Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое государство и его признаки



 

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, напол­няется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - такая форма организации и деятель­ности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно вы­ступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы ре­ально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не сви­детельствует о наличии в обществе правовой государственности. Не­давний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового госу­дарства.

Экономической основой правового государства являются произ­водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на раз­личных формах собственности (государственной, коллективной, аренд­ной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господ­ство права, равенство участников производственных отношений, посто­янный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегули­рующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граж­дан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необхо­димые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к пра­вовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета "обезличенного" производства над социально-экономическими, политическими и духов­ными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государ­ство - это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечело­веческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечи­вает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государ­ством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиоз­ным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, насе­ляющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу об­щественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показа­телем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его сувере­нитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей, либо угрожает ей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государ­ственных и негосударственных организаций, обеспечивается их спра­ведливое правовое равновесие и свободное развитие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства - это современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2).

2. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В си­стеме правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государства уста­навливаются общеобязательные правила поведения, которые должны мак­симально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон облада­ет высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соот­ветствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизнен­но важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акцио­нерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законода­теля. В законах должны выражаться объективно складывающиеся обще­ственные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различ­ного рода законодательные ограничения и запреты субъективного ха­рактера подрывают основы правового государства, сдерживают обще­ственный прогресс.

Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и обще­ственной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законо­дательство. Никакой другой правовой акт государства не может проти­воречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство- это консти­туционное государство.

Верховенство закона и, прежде всего, конституции создает проч­ный режим правовой законности, стабильность справедливого правово­го порядка в обществе.

3. Принцип разделения властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организа­ционно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимо­действие, но и взаимоограничение полномочий в установленных преде­лах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жиз­ни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главен­ствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, вы­раженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолют­ного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов дей­ствующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непо­средственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на нача­лах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается так­же посредством ее подотчетности и ответственности перед представи­тельными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия ис­полнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои госу­дарственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодатель­ной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой - его важ­нейшей задачей является организационно-правовой контроль за норма­тивными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, высту­пает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны зако­нодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

4. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития: а) приоритет прав и свобод личности; б) социальная защищенность; в) социальная справедливость.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства недопу­стимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соот­ветствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нару­шения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: "Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено".

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом госу­дарстве объективное право свободы воплощается в субъективных пра­вах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия госу­дарства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социаль­но-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Что касается отношений между государством и гражданином, то они должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчи­няясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписа­ния и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обя­занностей. Обязательность закона для государственной власти обеспе­чивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирате­лями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уго­ловная ответственность должностных лиц государства, любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения долж­но носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

5. Четкое разграничение функций общества и государства. Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает обще­ственный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

6. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

7. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являются: международные конвенции - как общие, так и специальные, - международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Исходя из этого, общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (например, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешанный характер, являясь для одних государств обычными, а для других - договорными нормами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в про­цессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить но­вые элементы в теорию и практику строительства правового госу­дарства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.