Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие "национальная безопасность". Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.
Национальная безопасность Российской Федерации - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов.
Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ "О национальной безопасности".
Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.
1.Приоритет национальных интересов.
2. Законность.
3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.
4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.
5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
6. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.
Основные элементы концепции национальной безопасности России
Концепция национальной безопасности России - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.
Национальными интересами России на этапе перехода к рыночным отношениям являются:
1.Предотвращение угроз по всему их спектру.
2.Территориальная целостность страны. 3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав. 4. Интересы России в политической и геополитической сфере. 5. Экономические интересы. К основным объектам национальной безопасности относятся: • личность, ее права и свободы; • государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Источники угроз национальной безопасности Существуют три основных источника угроз национальной безопасности России: 1) геополитические противники; 2) компрадорски ориентированная часть российской элиты; 3) организованная преступность.
Сегодня выделяют еще - коррупцию Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для определенных сил за рубежом направлении: • недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства; • ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия; • удушение индустрии, науки, сельского хозяйства; • утечка капиталов; • недопущение России на мировые рынки; • перекачка ресурсов и др.
Направления национальной безопасности. В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как:
- геополитическая,
- оборонная,
- политическая,
- социальная,
- экономическая,
- продовольственная,
- демографическая,
- экологическая,
- информационная,
- психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).
Система национальной безопасности России Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности. Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз. Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются: • ее территориальная целостность; • воспроизводство народонаселения; • уровень государственно-экономического самосознания народа; • экономическое и социальное благополучия; • психическое и физическое здоровье; • права, свободы и обязанности граждан. Задачами системы национально-государственной безопасности являются: • разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов; • формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности; • восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
Структура системы национально-государственной безопасности
Структуру названной выше системы составляют:
• органы и силы безопасности;
• государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
• отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
Органы и силы национально-государственной безопасности К органам национальной безопасности относятся: • органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки; • органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента); • органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС; • органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор; • органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии; • органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомис-сия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. К силам национальной безопасности РФ относятся: • внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ; • внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.
Меры и средства обеспечения национальной безопасности Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера. Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в: • государственной защите национальных интересов; • национальной дипломатической политике; • поисках и поддержке стратегических геополитических союзников; • быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами; • готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.
Функционирование системы национальной безопасности России Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах: • мирного времени; • повышенной готовности; • чрезвычайного положения; • военного времени. Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации. Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения. Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения. В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов. Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.