Целями освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» являются формирование целостных представлений: а) о генезисе и основных исторических этапах развития науки; б) об особенностях современной постнеклассической науки; в) о взаимодействии современной науки, культуры и образования; г) о системе актуальных философско-методологических проблем педагогики и управления образованием в контексте современного социально-гуманитарного знания.
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы:
Учебная дисциплина «Современные проблемы науки и образования относится к базовой части раздела Б 1 цикла общенаучных дисциплин по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения вузовской программы по курсу философии.
Изучение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик ООП по данному направлению подготовки:
- Управление воспитательными системами сельской школы (ПК-16)
- Инновационные процессы в образовании (ОК-5; ПК-3)
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования»:
Процесс изучения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями:
Общекультурными:
- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
Общепрофессиональными:
в области педагогической деятельности:
- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
в области управленческой деятельности:
- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: особенности генезиса и истории науки во взаимодействии с историей развития образования, идеалы и методологические установки современной постнеклассической науки, особенности современного социально-гуманитарного знания, специфические аспекты актуальных философско-методологических проблем этнопедагогики, педагогики и современного образования (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).
· Уметь: формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам современной науки, педагогики и образования (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).
· Владеть: знаниями, умениями и навыками системного анализа текстов, имеющих научно-педагогическое содержание, методологическим аппаратом ведения научной дискуссии, навыками аргументированной публичной речи и логического обоснования собственной точки зрения (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).
4. Структура и содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования»:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетныe единицы, 108 часов.
№
п/п
Раздел
дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/ЗЕТ)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Семинары
Самостоя-
тельная
работа
1.
Современные
проблемы науки и образования: предмет и круг проблем
1-2
Устный опрос
2.
Концепции развития
науки
3-5
3.
Классическая и неклассическая наука
6-8
Устный опрос
4.
Постнеклассическая наука
9-10
5.
Социально-гуманитарное познание
11-13
6.
Наука и образование: современные тенденции их взаимодействия и развития
14-16
Устный опрос,
реферат
Экзамен
(36 часов)
5. Образовательные технологии:
5.1. При изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» используются следующие образовательные технологии:
Технология модульного обучения, предусматривающая разделение содержания программы дисциплины на модули.
Технология развития критически-рефлексивного мышления, способствующая формированию разносторонней личности, умеющей критически относиться к информации и отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач в условиях современных культурно-исторических реалий.
Технология индивидуализации обучения, призванная реализовать познавательную и практическую деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов.
Визуально-иллюстративные и интернет-технологии, которые предоставляют широкие возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями; обеспечивают доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
5.2. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО используются активные и интерактивные формы проведения занятий (социально-философские рефлексии, эвристические дискуссии и диалоги, интернет-тестирование, мультимедийные презентации и т. д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью подготовки конкурентоспособных кадров с высшим профессиональным образованием.
5.3. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.
5.4.Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
№
семестра
Вид занятия
(Л, ПЗ, ЛР)
Используемые интерактивные образовательные технологии
Всего, час/ЗЕТ
Лекции
Мультимедийные презентации, работа в пакете MOODLE для тестирования при проверке самостоятельной работы студентов
Семинары
И Т О Г О
14/0,39
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
Примерная тематика рефератов
1. Болонские реформы и национальные программы в области образования.
2. Болонский процесс: позитив или негатив?
3. Концепция динамики науки Т. Куна.
4. Критерии научности знания.
5. Наука и искусство: история взаимодействия и диалога.
6. Наука и образование в современном обществе.
7. Наука и религия: проблема границ.
8. Наука как социокультурный феномен.
9. Наука, образование и культура: формы взаимодействия.
10. Научное и вненаучное мышление.
11. Неклассическая наука.
12. Новоевропейская классическая наука.
13. Образование в науке и наука в образовании.
14. Особенности социально-гуманитарного познания.
15. Постнеклассическая наука.
16. Проблема роста знания в концепции К. Поппера.
17. Реальность, знание, язык.
18. Роль и функции науки в инновационной экономике.
19. Роль современной науки в преодолении глобальных кризисов.
20. Роль философии в научном исследовании.
21. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
22. Сциентизм и антисциентизм.
23. Управление и самоуправление в сфере науки.
24. Функции государства в управлении развитием науки.
25. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.
26. Этические проблемы науки конца ХХ – начала ХХI вв.
6.2. Примерные вопросы к экзамену
1. Понятие о науке. Проблема возникновения науки.
2. Функции и типы наук.
3. Факторы и закономерности развития науки.
4. Идеалы науки и критерии научности.
5. Научная картина мира.
6. Структура научных революций в представлениях Т. Куна.
7. Концепция роста и развития научного знания К. Поппера.
8. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
9. Образование и наука в античной культуре.
10. Науки и образование в средневековых университетах западной Европы.
11. Философия и наука: сходства и различия.
12. Классическая наука и ее методологические установки.
13. Неклассическая наука и ее методологические установки.
14. Постнеклассическая наука и ее методологические установки.
15. Синергетика и глобальный эволюционизм как междисциплинарные принципы
научного исследования.
16. Наука как система подготовки кадров.
17. Наука как непосредственная производительная сила.
18. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: единство и различия.
19. Субъект, объект и предмет исследования в социально-гуманитарных науках.
20. Понимание и диалог в социально-гуманитарных науках.
21. Наука и образование как социальные институты.
22. Этика науки. Социально-этическая ответственность ученого.
23. Образование и его роль в решении глобальных проблем современности.
24. Информатизация и компьтеризация образования.
25. Образование, наука и религия: проблема границ и взаимодействия.
26. Современная научно-техническая революция, ее влияние на развитие науки и
образования.
27. Междисциплинарные исследования и их роль в современной науке.
28. Влияние науки на развитие образования: история и современные российские
тенденции.
29. Управление и самоуправление в науке и образовании.
30. Философия образования как направление научных исследований.
31. Бакалавриат и магистратура: теория и практика.