Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика современной российской государственности



 

Главный признак современной государственности России - ее переход к новому общественному строю, отличительными особенностями которого должны являться:

- баланс интересов различных групп, слоев, отдельных индивидов;

- равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений;

- сочетание свободы и справедливости;

- формирование правового государства[512].

Среди специфических черт переходного периода, в котором находится современное российское общество, следует назвать наличие элементов тоталитарного прошлого и одновременно ряда демо­кратических институтов, например многопартийность, гласность, раз­деление единой государственной власти на три ветви, институт референдума. Что касается тоталитарных элементов, то можно констатировать сохранение в отдельных сферах старой административной практики, стремление возвратить некоторые старые порядки. Сочета­ние элементов нового и старого накладывает отпечаток на организа­цию государственной власти, на государственно-правовой режим, взаимоотношения центра и мест.

Характеризуя форму правления в современной России, можно предположить, что на весь переходный период сохранится смешанная форма правления с сочетанием элементов президентской и парламентарной республик, со значительным перевесом в сторону президент­ской.

Государственное устройство современной России также характеризуется переходным состоянием. Нынешнее конституционное закреп­ление федеративного устройства России представляет собой полити­ческий компромисс различных интересов и подходов к государствен­ному устройству страны. Продолжением этого компромисса стал договорный процесс - заключение договоров между Российской Фе­дерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мне­ние, что заключение договоров девальвирует роль Конституции РФ в жизни общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается неравенство правового статуса субъек­тов Федерации, что ведет к конфликтам внутри нее.

Состояние переходности и противоречивости присуще и государственно-правовому режиму, сложившемуся в нынешней России. На­блюдается переплетение различных регуляторов общественных отно­шений: от непререкаемых государственных предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от эле­ментов жесткого государственного контроля до установления гласнос­ти, плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и др.

Переходный этап четко обозначился в функционировании российской государственности. Это выражается, в частности, в том, что Рос­сийское государство начинает постепенно осваивать новую для него роль, заключающуюся в служении обществу, а в содержании его функций возрастает удель­ный вес общесоциальных, общедемократических, гуманистических начал.

В этот период изменяются взаимоотношения государства и института собственности. Государственная собственность все больше выступает материальной основой государственной власти.

На формирование российской государст­венности большое влияние оказывает специфика национальных отно­шений, поскольку Россия - полиэтническое государство. Отсюда не­обходимость постоянного внимания государственных структур к национальным проблемам.

Кроме того, на развитие государственности оказывает существенное влияние фактор этничности, т.е. генетической преемственности населяющих страну народов, своеобразие их образа жизни, языка, национальной культуры, исторически сложившейся национальной психологии, в которой отражаются индивидуальные особенности народа. Поскольку этничность выступает постоянным фактором жизни многонациональ­ного общества, важно научиться жить в этих условиях и относиться к национальным отношениям как к своеобразному объекту управления.

В последнее время большое внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям, поскольку через них раскрывается со­стояние современной российской государственности. Важно отме­тить, что российское общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических нацио­нальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения об­щества. И хотя в Конституции РФ закреплен режим светского государства, фактической изоляции государства от конфессий не произошло, напротив, они сотрудничают во многих сферах жизни, например, в решении социальных вопросов (миссия милосердия), в разрешении вооруженных конфликтов (миротворческая миссия), в объединении общества для решения духовно-нравственных проблем и др.

Переходное состояние российской государственности характеризуется пересмотром ряда позиций во взаимоотношениях личности и государства. Происходит постепенный отказ от приоритета интересов государства и внедряется принцип неотчуждаемости естественных прав человека, их уважения, правовой защищенности личности от произвола государственных органов и должностных лиц.

Однако можно наблюдать и другую крайность, когда провозглаша­ется ничем не ограниченный приоритет интересов личности по срав­нению с интересами общества. Это снижает значение обязанностей отдельного человека перед другими людьми и обществом в целом. Поэтому существуют пределы реализации прав и свобод личности, они определяются общими ориентирами, конституционным и иным законодательством, прямыми запретами конкретных действий и по­ступков, системой обязанностей, а также ценностями, принятыми в обществе, например, установление ограничений только законом и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали, соразмерность ограничений сущностному содержанию прав и свобод человека, т.е. ограничения не должны изменять содержание этих прав и свобод и др.

Подводя итог вышесказанному отметим, что развитие российской государственности идет в общем русле закономерностей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России осо­бенным законам. Это объясняется исторической, национальной, ду­ховно-культурной самобытностью, а также геополитическим положе­нием страны[513].

 

Контрольные вопросы

1. Что подразумевается под понятием российской государственности?

2. Назовите факторы, определяющие особенности российской государственности. Охарактеризуйте их.

3. В чем заключаются специфические черты российской государственности на современном этапе?

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.