Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 5. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕАЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА



 

 

Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.

Одной из наиболее распространенных причин откло­нений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения — неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются такие обра­зования личности ребенка, как самоотношение и самооценка (образ «Я»). Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отноше­нии к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении соци­альной адаптации или даже в виде болезни.


Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотно­шения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, способны привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняю­щегося поведения (A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schefer, 1965). Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправиль­ных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация.

Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо с ним обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений (J. Bowlby, 1979).

Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности (D. Winnicot, 1965).

На психическое развитие ребенка оказывают влияние не только нарушения семейного воспитания. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и, одновременно, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективно­сти в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказывается, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стрем­лением контролировать других детей, но сами же с трудом поддаются внешнему контролю. Они отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверст­никами, однако им не присущи альтруизм-, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель­ность, неагрессивность, отсутствие любознательности и оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался вычле­нить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы де­тей: компетентные, избегающие и незрелые.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с развитым самоконтролем собственно­го поведения, умением устанавливать дружеские отноше­ния со сверстниками.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со свер­стниками, избегающие новых ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственные за описанные паттерны детских черт.

1. Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них.

2. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, родители стараются, чтобы дети реализовывали свой потенциал.

3.Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми.

4.Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к со­циальной зрелости, общения и эмоциональной поддерж­ки, то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демок­ратичностью и принятием. Родители избегающих и незрелых имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, по сравнению с родителями незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль, социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Изучение детей с аномалиями развития и делинквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влия­ние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. Так, В. Й. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающееся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно правиль­ного типа поведения. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи .на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии разви­тия (А. Е. Личко, 1974; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) [52].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.