумное соотношение теории и практики, последовательность знакомства с темами определяет сам преподаватель. Основные формы работы - коллективная и индивидуальная. Кроме того, преподаватель контролирует и направляет самостоятельную работу студентов при подготовке к устному выступлению и выразительному чтению художественных текстов.

Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» тесно связано с теми знаниями и умениями в области родного языка, которые были получены первокурсниками в школе. Уровень подготовки бывших школьников может существенно различаться, поэтому предлагается выполнить диагностирующий тест. Предлагаемый тест позволит определить фактический уровень подготовленности, что позволит скорректировать содержание курса.

По ходу изложения теоретического материала студентам предлагается выполнить задания, способствующие более полному и глубокому его осмыслению.

Зачет по данному курсу предусматривает проверку умений публично выступать перед аудиторией с сообщением на избранную тему и выразительно читать эпические и лирические произведения. Проверку практических умений целесообразно проводить по мере готовности студента к зачету. В конце изучения курса организуется и проводится открытый концерт-зачет.

 

Дидактические материалы

Контрольный тест

Вариант 1

№ 1.В данной стилистической парадигме диалектным является слово

1) крикун 2) ротан 3) горлопан 4) горлодер

 

№ 2. Общим для официально-делового и научного стилей является признак

1) императивность 2) обобщенность 3) точность 4) отвлеченность

 

№ 3. В данной стилистической парадигме имеет высокую окраску слово

1) написать 2) черкануть 3) начертать 4) накатать

 

№ 4.Ударным является первый слог в слове

1) свекла 2) цыган 3) эксперт 4) шасси

 

№ 5.Ударным является последний слог в слове

1) буксировать 2) премировать 3) упрочить 4) черпать

 

№ 6.Под ударением произносится звук [э] в слове

1) опека 2) наемник 3) острие 4) старьевщик

 

№ 7.Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове

1) модель 2) теннис 3) партер 4) шинель

 

№ 8.На месте сочетания ЧНпроизносится [ШН] в слове

1) коричневый 2) лодочный 3) ленточный 4) скворечник

 

№ 9.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) иллюзия тонкое понимание, проникновение в суть чего-нибудь

2) антагонизм непримиримое противоречие

3) апелляция обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь

4) иерархия расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему

 

№ 10.Просторечную окраску имеет ФЕ (фразеологическая единица)

1) кот наплакал 2) попасться на удочку

3) черт дернул 4) средь бела дня

 

№ 11.Какой из синонимов нельзя употребить в предложении: Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями.

1) успешными 2) преуспевающими 3) удачливыми 4) плодотворными

 

№ 12.Грамматическая ошибка имеется в словосочетании:

1) к двадцать пятому декабрю 2) не превышает трехсот тысяч

3) около ста человек 4) на полутора тысячах гектаров

 

№ 13.В каком случае нарушено соответствие?

1) кафе – ср.р. 2) кюре – м.р. 3) кольраби – ср.р. 4) фрау – ж.р.

 

№ 14.Стилистически окрашенной является форма существительного

1) крейсера 2) трактора 3) дизеля 4) бульдозеры

 

№ 15.Не имеет соотносительного по роду существительного с названием лица слово

1) педагог 2) сторож 3) бегун 4) дворник

 

№ 16.Форма Р.п. мн.ч.образована неправильно от существительного

1) партизаны – партизан 2) саперы – саперов

3) цыгане – цыган 4) осетины – осетинов

 

№ 17.Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного

1) громоздкий 2) ловкий 3) жесткий 4) гулкий

 

№ 18.Разговорную окраску имеет форма повелительного наклонения от глагола

1) выбросить – выброси 2) выдвинуть – выдвини

3) выщипать – выщипли 4) махать – махай

 

№ 19.Сказуемое может быть в форме только единственного числа в предложении:

1. На конференцию (приехало – приехали) сто тридцать делегатов.

2. (Увеличивается – увеличиваются) сила тока и напряжение.

3. Большинство служащих (получило – получили) приказ и (ознакомилось – ознакомились) с ним.

4. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, (писала – писали) о победе над Германией.

 

№ 20.Ошибку в управлении содержит словосочетание

1) удостоен награды 2) доказательство о моей правоте

3) рад встрече 4) обвинение в предательстве

 

№ 21.Пишется раздельно наречие

1) (в)открытую 2) (в)придачу 3) (по)осеннему 4) (с)позаранку

 

№ 22. С точки зрения пунктуации правильным является предложение:

1. «Через два часа пойдет дождь»: с раздражением подумал Сергей.

2. Он глядел, как странно и светло был озарен двор, и как блистал алым зеркалом пруд.

3. В опасности забор не препятствие.

4. Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай!

 

№ 23.В предложении – Можно было подумать, что он уже нашел какой-то исход – к неточности высказывания привело:

1) неразличение синонимов

2) неразличение паронимов

3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов

4) неоправданное употребление антонимов

 

№ 24. Чтобы получился текст, предложения следует расположить в таком порядке:

1. Из 86 предсказаний писателя-фантаста Г.Уэллса сбылось свыше 30.

2. Проблема предвосхищения искусством открытий в науке рассматривалась немецким философом Ф.Шеллингом около двух веков назад.

3. Если же взять таких фантастов, как Ж.Верн и А.Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

4. На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства позволяет писателям успешно соревноваться с учеными в предвидении будущего.

 

№ 25.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) ассонанс повторение одинаковых или сходных согласных

2) полисиндетон многосоюзие

3) асиндетон бессоюзие

4) парономазия звуковое подобие слов, имеющих разные морфологические корни

 

№ 26.В предложении – В нашем районе придается большое внимание благоустройству дворов –нарушены нормы

1) лексические 2) морфологические 3) словообразовательные 4) синтаксические

 

№ 27.В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?

1. Звуки стрельбы, усиливаясь, слились в продолжительный грохот.

2. Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой.

3. Прочитав о боях, мне сразу представилась эта картина.

4. Туман поднялся и, принимая формы облаков, постепенно исчезал.

 

№ 28.В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?

1. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне.

2. Не смысл его слов, а само их звучание оказалось «звукотерапией».

3. С чего это он в такую пору курортничает?

4. Доставлениекниг в библиотеку задерживается.

 

№ 29. Правильно построено предложение

1. На совещании было обсуждено ряд вопросов.

2. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.

3. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.

4. Сразу по приезду в столицу чемпион встретился с журналистами.

 

№ 30. В каком из перечисленных случаев не принята ты-форма общения?

1) при обращении к знакомому, с которым установлены дружеские отношения

2) к старшему (по возрасту, положению) адресату в официальной обстановке общения

3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату

4) в неофициальной обстановке общения с равным по положению адресатом

 

Вариант 2

№ 1.Среди предложенных слов просторечную окраску имеет слово

1) сотняга 2) сотня 3) сотенная 4) стольник

 

№ 2.Нехарактерным для разговорного стиля является признак

1) подчеркнутая логичность 2) неподготовленность

3) ситуативность 4) эмоциональная окрашенность

 

№ 3.В данной стилистической парадигме книжную окраску имеет слово

1) истратить 2) промотать 3) расточительствовать 4) транжирить

 

№ 4. Ударным является первый слог в слове

1) сумерничать 2) задолго 3) баловать 4) цепочка

 

№ 5. Ударным является последний слог в слове

1) начал 2) позвонят 3) отослала 4) понял

 

№ 6. Под ударением произносится звук [э] в слове

1) бытие 2) одноименный 3) осужденный 4) наемник

 

№ 7. Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове

1) генетика 2) дебют 3) детектив 4) туннель

 

№ 8. На месте сочетания ЧН произносится [ШН] в слове

1) сливочник 2) гречневая 3) горчичник 4) елочная

 

№ 9. В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) депрессия разрушение, нарушение нормальной структуры

2) деградация утрата ценных свойств, качеств, упадок

3) концепция система взглядов на то или иное явление

4) адаптация приспособление к окружающим условиям

 

№ 10. Официальную окраску имеет ФЕ (фразеологическая единица)

1) валять дурака 2) сизифов труд 3) единовременное пособие 4) шевелить мозгами

 

№ 11. Глагол «одеть» уместно использовать в предложении:

1. Было ветрено, и все … плащи и куртки.

2. Малышей … потеплее.

3. Дедушка взял газету и … очки.

4. В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

 

№ 12. Грамматическая ошибка имеется в словосочетании:

1) в две тысячи пятом году 2) четыре балерины

3) более пятисот верст 4) в полутора метров

 

№ 13. В каком случае нарушено соответствие?

1) атташе – м.р. 2) какао – м.р. 3) леди – ж.р. 4) меню – ср.р.

 

№ 14. Стилистически окрашенной является форма существительного

1) инструкторы 2) кондуктора 3) шофера 4) конструкторы

 

№ 15. Не имеет соответственного по роду существительного с названием лица слово

1) композитор 2) воспитатель 3) кассир 4) москвич

 

№ 16. Форма Р.п. мн.ч. образована неправильно от существительного

1) башкиры – башкир 2) киргизы – киргизов

3) грузины – грузин 4) румыны – румынов

 

№ 17. Какая форма сравнительной степени носит книжный характер?

1) красивей 2) красивее 3) более красивый 4) красивше

 

№ 18. Разговорную окраску имеет глагол

1) обезболивать 2) рассредоточивать 3) сосредотачивать 4) изготавливать

 

№ 19. Сказуемое может быть в форме только единственного числа в предложении:

1. Двадцать один человек (подтвердил – подтвердили) сказанное.

2. Немало моих привычек и вкусов (не нравилось – не нравились) ему.

3. Большинство барсучьих городков (служит – служат) животным десятки лет.

4. Большинство горняков, получивших зарплату, (не было удовлетворено – не были удовлетворены) полученной компенсацией.

 

№ 20. Ошибку в управлении содержит словосочетание

1) преимущество перед противником 2) согласно договору

3) свойственный для них 4) заведующий лабораторией

 

№ 21. Под ударением пишется буква О в слове

1) закопч_нный 2) алыч_вый 3) беч_вка 4) выкорч_вывать

 

№ 22. С точки зрения пунктуации правильным является предложение:

1. Городу, в котором они сейчас находятся через три года минует тысяча лет.

2. Мириады снежинок мельтешили в лучах фар снижая видимость почти до нуля.

3. И овраг, и лес, и поляна: все было укрыто глубоким снегом.

4. Из края в край перекатывалось заглушавшее ход поезда стрекотание кузнечиков.

 

№ 23. В предложении:Проводится очень объемистая работа по сбору межотраслевой информации. – к неясности высказывания привело

1) неразличение синонимов

2) неразличение паронимов

3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов

4) неоправданное употребление антонимов

 

№ 24. Чтобы получился текст, предложения должны следовать в таком порядке:

1. С помощью домашнего компьютера можно будет делать покупки в «электронных супермаркетах».

2. Так,. в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, освещения и кондиционирования воздуха.

3. Расчеты будут производиться в «цифровых деньгах».

4. Эксперты уверены, что информационная и коммуникационная техника к 2013 году проникнет в новые сферы повседневной жизни.

 

№ 25. В каком случае нарушено соответствие?

1) метафора перенос названия с одного предмета на другой на основе

их смежности

2) олицетворение наделение неодушевленных предметов свойствами

человека

3) гипербола преувеличение свойств описываемого

4) эпитет образное определение предмета или действия

 

№ 26. В предложении: Они твердо верили в неминуемую победу –нарушены нормы:

1) лексические 2) фразеологические

3) словообразовательные 4) синтаксические

 

№ 27. В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?

1. Пробежав шагов тридцать, он увидел свою роту.

2. Большой пень, тлея, лежал на углях.

3. Приехав в крепость, Гринева никто не встретил.

4. Торопливо сев на лошадь, я пустился догонять отряд.

 

№ 28. В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?

1. Глаза у него были светлые, улыбчивые, с прищуринкой.

2. Я испытывал опустошительность гнева, обездушиваниеяростью.

3. Едва раздался слабый треньк, дверь распахнулась.

4. Первыши(первоклассники) робко входят в свой класс.

 

№ 29. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Благодаря выпавшим зимой осадкам, в почве сохранилось много влаги.

2. Читая романы Дюма, пробуждается интерес к истории.

3. Журналист взял интервью у команды футболистов, участвовавшей в чемпионате.

4. Вернувшегося из ссылки писателя ждали новые невзгоды.

 

№ 30.В какой из перечисленных ситуаций Вы-форма общения является малоупотребительной в настоящее время?

1) в официальной обстановке общения

2) в общении незнакомых людей

3) в общении знакомых в официальной обстановке в присутствии третьих лиц

4) в общении супругов

 

Вариант 3

№ 1. Среди предложенных слов жаргонизмом является

1) деньги 2) денежки 3) деньжата 4) хрусты

 

№ 2.Не является характерным для научного стиля признак

1) отвлеченность 2) информационная насыщенность

3) обобщенность 4) императивность

 

№ 3. Официально-деловую окраску имеет словосочетание

1) воздать должное 2) извлекать квадратный корень

3) установить контакт со зрителем 4) принять к исполнению

 

№ 4. Ударным является первый слог в слове

1) завидно 2) издали 3) мастерски 4) таможня

 

№ 5. Ударным является последний слог в слове

1)нефтепровод 2) танцовщик 3) феномен 4) торты

 

№ 6. Под ударением произносится звук [э] в слове

1) маневры 2) никчемный 3) безнадежный 4) афера

 

№ 7. Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове

1) альтернатива 2) фанера 3) темп 4) бизнесмен

 

№ 8. На месте сочетания ЧН произносится [ШН] в слове

1) пустячный 2) бараночный 3) встречный 4) точечный

 

№ 9. В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) резюме краткий вывод

2) генезис происхождение, возникновение

3) альтернатива необходимость выбора

4) адаптация зависимость восприятия от прошлого опыта

 

№ 10. Книжную окраску имеет ФЕ (фразеологическая единица)

1) рукой подать 2) ума не приложу 3) ничтоже сумняшеся 4) вещь в себе

 

№ 11. Глагол «предоставить» уместно использовать в предложении:

1. Нужно срочно … отчет о работе.

2. Позвольте … вам моего друга (познакомить).

3. За отличное выполнение боевого задания его … к награде.

4. Молодым специалистам … квартиру.

 

№ 12. Грамматическая ошибка имеется в словосочетании:

1) с двадцати пяти рублями 2) в пятистах шагах

3) до пяти килограммов 4) в обеих сумках

 

№ 13. Какое из соответствий является единственно верным?

1) пони – м.р. 2) визави – м. и ж. р. 3) фламинго – ж.р. 4) кофе – м.р.

 

№ 14. Стилистически окрашенной является форма существительного

1) инженеры 2) офицеры 3) слесаря 4) инспекторы

 

№ 15. Не имеет соотносительного по роду существительного с названием лица слово

1) радист 2) аспирант 3) дежурный 4) машинист

 

№ 16. Форма Р.п. мн.ч. образована неправильно от существительного

1) помидор – помидоров 2) макароны – макаронов

3) абрикос – абрикосов 4) апельсин – апельсинов

 

№ 17. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного

1) бойкий 2) верткий 3) гадкий 4) ветхий

 

№ 18. Неправильно образована форма 1 лица ед.ч. от глагола

1) дремать – дремлю 2) обогатить – обогащу

3) преградить – прегражу 4) выздороветь – выздоровлю

 

№ 19. Сказуемое может быть в форме только единственного числа в предложении:

1.Никто, даже самые подготовленные спортсмены, (не смог – не смогли) побить рекорд африканца.

2. На Аляске за два года (погибло – погибли) пятьдесят девять моржей.

3. У сарая (стояло – стояли) три повозки.

4. В цехе (работало – работали) двадцать шесть человек.

 

№ 20. Содержит ошибку в управлении словосочетание

1) плата за телефон 2) вопреки распоряжения

3) описывать встречу 4) сойти с поезда

 

№ 21. Слитно пишется слово

1) секретарь/референт 2) проф/организация

3) перекати/поле 4) масс/медиа

 

№ 22. Правильно расставлены знаки препинания в предложении:

1. Роса, блестя, заиграла на зелени.

2. Норки хищные и прожорливые зверьки.

3. Ничто казалось не предвещало беды.

4. В эти трудные дни он работал, не покладая рук.

 

№ 23.В предложении – Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом– к неточности высказывания привело:

1) неразличение синонимов

2) неразличение паронимов

3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов

4) неоправданное употребление антонимов

 

№ 24.Чтобы получился текст, предложения должны следовать в таком порядке:

1. Закон плавучести тел по сей день носит имя Архимеда.

2. Наибольший вклад эллинистическая наука внесла в механику.

3. Одной из величайших фигур греческой математики и механики являлся Архимед.

4. Архимед положил начало гидростатике, которая широко применяется при определении грузоподъемности кораблей.

 

№ 25.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) гипербола преуменьшение свойств описываемого

2) аллитерация повторение одинаковых или сходных согласных

3) анафора повторение одних и тех же элементов в начале

параллельного ряда

4) эпифора повторение одних и тех же элементов в конце

параллельного ряда

№ 26.В предложении – Ученики пристально слушали рассказ учителя– нарушены нормы:

1) лексические 2) фразеологические 3) словообразовательные

4) синтаксические

 

№ 27.В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?

1. Звуки взрывов не умолкали и, переливаясь, потрясали воздух.

2. Оглянувшись на этот крик, я увидел человек тридцать солдат.

3. Впереди них, выхватив шашку, скакал молодой прапорщик.

4. Добежав до внешнего рва, все смешалось в глазах Козельцова.

 

№ 28.В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?

1. Прообъяснялисьмы с тобой достаточно.

2. Мы синонимируемвласть с правом.

3. Машина укатила в синеватую прозрачность полей.

4. Сходни муравьинокишели приезжим народом.

 

№ 29.Без грамматических ошибок построено предложение:

1. Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.

2. Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природа».

3. Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

4. Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой.

 

№ 30. В каком из перечисленных случаев не принята ты-форма общения?

1) при обращении к младшему по возрасту

2) при обращении к младшему по должности в деловом общении

3) в неофициальной обстановке общения с хорошо знакомым собеседником, равным по возрасту

4) при обращении к другу в доверительной беседе

 

Вариант 4

№ 1. Из данных слов диалектным является

1) ухват 2) рогач 3) кадка 4) бочка

№ 2. Не относится к официально-деловому стилю признак:

1) стандартизованность 2) эмоциональность 3) точность 4) логичность

 

№ 3. В данной стилистической парадигме разговорную окраску имеет слово

1) замечательный 2) изумительный 3) клевый 4) классный

 

№ 4.Ударным является первый слог в слове

1) издавна 2) квартал 3) столяр 4) щавель

 

№ 5.Ударным является второй слог в слове

1) сливовый 2) красивее 3) чистильщик 4) дождались

 

№ 6.Под ударением произносится звук [э] в слове

1) одновременный 2) одноименный 3) маневры 4) скабрезный

 

№ 7.Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове

1) свитер 2) интервидение 3) стресс 4) диспансер

 

№ 8.На месте сочетания ЧН произносится [ШН] в слове

1) яичница 2) стрелочник 3) шуточный 4) святочный

 

№ 9.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) оптимальный краткий, четкий в изложении, немногословный

2) потенциальныйсуществующий в скрытом виде, возможный

3) корректный тактичный, вежливый, учтивый

4) виртуозный в высшей степени искусный, совершенный

 

№ 10.Не является членом синонимического ряда ФЕ (фразеологическая единица)

1) лезть из кожи 2) расшибаться в лепешку

3) вытягиваться в струнку 4) слабая струнка

 

№ 11.В каком предложении слово способныйупотреблено неверно

1. Требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения.

2. Способный ученик, он быстро стал хорошим специалистом.

3. Он был способный выполнить самую трудную задачу.

4. Для шуток обстановка да и настроение не очень-то способные.

 

№ 12.Грамматическая ошибка имеется в словосочетании

1) около полтора часа 2) уменьшить на одну двадцатую

3) трое медвежат 4) на протяжении девяноста лет

 

№ 13.В каком случае нарушено соответствие?

1) интервью – ср.р. 2) пани – ж.р. 3) панно – м.р. 4) конферансье – м.р.

 

№ 14.Стилистически окрашенной является форма существительного

1) веера 2) джемпера 3) свитера 4) вызова

 

№ 15.Не имеет соотносительного по роду существительного с названием лица слово

1) электрик 2) врач 3) директор 4) актер

 

№ 16. Неправильнообразована форма Р.п. мн.ч.от существительного

1) бланки – бланков 2) ясли – ясель

3) консервы – консервов 4) джинсы – джинсов

 

№ 17.Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного

1) хороший 2) дерзкий 3) меткий 4) гиблый

 

№ 18.В каком случае вариантные формы различаются значением?

1) колеблет – колебает 2) машет – махает

3) хнычет – хныкает 4) движет – двигает

 

№ 19.В каком предложении имеется ошибка в координации форм подлежащего и сказуемого?

1. Книга-справочник издана большим тиражом.

2. Театр-студия О.Табакова воспитал немало талантливых актеров.

3. Поезд-выставка вчера прибыл на станцию и будет открыт для посетителей.

4. Музей-квартира художника закрыта на реставрацию.

 

№ 20.Ошибку в управлении содержит словосочетание

1) препятствовать развитию 2) предостеречь от опасности

3) рассердиться на шутку 4) разъяснить условия

 

№ 21.Буква Ь не пишетсяв слове

1) не плач_те 2) надееш_ся 3) сплош_ 4) выше туч_

 

№ 22. Правильным с точки зрения пунктуации является предложение:

1. Неглубокий ров, тянувшийся вдоль дороги постепенно уклонился вправо.

2. Рюкзак с провизией как в воду канул.

3. Все эти цветы, блеск, запахи – возбуждали и бодрили.

4. Эта книга была задумана, как повесть о юношестве.

 

№ 23.В предложении: Миллионы людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. – к неясности высказывания привело:

1) неразличение синонимов

2) неразличение паронимов

3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов

4) неоправданное употребление антонимов

 

№ 24.Чтобы получился текст, предложения должны следовать в таком порядке:

1. Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия относятся к 1У-Ш тысячелетию до н.э.

2. Переход от каменных орудий к металлическим имел колоссальное значение в истории человечества.

3. Археологические материалы свидетельствуют, что для изготовления орудий и оружия человек прежде всего стал употреблять медь.

4. Начало обработки металлов восходит к УШ тысячелетию до н.э.

 

№ 25.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) метонимия перенос названия с одного предмета на другой на

основе их сходства

2) антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов

3) оксюморон соединение логически исключающих друг друга

понятий

4) перифраз(а) описательный оборот, употребляемый вместо слова

 

№ 26.В предложении – Владельцам вишневого сада грозит разорительство.– нарушены нормы:

1) лексические 2) фразеологические 3) словообразовательные 4)синтаксические

 

№ 27.В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?

1. Запах тумана и дыма от сырых дров, распространяясь, ел глаза.

2. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

3. Везде пылали костры, освещая в небольшом круге тени солдат.

4. Дым, поднимаясь, расходился по округе.

 

№ 28.В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?

1. Есть ли у вас такое лекарство – антивлюблин?

2. Тишкино око постоянно хранило загадочную веселинкуи все время подмигивало.

3. «Да что Ванька! – воскликнул Иван. – Чего ванькать-то

4. Весна в этом году такая же хлябистая, как и осень.

 

№ 29.Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Я надеюсь, что большинство меня поддержит.

2. У меня есть надежда на то, что большинство меня поддержит.

3. Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

4. Многие думают, что в лесных пожарах виноваты туристы.

 

№ 30.В каком из перечисленных случаев Вы-форма общения в настоящее время почти не употребляется?

1) при обращении детей к родителям

2) при обращении к знакомым в официальной обстановке в присутствии третьих лиц

3) при обращении к младшему по должности в деловом общении

4) при обращении к коллегам в официальной обстановке общения

 

Вариант 5

№ 1. Общим для литературного языка и просторечия является признак:

1) обработанность 2) нормированность 3) общепонятность

4) кодифицированность

 

№ 2.Публицистический стиль отличается от других книжных стилей признаком:

1) стандартность 2) логичность

3) открытая оценочность 4) объективность

 

№ 3.Среди данных слов официально-деловую окраску имеет слово

1) быстро 2) незамедлительно 3) стремительно 4) скоро

 

№ 4.Ударным является первый слог в слове

1) шприцы 2) договор 3) досуг 4) жалюзи

 

№ 5.Ударным является последний слог в слове

1) закупорить 2) кашлянуть 3) принудить 4) облегчить

 

№ 6.Под ударением произносится звук [э] в слове

1) житие 2) безнадежный 3) платежеспособный 4) белесый

 

№ 7.Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове

1) интервал 2) претензия 3) индексация 4) эстетика

 

№ 8.На месте сочетания ЧНпроизносится [ШН] в слове

1) перечная мята 2) поточный 3) нарочно 4) собачник

 

№ 9.В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

 

1) инвестиция агрессивное вмешательство во внутренние дела

какой-нибудь страны

2) интерпретация истолкование, разъяснение смысла

3) инновация нововведение

4) менталитет склад ума, мироощущение, мировосприятие

 

№ 10.Не относится к данному синонимическому ряду ФЕ (фразеологическая единица)

1) валиться с ног 2) едва стоять на ногах

3) ног не чуять под собой 4) со всех ног

 

№ 11.Какой из синонимов следует употребить в предложении: В нашем крае много … населенных пунктов. –

1) далеких 2) дальних 3) отдаленных 4) удаленных

 

№ 12.Грамматическая ошибка имеется в словосочетании

1) четверо подруг 2) прошло трое суток

3) на протяжении сорока лет 4) в сорок пятом году

 

№ 13.В каком случае нарушено соответствие?

1) сальто – ср.р. 2) депо – ср.р. 3) импрессарио – м.р. 4) шимпанзе – ж.р.

 

№ 14.Стилистически окрашенной является форма существительного

1) директора 2) снайпера 3) пекаря 4) бухгалтеры

 

№ 15.Не имеет соотносительного по роду существительного с названием лица слово

1) ткач 2) южанин 3) почтальон 4) кандидат в мастера спорта

№ 16.Форма Р.п. мн.ч.образована неправильноот существительного

1) заморозки – заморозков 2) нервы – нервов

3) сумерки – сумерков 4) каникулы – каникул

 

№ 17.Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного

1) скользкий 2) гладкий 3) ловкий 4) плохой

 

№ 18.Не имеет формы 1 лица единственного числа глагол

1) бороздить 2) затесать 3) клеймить 4) убедить

 

№ 19.Нарушена координация форм подлежащего и сказуемого в предложении

1. Рядом с торговым центром открыта закусочная-автомат.

2. Плащ-палатка сложена и упакована в рюкзак.

3. Река Днепр вышел из берегов.

4. Плетеное кресло-качалка стояло на террасе.

 

№ 20.Ошибку в управлении содержит словосочетание

1) оплатить проезд 2) обрадоваться подарку

3) основываться на эксперименте 4) по возвращению из командировки

 

№ 21. Пишется одна буква Н в слове

1) придума_ая история 2) единомышле_ ик

3) дорога дли_а 4) смышле_ый ребенок

 

№ 22. Правильнымс точки зрения пунктуации является предложение:

1. Комната была оклеена старыми, полосатыми обоями.

2. По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо.

3. Домик, как я вижу небольшой и ветхий.

4. Старик предупредил, что если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

 

№ 23. В предложении: Это была храбрая мысль– к неточности высказывания привело:

1) неразличение синонимов

2) неразличение паронимов

3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов

4) неоправданное употребление антонимов

 

№ 24. Чтобы получился текст, предложения должны следовать в таком порядке:

1. Чтобы решить эту проблему, надо выработать целый ряд понятий.

2. В начале столетия Р.Бекк писал о революции в человеческой психике в постиндустриальной цивилизации.

3. Все они связаны с революцией в психике человека.

4. Это предвидение начинает сбываться, и внимание науки акцентируется на исследовании класса надындивидуальных явлений.

 

№ 25. В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?

1) аллегория выражение отвлеченных понятий в конкретных

художественных образах

2) синекдоха замена множественного числа единственным,

употребление названия части вместо целого

3) антономасия употребление собственного имени в значении

нарицательного

4) литота преувеличение свойств описываемого

 

№ 26. В предложении: Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд – нарушены нормы:

1) лексические 2) фразеологические 3) словообразовательные 4) синтаксические

 

№ 27. В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?

1. Дойдя до небольшого ручья, войска сделали привал.

2. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

3. Входя в балаган, он чуть не пробил головой крышу.

4. Вернувшись на Родину, С. Эфрон был арестован.

 

№ 28. В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?

1. Нежный свет проливался на белуюкипень цветов.

2.Рассветно и холодно клубилась туманом Десна.

3. Говорили, что из-за огромного количества материала газета заболела «перефельетонитом».

4. Моя жизнь в этом году наполнена заботами озаканчиваниишколы.

 

№ 29. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. При переводе текста вам понадобится словарь.

2. Антон относится к тем людям, не сознавая этого, которые всегда хнычут.

3. Есть люди, которые всегда считают виноватыми не себя, а других.

4. Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших наш город.

 

№ 30.В каком из перечисленных случаев не является традиционной Вы- форма общения?

1) при обращении взрослых к незнакомому ребенку, подростку

2) при обращении к юридическому лицу в деловой переписке

3) к незнакомому или малознакомому человеку

4) к знакомому в официальной обстановке в присутствии третьих лиц

 

КЛЮЧИ

№ задания 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант

 

Примечание:

1. Каждое задание содержит один правильный ответ.

2. Цифры 24 задания обозначают последовательность предложений.

3. За каждый правильный ответ – 1 балл.

4. Тест считается выполненным при результате не менее 20 баллов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.