Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Содержательные теории мотивации.



Содержательные теории мотивации - теории мотивации, базирующиеся на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Теория мотивации А.Маслоу - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей: /по возрастанию уровня иерархии/

1. Физиологические, витальные потребности, соответствующие врожденным первичным потребностям. Примерами могут служить голод, жажда, секс, потребности в жилище, одежде и сне.

2. Потребность в безопасности или экзистенциальные потребности приблизительно соответствует мотиву безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Потребности в безопасности можно разделить на физические (отсутствие угрозы жизни и здоровью) и экономические (отсутствие угроз экономическому положению). Если потребность в безопасности удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором.

3. Потребность в любви - соответствует потребностям в любви и принадлежности. Как и Фрейда, Маслоу обвиняют в неудачном выборе слов при определении уровней. Возможно, более подходящими понятиями для обозначения этого уровня были “потребность в принадлежности” или “социальные потребности”. Маслоу использовал слово любовь в смысле употребляемом в христьянстве - бог это любовь.

4. Потребности в чувстве собственного достоинства и потребности в статусе. Как составные уровня могут рассматриваться потребности во власти, достижениях и статусе. Маслоу обращает внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.

5. Потребность в самовыражении или духовные потребности - кульминация всех низших, средних и высших потребностей человека. Люди, добившиеся возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. Самовыражение тесно связано с концепцией “Я”, которая является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.По А. Маслоу потребность становится мотиватором только после того, как будут удовлетворены потребности низшие в иерархии потребностей.

Теория двух факторов - по Ф.Герцбергу - теория мотивации, согласно которой потребности можно разделить на: мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой; потребности, направленные на устранение негативных условий работы. В ней иерархия потребностей состоит: из высших потребностей - удовлетворенность работой, творчество, признание, продвижение по службе; из десяти низших потребностей.

Фредерик Герцберг продолжил работу Маслоу и создал модель поддержания уровня мотивации - специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он разработал в 1950 году двухфакторную теорию мотивации и предположил: удовлетворенность и неудовлетворенность работой представляют собой два независимых друг от друга измерения, которые можно изобразить на двух разных шкалах; имеется целый ряд "факторов" (условия/стимулы организации), влияющих на поле "удовлетворенность работой — нет удовлетворенности работой" мотиваторы), и ряд других факторов, влияющих на поле "нет неудовлетворенности работой - неудовлетворенность работой" (гигиенические факторы). Наиболее существенные мотиваторы - успех, признание, интересное содержание работы, возможности для профессионального роста, служебное положение, ответственность. Наиболее существенными гигиеническими факторами являются: вознаграждение, социальные связи, условия труда, безопасность труда, семейная жизнь, отношения с коллегами, политика фирмы. Вторая группа факторов, “удовлетворители”, вызывает чувство удовлетворения работой и отвечают за повышение мотивации или удовлетворенности сотрудников. Формула гласит: рабочая обстановка плюс мотивационные факторы равняется состоянию удовлетворенности; рабочая обстановка минус мотивационные факторы равняется нулевому эффекту. В большинстве случаев такие факторы не вызывают чувства удовлетворенности, хотя их наличие помогает предупредить чувство неудовлетворенности. Но отсутствие факторов поддержания может привести к появлению у сотрудников чувства неудовлетворенности. Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации, расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение содержательных факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности. Метод проектирования рабочего места в рамках содержательного обогащения труда также является вкладом Герцберга в развитие менеджмента. Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворенности, но не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть содержательной мотивации к труду; она не дает адекватного описания этого сложного процесса.

Теория мотивации К.Альдерфера - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на три вида потребностей по возрастанию уровня иерархии: потребности существования; потребности связи; потребности роста.

По К.Альдерферу движение от потребности к потребности идет вверх и вниз. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня, усиливается степень влияния потребности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень.

Содержательные теории трудовой мотивации Герцберга и в особенности Маслоу получили развитие в работах Клейтона Альдерфера. Он сформулировал модель категорий потребностей, которая больше подтверждена имеющимися эмпирическими данными. Клейтон Альдорфер выявил недочеты в иерархической теории потребностей Маслоу и, устраняя их, разработал концепцию, известную как теория потребностей в ERG: существование, отношения, рост.

Потребности существования включают физические условия и материальные нужды: пища, вода, условия работы, факторы безопасности и обеспеченности. Потребность в отношениях включает взаимоотношения человека с обществом на работе и вне работы. Потребность в росте сочетает чувство собственного достоинства и потребность в развитии своих способностей.

Одно из различий между теорией потребностей Альдорфера и иерархической теорией потребностей Маслоу в сокращении числа уровней потребностей с пяти до трех. По теории Альдорфера, любой из уровней или все три уровня могут иметь существенное значение в каждый момент времени. Он предполагает, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи, тем более важными становятся потребности существования. Альдорфер отличается от Маслоу утверждением, что чем меньше удовлетворяются потребности роста, тем более важными становятся потребности взаимосвязи.

В отличие от Маслоу и Герцберга он не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности. Теория ERG в целом обладает рядом сильных сторон, присущих ранним содержательным теориям, но лишена многих свойственных им ограничений. Однако остается фактом неспособность содержательных теорий объяснить сложность трудовой мотивации, они не могут быть непосредственно транслированы в реальную практику управления человеческими ресурсами. Теория мотивации Д. Макклеланда - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на три потребности высшего уровня: потребность власти; потребность успеха; потребность причастности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.