Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ



 

 

Общение между детьми и потребность в нем возникают на третьем году жизни ребенка. Два основных фактора доминируют в становлении коммуникативной потребности, это — предметное взаи­модействие детей и влияние взрослого. Предметное взаимодействие выдвигается на первый план по той причине, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте и может служить основой для общения детей. Для младших дошкольников предметное взаимо­действие оказывается малоэффективным. Дети сосредо­точены на своих игрушках и занимаются индивидуальной игрой. Даже в 3—4 года ребенок вполне может, не обращая ни на кого внимания, играть один. Он проявляет интерес, наблюдая за другими, но не вступает в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки не общаясь. Инициативные обращения к другим детям зачастую сводятся к попытке отобрать привлекательную игрушку! Поглощенность игрушками, свойственная детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Как показывает практика, без влияния взрослого контакты детей быстро распадаются.

Значительно более эффективным является вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга; демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоциональ­но-практическое общение.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Главное, не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение [42].

Здесь необходима целенаправленная организация детского общения, которую помогут осуществить педагоги детского сада.

Если трехлетний малыш посещает детский сад, то наверняка у него случаются конфликты со сверстниками, из-за понравившейся игрушки, неумения адекватно проявлять свои эмоций, из-за сложностей в речевом выражении своих желаний и, конечно, ввиду отсутствия опыта общения. Воспитателям необходимо учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности. Например: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «Попроси, машинку у Васи». Поскольку у ребенка еще недостаточно социального опыта, взрослый должен предлагать ему различные варианты поведения. Случается, что ребенок не хочет идти на компромисс — делиться своей игрушкой или обмениваться, в таком случае важно дать ему возможность наиграться игрушкой, а также научить объяснять свое поведение: «Я еще не наигрался», «Поиграю — отдам» и т. д. Кроме поведенческих аспектов, педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чув­ства, причем как положительные, так и отрицательные. Помните случай с Кирюшей, описанный в начале книги? Малыш не имел представлений о приемлемых способах выражения своих теплых чувств. Такие способы ему могли предложить взрослые: воспитатели и родители. На­пример, улыбнуться понравившемуся человеку, нежно обнять, сказать: «Ты мне нравишься» и др. На первых порах процесс выражения ребенком позитивных чувств должен проходить под чутким наблюдением взрослого. Начиная с раннего детства взрослые могут развивать в ребенке способность к сопереживанию: в приведенном случае следовало сказать ребенку, что когда он кусается, детям больно, неприятно. Сам по себе запрет и порицание неэффективны для развития личности: запрещая что-то, необходимо предложить ребенку альтернативный вариант, он должен знать, что существуют другие способы взаимодействия. Желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением. Педагогическое воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предвосхи­щая последствия собственных действий, как бы взвеши­вая все «за» и «против». Конечно, такое умение дается не сразу, ему предшествует долгая подготовительная работа.

Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. Потому-то детей надо последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно стро­ить свои высказывания. Основное правило такого обучения: обращение должно отражать чувства и желания ребенка и при этом не ущемлять достоинство и интересы другой стороны. Вначале педагогу придется непосредственно перефразировать некорректные детские высказывания, в соответствии с правилами эффективного общения. В дальнейшем необходимость прямого вмешательства воспитателя уменьшается и постепенно сходит на нет.

Рассмотрим механизмы преобразования некорректных детских высказываний.

 

Эффективность преобразованных высказываний состоит в том, что они предполагают дальнейшее конструктивное взаимодействие и развитие ситуации.

Педагогу следует не только учить детей корректно выражать свои мысли, но и говорить от своего имени. Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребенок пы­тается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь свое мнение, которое они при желании выскажут сами [20].

Одной из наиболее эффективных форм развития субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада является игровая деятельность.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.