Изучение литературы к семинару. Письменный ответ на вопрос: «Как вы оцениваете уровень речевой культуры современного общества?»
Проверка письменной работы
Раздел 2.Качества хорошей речи(правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность). Нормативный аспект культуры речи.
Письменный анализ речевой ситуации, представленный в видеофрагменте.
Проверка письменной работы
Раздел 3.Устная форма речи и ее особенности.Отличие устной речи от письменной: Произносительная сторона устной речи.
Подготовить публичное выступление на тему «Должно ли образование быть платным?»
(письменный вариант)
Выступление на семинаре
Раздел 4.Основы риторики. Риторика как теория публичной речи. Основные виды красноречия.
Подготовить письменный анализ (партитура текста) произведения или отрывка из него.
Выступление на семинаре, проверка письменной работы
Раздел 5.Культура ораторской речи.Нормы речи. Функциональные стили русского языка.
Выполнение письменных работ в соответствии с нормами устной речи (письменный вариант).
Проверка письменной работы
Раздел 6.Выразительное (художественное) чтение как один из видов искусства устной речи. История искусства чтения, его теоретические основы. Практическое освоение элементов словесного действия.
Подготовить выразительное чтение прозаического, стихотворного произведений
Выступление на семинаре
Раздел 7. Подготовка литературного произведения к исполнению и его воплощение в чтении.Работа по подготовке к чтению произведений разных жанров.
Проанализировать школьную программу с точки зрения заданий по выразительному чтению.
Выступление на семинаре, проверка письменной работы
Содержание текущего и итогового контроля
Текущий контроль: тестирование
Формы контроля:
Содержание контрольных мероприятий
Текущие контрольно-обучающие задания
1. Конспектирование научной литературы
2. Устный реферативный обзор литературы выбранной теме.
3. Письменные и устные высказывания по учебной теме.
4. Составление терминологического словаря.
5. Участие в публичных полилогах – ролевых играх, беседах.
6. Подготовка индивидуальных сообщений (письменных, устных) по учебной теме
7. Исправление речевых ошибок и недочетов.
8. Редакторская правка текстов, письменных работ ученика (сокурсника).
Промежуточный контроль.
Формы контроля: тестовые задания к семинарским занятиям
Содержание контрольных мероприятий
Вопросы к зачету
1. Культура речи и ее важность для духовной жизни человека. Культура речи в системе лингвистических и внелингвистических наук.
2. Понятие коммуникативной целесообразности речи. Коммуникативные качества речи.
3. Тропы и стилистические фигуры как средство речевой выразительности.
4. Понятие о функциональном стиле. Стилистическая окраска языковых средств как один из основных факторов формирования стиля. Система функциональных стилей в современном русском языке.
5. Научный стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности. Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи в научном стиле.
6. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности.
7. Языковая норма и её характерные особенности. Нормы императивные и диспозитивные. Вариантность нормы. Структурно-языковые типы норм. Классификация речевых ошибок.
8. Нормы словоупотребления в современном русском литературном языке. Лексические и фразеологические ошибки.
9. Принципы организации и условия эффективности общения. Причины коммуникативных неудач.
10. Публицистический стиль, сфера его функционирования, основные стилевые черты и языковые особенности.
11. Разговорный стиль, сфера его функционирования и основные стилевые черты. Особенности разговорной речи.
12. Культура речи: нормативные, коммуникативные и этические аспекты.
13. Отличие устной речи от письменной. Роль невербальных средств общения (мимика, жесты и т.д.).
14. Пути становления и развития риторики в России.
15. Основные виды красноречия.
16. Особенности публичной речи. Подготовка речи к выступлению. Композиция публичного выступления.
17. Основные речевые ошибки при подготовке выступления и пути их преодоления.
18. Эффективность ораторской речи.
19. История искусства чтения, его теоретические основы.
20. Содержание, этапы и принципы работы над текстом при подготовке к чтению.
21. Техника речи. Голос и речь. Дыхание. Постановка речевого голоса. Дикция.
22. Особенности чтения прозы, обусловленные их родовой и мировой спецификой.
23. Композиционная и речевая структура текста и ее воплощение в чтении.
24. Чтение басен. Чтение повествовательной части диалога, морали. Чтение басни одним исполнителем и чтение по ролям. Чтение за «автора».
25. Чтение лирических произведений.
Список литературы
№
п/п
Наименование
(автор, название)
Наличие в библиотеке
(кол-во экз.)
Основная литература
Антонова Е.С. И др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.- М.:Академия, 2005
Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов.-4-е изд. –Ростов н/Д:Феникс,2007
Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов./ Под ред. О.Я. Гойхмана .-М.: ИНФРА-М,2006