Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примерная тематика рефератов



Рабочая программа дисциплины

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Наименование магистерской программы

Управление качеством начального образования

В условиях сельской школы

 

 

Направление подготовки

Педагогическое образование

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Чебоксары 2013


1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» являются формирование целостных представлений: а) о генезисе и основных исторических этапах развития науки; б) об особенностях современной постнеклассической науки; в) о взаимодействии современной науки, культуры и образования; г) о системе актуальных философско-методологических проблем педагогики и управления образованием в контексте современного социально-гуманитарного знания.


2. Место дисциплины в структуре магистерской программы:

Учебная дисциплина «Современные проблемы науки и образования относится к базовой части раздела Б 1 цикла общенаучных дисциплин по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения вузовской программы по курсу философии.

Изучение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик ООП по данному направлению подготовки:

- Управление воспитательными системами сельской школы (ПК-16)

- Инновационные процессы в образовании (ОК-5; ПК-3)

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования»:

Процесс изучения дисциплины направлен на овладение следующими компетенциями:

Общекультурными:

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

Общепрофессиональными:

в области педагогической деятельности:

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

в области научно-исследовательской деятельности:

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

в области управленческой деятельности:

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: особенности генезиса и истории науки во взаимодействии с историей развития образования, идеалы и методологические установки современной постнеклассической науки, особенности современного социально-гуманитарного знания, специфические аспекты актуальных философско-методологических проблем этнопедагогики, педагогики и современного образования (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).

· Уметь: формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам современной науки, педагогики и образования (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).

· Владеть: знаниями, умениями и навыками системного анализа текстов, имеющих научно-педагогическое содержание, методологическим аппаратом ведения научной дискуссии, навыками аргументированной публичной речи и логического обоснования собственной точки зрения (ОК-1; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-11).

 

4. Структура и содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования»:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетныe единицы, 108 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/ЗЕТ) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Самостоя- тельная работа
1. Современные проблемы науки и образования: предмет и круг проблем 1-2       Устный опрос
2. Концепции развития науки 3-5  
3. Классическая и неклассическая наука 6-8 Устный опрос
4. Постнеклассическая наука 9-10  
5. Социально-гуманитарное познание 11-13  
6. Наука и образование: современные тенденции их взаимодействия и развития 14-16 Устный опрос, реферат
                Экзамен (36 часов)

5. Образовательные технологии:

5.1. При изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» используются следующие образовательные технологии:

Технология модульного обучения, предусматривающая разделение содержания программы дисциплины на модули.

Технология развития критически-рефлексивного мышления, способствующая формированию разносторонней личности, умеющей критически относиться к информации и отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач в условиях современных культурно-исторических реалий.

Технология индивидуализации обучения, призванная реализовать познавательную и практическую деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов.

Визуально-иллюстративные и интернет-технологии, которые предоставляют широкие возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями; обеспечивают доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

5.2. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО используются активные и интерактивные формы проведения занятий (социально-философские рефлексии, эвристические дискуссии и диалоги, интернет-тестирование, мультимедийные презентации и т. д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью подготовки конкурентоспособных кадров с высшим профессиональным образованием.

5.3. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.

5.4.Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

 

№ семестра Вид занятия (Л, ПЗ, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Всего, час/ЗЕТ
Лекции Мультимедийные презентации, работа в пакете MOODLE для тестирования при проверке самостоятельной работы студентов
Семинары
И Т О Г О 14/0,39

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

Примерная тематика рефератов

1. Болонские реформы и национальные программы в области образования.

2. Болонский процесс: позитив или негатив?

3. Концепция динамики науки Т. Куна.

4. Критерии научности знания.

5. Наука и искусство: история взаимодействия и диалога.

6. Наука и образование в современном обществе.

7. Наука и религия: проблема границ.

8. Наука как социокультурный феномен.

9. Наука, образование и культура: формы взаимодействия.

10. Научное и вненаучное мышление.

11. Неклассическая наука.

12. Новоевропейская классическая наука.

13. Образование в науке и наука в образовании.

14. Особенности социально-гуманитарного познания.

15. Постнеклассическая наука.

16. Проблема роста знания в концепции К. Поппера.

17. Реальность, знание, язык.

18. Роль и функции науки в инновационной экономике.

19. Роль современной науки в преодолении глобальных кризисов.

20. Роль философии в научном исследовании.

21. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

22. Сциентизм и антисциентизм.

23. Управление и самоуправление в сфере науки.

24. Функции государства в управлении развитием науки.

25. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.

26. Этические проблемы науки конца ХХ – начала ХХI вв.

 

6.2. Примерные вопросы к экзамену

1. Понятие о науке. Проблема возникновения науки.

2. Функции и типы наук.

3. Факторы и закономерности развития науки.

4. Идеалы науки и критерии научности.

5. Научная картина мира.

6. Структура научных революций в представлениях Т. Куна.

7. Концепция роста и развития научного знания К. Поппера.

8. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

9. Образование и наука в античной культуре.

10. Науки и образование в средневековых университетах западной Европы.

11. Философия и наука: сходства и различия.

12. Классическая наука и ее методологические установки.

13. Неклассическая наука и ее методологические установки.

14. Постнеклассическая наука и ее методологические установки.

15. Синергетика и глобальный эволюционизм как междисциплинарные принципы

научного исследования.

16. Наука как система подготовки кадров.

17. Наука как непосредственная производительная сила.

18. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: единство и различия.

19. Субъект, объект и предмет исследования в социально-гуманитарных науках.

20. Понимание и диалог в социально-гуманитарных науках.

21. Наука и образование как социальные институты.

22. Этика науки. Социально-этическая ответственность ученого.

23. Образование и его роль в решении глобальных проблем современности.

24. Информатизация и компьтеризация образования.

25. Образование, наука и религия: проблема границ и взаимодействия.

26. Современная научно-техническая революция, ее влияние на развитие науки и

образования.

27. Междисциплинарные исследования и их роль в современной науке.

28. Влияние науки на развитие образования: история и современные российские

тенденции.

29. Управление и самоуправление в науке и образовании.

30. Философия образования как направление научных исследований.

31. Бакалавриат и магистратура: теория и практика.

32. Образование в Чувашской Республике.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.