Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели и задачи дисциплины



УТВЕРЖДЕНО

решением кафедры

от ______ протокол № __

заведующий кафедрой

Н.В.Гусева

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1.Б.5 ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕФЕКТОЛОГА

(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )

 

Профиль: Сурдопедагогика

Направление подготовки: 050700 Специальное дефектологическое образование

Согласовано:

декан факультета КузГПА,

председатель ученого совета факультета

_______________Н.Е. Разенкова

«___» ______________ 2011 г.

 

 

Разработчик:

И.В. Лукьянченко,

ст. преподаватель

 

 

Новокузнецк 2011

 

 

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 2011 /2012 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 201 г.

 

 

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой

Декан

"" 2011 г.

 

Рабочая программа

Индекс по ВОС Наименование дисциплины и её содержание Трудоемкость по ВОС
Основы речевой культуры дефектолога Понятие о культуре речи. Качества хорошей речи. Отличие устной речи от письменной. Произносительная сторона устной речи. Орфоэпия. Пути становления и развития риторики в России. Основные элементы речевого общения. Основные виды красноречия. Структура выступлений, их жанры и стили. Нормы речи. Функциональные стили русского языка и ораторская речь. Искусство художественного чтения. Исполнительский анализ как элемент школьного литературного анализа. Содержание, этапы и принципы работы над текстом при подготовке к чтению. Техника речи. Упражнения на артикуляцию и резонацию голоса. Логика речи. Психотехника. Чтение прозаических эпических произведений, сказок. Особенности чтения прозы. Композиционная и речевая структура текста и ее воплощение в чтении. Чтение басен. Чтение лирических произведений. Типы лирики и передача в чтении ее жанрового своеобразия. Образ лирического героя и исполнитель. Отработка приемов исполнительского анализа произведений разных жанров.

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует на подготовку к коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

§ компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

§ изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

§ построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

§ осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в области диагностико-консультативной деятельности:

§ психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

§ консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

§ оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

§ сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

§ выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

§ планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

§ организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

§ пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

 

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (1.1.5.).

Для освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Техника речи», «Общая и специальная педагогика», а также знания, полученные ими в процессе довузовского изучения русского языка (школа, колледж и т.п.).

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» является предшествующей по отношению к изучению дисциплин, входящих в блок «Филологические основы дефектологического образования», специальных методик обучения языку и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога», необходимы для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

Цель курса: развитие языковой и коммуникативной компетенции студентов и формирование у них готовности к эффективной коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности.

Задачикурса:

§ помочь студентам совершенствовать культуру речи, то есть умение излагать свои мысли в соответствии с темой, а также использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью и условиями общения;

§ развить качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность, знание фактического материала), правильность (владение нормами литературного языка), точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями), выразительность, чистоту и уместность;

§ выработать навыки речевого этикета как свода определенных правил речевого общения (обращение, приветствие, извинение как формы вежливости, просьба, благодарность, поздрав­ление, приглашение и т.д.); показать связь речевого этикета с культурой поведения;

§ познакомить студентов с основами современной риторики, основными законами порождения словесных произведений различных жанров, вооружить их необходимыми сведениями о красноречии с целью формирования определенных умений и навыков устного публичного выступления;

§ помочь студентам овладеть основами выразительного чтения как искусства художественного слова, сформировать у них навыки словесного действия в процессе упражнений по технике речи, психотехнике и логике речи;

§ повысить уровень исполнительного мастерства и режиссерско-педагогической подготовки студентов в процессе подготовки ими к чтению произведений, различных жанров (басня, стихотворение, отрывок из художественной прозы).

По курсу " Основы речевой культуры дефектолога " студенты должны знать:

§ связи языка и общества, основные направления государственной политики в области языка;

§ роль языка в развитии культуры и в становлении личности;

§ специфику и соотношение понятий «язык – речь – речевая деятельность»;

§ виды общения, основные коммуникативные качества речи;

  • сущность литературной нормы, её основные разновидности;
  • основные типы лингвистических словарей;
  • правила речевого этикета, нормы профессионального общения дефектолога.

 

Студенты должны уметь:

§ ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

§ реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации и задачам общения, возникающим в профессиональной деятельности;

§ пользоваться профессионально значимыми жанрами устной и письменной речи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.